ПАМФЛЕ́Т
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАМФЛЕ́Т (англ. pamphlet, от Pamphilius – имя героя популярной комедии 12 в.), публицистич. жанр; небольшое по объёму обличит. сочинение на актуальную социально-политич. тему. Его отличит. особенности: афористичность, резкая полемичность и тенденциозность, сочетание патетики с иронией, доходящей до сарказма (что сближает П. с сатирой). Сочинения подобного рода известны ещё в античности (напр., «Любитель лжи» Лукиана); как жанр П. сложился в эпоху Возрождения. Термин «П.» был впервые употреблён в 1344 в соч. «Philobiblon» англ. церковного деятеля Р. де Бёри. Среди наиболее известных П.: «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (1509), «Ареопагитика» Дж. Мильтона (1644), «Письма к провинциалу» Б. Паскаля (1656–57), «Чистокровный англичанин» Д. Дефо (1701), «Сказка бочки» Дж. Свифта (1704), «Русский в Париже» Вольтера (1760), «Жак-фаталист» Д. Дидро (1773), «Что такое третье сословие?» Э. Ж. Сьейеса (1789), «Памфлет памфлетов» П. Л. Курье (1824), «Наполеон Малый» В. Гюго (1852), «Я обвиняю» Э. Золя (1898), «Ненависть» Г. Манна (1933). В России образцами П. стали «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева (1836), «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского (1847), «Не могу молчать» Л. Н. Толстого (1908); П. создавали М. Горький, М. Е. Кольцов, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов и др.
Черты П. могут быть присущи и остросатирич. произведениям др. жанров, в которых худож. сторона подчинена идейно-политич. установкам автора: романы «Бесы» Ф. М. Достоевского (1871–72), «Остров пингвинов» А. Франса (1908); пьеса «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта (1941), и др.
П., содержащий клеветнич. сведения, – пасквиль.