КРЛЕ́ЖА МИРОСЛАВ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЛЕ́ЖА (Krleža) Мирослав (7.7.1893, Загреб – 29.12.1981, там же), хорв. писатель, вице-президент Югославянской академии наук и искусств (с 1947). Окончил воен. академию в Будапеште (1913); в 1916 находился на фронте в Галиции. В 1919–40 редактировал лит. журналы «Plamen» (совм. с А. Цесарцем), «Knjižena republika» и др. Впечатления от пребывания в СССР (1925) отражены в кн. «Поездка в Россию» («Izlet u Rusiju», 1926, рус. пер. 2005). Чл. КП Югославии (исключён в 1939 за критику сталинизма). Директор югосл. Лексикографич. ин-та (с 1950); гл. ред. «Энциклопедии Югославии». Печатался с 1914. В ранних сочинениях, написанных под влиянием экспрессионизма, заметно увлечение К. революц. идеологией: поэтич. сб-ки «Стихи» («Pjesme», sv. 1–3, 1918–19), «Лирика» («Lirica», 1919); пьесы-легенды «Кралево» («Kraljevo», 1915), «Христофор Колумб» (1918), «Микеланджело Буонарроти» (1919) и др. Разочарование в революц. идеалах отразилось в драме «Голгофа» («Golgota», 1922). Антимилитаристская тематика разработана К. в драмах «Галиция» («Galicija», 1922) и «Волчий Лог» («Vučjak», 1923), сб-ках новелл «Хорватский бог Марс» («Hrvatski bog Mars», 1922, переработанное изд. – 1933) и «Тысяча и одна смерть» («Hiljadu i jedna smrt», 1933).
В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. К. обратился к опыту «новой драмы» А. Стриндберга и Г. Ибсена, создав цикл пьес, объединённых историей одной семьи: «Господа Глембаи» («Gospoda Glembajevi», 1928, рус. пер. 1958), «В агонии» («U agoniji», 1928, рус. пер. 1980), «Леда» («Leda», 1932). Глубокий психологизм сочетался в глембаевском цикле (включившем также неск. рассказов) с жёсткой социальной критикой; идеология «глембаевщины» трактовалась как хорв. вариант «карамазовщины». Конфликт художника с обществом в центре наиболее известного романа К. – «Возвращение Филиппа Латиновича» («Povratak Filipa Latinovića», 1932, рус. пер. 1969). В сатирич. романах «На грани рассудка» («Na rubu pameti», 1938, рус. пер. 1958) и «Банкет в Блитве» («Banket u Blitvi», кн. 1–3, 1938–62) К. подверг критике буржуазные обществ. отношения и идеологию тоталитаризма. В русле народно-смеховой традиции написан сб. стихов на кайкавском диалекте «Баллады Петрушки Керемпуха» («Balade Petrice Kerempuha», 1936, рус. пер. 1986). В филос. пьесе-фантазии «Аретей» («Aretej…», 1959) К. вновь обратился к теме борьбы с тиранией. Судьба нескольких поколений хорват на широком фоне политич. жизни страны в 1910–20-х гг. воссоздана в романе-эпопее К. «Знамёна» («Zastave», ч. 1–5, 1963–68, рус. пер. 1984).