Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЛЕ́ЖА МИРОСЛАВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 77

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Мещеряков

КРЛЕ́ЖА (Krleža) Ми­ро­слав (7.7.1893, За­греб – 29.12.1981, там же), хорв. пи­сатель, ви­це-пре­зи­дент Юго­сла­вян­ской ака­де­мии на­ук и ис­кусств (с 1947). Окон­чил во­ен. ака­де­мию в Бу­да­пеш­те (1913); в 1916 на­хо­дил­ся на фрон­те в Га­ли­ции. В 1919–40 ре­дак­ти­ро­вал лит. жур­на­лы «Plamen» (совм. с А. Це­сар­цем), «Knji­žena republika» и др. Впе­чат­ле­ния от пре­бы­ва­ния в СССР (1925) от­ра­же­ны в кн. «По­езд­ка в Рос­сию» («Izlet u Ru­siju», 1926, рус. пер. 2005). Чл. КП Юго­сла­вии (ис­клю­чён в 1939 за кри­ти­ку ста­ли­низ­ма). Ди­рек­тор югосл. Лек­си­ко­гра­фич. ин-та (с 1950); гл. ред. «Эн­цик­ло­пе­дии Юго­сла­вии». Пе­ча­тал­ся с 1914. В ран­них сочи­не­ни­ях, на­пи­сан­ных под влия­ни­ем экс­прес­сио­низ­ма, за­мет­но ув­ле­че­ние К. ре­во­люц. идео­ло­ги­ей: по­этич. сб-ки «Сти­хи» («Pjesme», sv. 1–3, 1918–19), «Ли­ри­ка» («Lirica», 1919); пье­сы-ле­ген­ды «Кра­ле­во» («Kral­jevo», 1915), «Хри­сто­фор Ко­лумб» (1918), «Ми­ке­ланд­же­ло Буо­нар­ро­ти» (1919) и др. Раз­оча­ро­ва­ние в ре­во­люц. идеа­лах от­ра­зи­лось в дра­ме «Гол­го­фа» («Golgo­ta», 1922). Ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ская те­ма­ти­ка раз­ра­бо­та­на К. в дра­мах «Га­ли­ция» («Ga­li­cija», 1922) и «Вол­чий Лог» («Vučjak», 1923), сб-ках но­велл «Хор­ват­ский бог Марс» («Hrvatski bog Mars», 1922, пе­ре­ра­бо­тан­ное изд. – 1933) и «Ты­ся­ча и од­на смерть» («Hiljadu i jedna smrt», 1933).

В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. К. об­ра­тил­ся к опы­ту «но­вой дра­мы» А. Стринд­бер­га и Г. Иб­се­на, соз­дав цикл пьес, объ­е­ди­нён­ных ис­то­ри­ей од­ной се­мьи: «Гос­по­да Глем­баи» («Gospo­da Glembajevi», 1928, рус. пер. 1958), «В аго­нии» («U agoniji», 1928, рус. пер. 1980), «Ле­да» («Leda», 1932). Глу­бо­кий пси­хо­ло­гизм со­че­тал­ся в глем­ба­ев­ском цик­ле (вклю­чив­шем так­же неск. рас­сказов) с жё­ст­кой со­ци­аль­ной кри­ти­кой; идео­ло­гия «глем­ба­ев­щи­ны» трак­то­ва­лась как хорв. ва­ри­ант «ка­ра­ма­зов­щи­ны». Кон­фликт ху­дож­ни­ка с об­ще­ст­вом в цен­тре наи­бо­лее из­вест­но­го ро­ма­на К. – «Воз­вра­ще­ние Фи­лип­па Ла­ти­но­ви­ча» («Povratak Filipa Latinovića», 1932, рус. пер. 1969). В са­ти­рич. ро­ма­нах «На гра­ни рас­суд­ка» («Na rubu pameti», 1938, рус. пер. 1958) и «Бан­кет в Блит­ве» («Ban­ket u Blitvi», кн. 1–3, 1938–62) К. под­верг кри­ти­ке бур­жу­аз­ные об­ществ. от­но­ше­ния и идео­ло­гию то­та­ли­та­риз­ма. В рус­ле на­род­но-сме­хо­вой тра­ди­ции на­пи­сан сб. сти­хов на кай­кав­ском диа­лек­те «Бал­ла­ды Пет­руш­ки Ке­рем­пу­ха» («Ba­lade Petri­ce Ke­rempuha», 1936, рус. пер. 1986). В фи­лос. пье­се-фан­та­зии «Аре­тей» («Are­tej…», 1959) К. вновь об­ра­тил­ся к те­ме борь­бы с ти­ра­ни­ей. Судь­ба не­сколь­ких по­ко­ле­ний хор­ват на ши­ро­ком фо­не по­ли­тич. жиз­ни стра­ны в 1910–20-х гг. вос­соз­да­на в ро­ма­не-эпо­пее К. «Зна­мё­на» («Zastave», ч. 1–5, 1963–68, рус. пер. 1984).

Соч.: Сти­хи. М., 1967; Sabrana djela. Sarajevo; Zagreb, 1975–1988. Sv. 1–50; Из­бран­ное. М., 1980.

Лит.: Lasić S. Krleža. Kronologija života i rada. Zagreb, 1982; Иль­и­на Г. Я. Раз­ви­тие юго­слав­ско­го ро­ма­на в 20–30-е гг. ХХ в. М., 1985; Vučković R. Krležina dela. Sarajevo, 1986; Künstlerische Dialektik und Identitätssuche: Literaturwissenschaftliche Studien zu M. Krleža. Wiesbaden, 1990; Škvorc B. Ironija i roman u Krležinim labirintima. Zagreb, 2003; Шмель­ко­ва И. А. М. Крле­жа. Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1979.

Вернуться к началу