Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НГУЕ́Н ЧАЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 225

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НГУЕ́Н ЧАЙ (Nguyẽn Trãi) (1380, Тханг­лонг, ны­не Ха­ной – 19.9.1442, там же), вьетн. по­эт, гос. дея­тель. Пи­сал на вьетн. яз. и на хан­ва­не. Из со­стоя­тель­ной се­мьи. Ме­ж­ду 1401 и 1406 сдал эк­за­ме­ны на учё­ную сте­пень. С 1406 ак­тив­но вы­сту­пал про­тив кит. экс­пан­сии, в 1417 стал со­рат­ни­ком Ле Лоя. В 1430-х гг. уда­лил­ся от дво­ра, пе­ре­ехал в род­ную де­рев­ню. Каз­нён по лож­но­му об­ви­не­нию.

Соз­дан­ный Н. Ч. «Сбор­ник сти­хо­тво­ре­ний на род­ном язы­ке» («Quốc âm thi tập») – древ­ней­ший со­хра­нив­ший­ся лит. па­мят­ник на вьетн. яз. Ли­ри­ке Н. Ч., раз­ви­ваю­щей кон­фу­ци­ан­ские по­ня­тия о спра­вед­ли­вом прав­ле­нии и вер­но­сти нрав­ст­вен­но­му дол­гу, при­су­ща не­то­ро­п­ли­вая рас­су­ди­тель­ность; стиль от­ли­чает­ся ла­ко­низ­мом, не­дос­ка­зан­но­стью, час­тым ис­поль­зо­ва­ни­ем оли­це­тво­ре­ния и ал­ле­го­рии. Зна­чит. ме­сто за­ни­ма­ет пей­заж­ная ли­ри­ка, в ко­то­рой вир­ту­оз­но пе­ре­да­ны от­тен­ки эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния че­ло­ве­ка. Ши­ро­кую из­вест­ность сни­ска­ли пуб­ли­ци­стич. тру­ды Н. Ч., в т. ч. пись­ма к кит. вое­на­чаль­никам, а так­же на­пи­сан­ное рит­ми­зо­ван­ной про­зой «Ве­ли­кое воз­зва­ние на за­ми­ре­ние ки­тай­цев» («Bình Ngô đại cáo», на хан­ва­не), по­свя­щён­ное бед­ст­ви­ям вьетн. на­ро­да.

Соч.: Клас­си­че­ская про­за Даль­не­го Вос­то­ка. М., 1975. С. 396–399; Клас­си­че­ская по­эзия Ин­дии, Ки­тая, Ко­реи, Вьет­на­ма, Япо­нии. М., 1977. С. 517–524.

Лит.: Trận Huy Liệu. Nguyẽn Trãi. Hа̀ Nội, 1969; Nguyẽn Lu’o’ng Bích. Nguyẽn Trãi đánh giặc cú’u nu’ró’c. Hа̀ Nội, 2003.

Вернуться к началу