ЛЕГЕ́НДА
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕГЕ́НДА (лат. legenda, букв. – то, что должно быть прочитано), 1) жанр ср.- век. религ. литературы; назидательная история (или цикл историй) из жизни христианского святого. Восходит к обычаю читать в церквах и монастырях в день памяти святого эпизоды из его жития. Будучи близкой к житию, Л. обычно не воссоздавала всю жизнь святого, но сосредоточивалась на отд. поучит. моментах из неё, в которых особенно ярко проявились его добродетели и творимые Богом чудеса. Л. существовали как в виде отд. произведений, так и в сб-ках (т. н. легендариях). Среди самых древних латинских прозаич. сб-ков Л. – «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души» Григория I Великого. Широкую популярность получил переведённый на многие европ. языки лат. сб. «Золотая легенда» Якова Ворагинского, в котором повествования из жизни Иисуса Христа, Девы Марии, апостолов, святых расположены в порядке церковного года. В лит. обработке (на латинском, а впоследствии и на др. языках) Л. могли принимать разл. жанровые формы: эпич. стихотворения (древнейшие образцы – у Григория Турского, Венанция Фортуната, Алкуина и др.), драмы (в миракле и др.), гимна и др. К сюжетам ср.-век. Л. обращались мн. писатели более поздних эпох (Л. Тик, Г. Флобер, А. Франс, Т. Манн, П. Клодель и др.). В широком смысле термином «Л.» обозначают также круг традиц. сказаний, связанных с определённым лицом или местом [напр., кельт. Л. о короле Артуре (см. Артуровские легенды), легенды о Фаусте, Дон Жуане].
2) Жанр фольклорной несказочной прозы, осмысляющий чудесные события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей, со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). В отличие от мифов, Л. независимы от ритуала; в отличие от преданий, события Л. могут относиться не только к прошлому, но и к настоящему и будущему; в отличие от волшебной сказки, Л. рассказывает о чуде как о достоверном событии. Рус. фольклорные Л. бытовали как в устной, так и в письм. форме. Нар. письм. Л. церковь отнесла к «отреченным книгам» (апокрифам), поскольку их содержание не соответствовало офиц. вероучению. В рус. фольклоре выделяются этиологические, религ.-назидат. и социально-утопич. Л. Этиологич. Л. имели познават. характер, объясняли происхождение мира, человека, животных. Особенно многочисленна группа религ.-назидат. Л.: о Боге Отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имён святых; рассказы, предостерегающие от нарушения церковных запретов, а также о святых старцах и о юродивых. Социально-утопич. Л., выражая мечту народа о справедливом обществ. устройстве, выступали «содержательной формой идеологии народных движений» (К. В. Чистов): среди них – Китежская легенда; Л. «о далёких землях» (напр., Л. о Беловодье, которая среди уральских старообрядцев была настолько популярна, что привела к появлению особой секты – бегунов); о «возвращающемся избавителе». В устной традиции христианские Л. нередко вступали во взаимодействие с жанровыми канонами сказки и принимали её форму. Отчасти это приводило к расширению сказочного репертуара, а также к оформлению нового жанра – легендарной сказки («Марко Богатый», «Безручка»), часто приближавшейся к анекдотич. рассказам («Соломон Премудрый», «Поп в козлиной шкуре», «Илья-пророк и Никола»). Сюжеты и образы фольклорных Л. использовали А. С. Пушкин, А. К. Толстой, Н. С. Лесков, П. И. Мельников-Печерский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. Первый сб-к рус. фольклорных Л. издан А. Н. Афанасьевым в 1859.
Обозначение «Л.» применяется также к живописным, а с 19 в. – и к муз.-драматич. произведениям, связанным с сюжетами Л. (драматич. Л. «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза; оратория «Легенда о св. Елизавете» Ф. Листа; балет «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса; танцевальная Л. «Достославнейшее видение» П. Хиндемита). Л. может называться также песня в нар. духе о событиях далёкого прошлого (разновидность вокальной баллады – у К. Лёве и др.) или инструментальное произведение повествоват. характера (Л. для скрипки с оркестром Г. Венявского; «Четыре легенды» Я. Сибелиуса для оркестра; Л. для фп. С. С. Прокофьева).