НЕЧУ́Й-ЛЕВИ́ЦКИЙ ИВАН СЕМЁНОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕЧУ́Й-ЛЕВИ́ЦКИЙ Иван Семёнович (наст. фам. Левицкий; псевдонимы: Иван Нечуй, И. Баштовый, О. Криницкий, А. Глаголь, Neczuj) [13(25).11.1838, м. Стеблёв Киевской губ., ныне пос. гор. типа Черкасской обл., Украина – 15.4.1918, Киев], укр. писатель. Из семьи сельского священника. Окончил Киевскую духовную академию (1865). Преподавал в Богуславском духовном уч-ще (1859–61), в Полтавской семинарии (1865–66), гимназиях Калиша (1866–67), Седлеца (1867–72), Кишинёва (с 1873). В 1885 вышел в отставку; поселился в Киеве.
Печатался с 1868: повести «Две солдатки» («Дві московки») и «Рыболов Панас Круть» («Рибалка Панас Круть»), привлёкшие внимание правдивым изображением трагич. доли простого человека в условиях социального и нац. угнетения. В семейной хронике «Причепа» (1869) Н.-Л. запечатлел процесс денационализации на Волыни, сопровождавшийся социальным и духовным притеснением со стороны польск. шляхты. Идейные искания интеллигенции и проблема формирования «нового человека» – «народолюба» нашли отражение в романе «Тучи» («Хмари», 1874); позднее тема была развита в романе «Над Чёрным морем» («Над Чорним морем», 1890), а также в т. н. идеологич. повестях П. Мирного, А. Я. Конисского, Б. Д. Гринченко. Классикой укр. реалистич. прозы стали повести «Микола Джеря» (1878) и «Бурлачка» (1878–80), посвящённые жизни укр. села, процессу обнищания и пролетаризации крестьянства. Народно-смеховой стихией проникнуты повести «Нельзя бабе Параске удержаться на селе» («Не можна бабі Парасці вдержатись на селі», 1874), «Благословите бабе Палажке скоропостижно умереть» («Благословіть бабі Палажці скоропостижно вмерти», 1875). В повести «Семья Кайдаша» («Кайдашева сім’я», 1879) драматизм внутрисемейных конфликтов предстаёт в юмористич. окраске. Иронич. интонация, переходящая в едкую сатиру, характерна для повестей и рассказов из жизни духовенства: «Старосветские батюшки и матушки» («Старосвiтскi батюшки та матушки», 1884–85), «Афонский проходимец» («Афонський пройдисвіт», 1890), «Среди врагов» («Поміж ворогами», 1893). Историко-лит. сочинения: «Современное литературное направление» («Сьогочасне літературне прямування», 1878) и «Украинство в литературной тяжбе с Москвой» («Українство на літературних позвах з Московщиною», 1891) отразили противоречивость мировоззренч. и эстетич. взглядов Н.-Л., который отстаивал нац. самобытность и народность укр. лит-ры, противопоставляя её «ненужной» для украинцев рус. лит-ре, хотя на практике высоко ценил творчество рус. писателей (в частности, перевёл на укр. яз. две сатирич. сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Среди др. сочинений: историч. повести, в т. ч. «Князь Иеремия Вишневецкий» (1897); историч. драма «Маруся Богуславка» (1875); комедия «На Кожемяках» (1875; переработана М. П. Старицким в комедию «За двумя зайцами», 1883); фантастич. сказка «Запорожцы» (1873); научно-популярные очерки, заметки о театре, публицистика. Н.-Л. участвовал также (совм. с П. А. Кулишом и И. П. Пулюем) в подготовке первого перевода Библии на укр. яз. (1903).