ЙЕ́ЛЬСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЙЕ́ЛЬСКАЯ ШКО́ЛА (Yale school), направление в амер. литературоведении 1970–1980-х гг. Его представители (Х. Блум, П. М. де Ман, Дж. Хартман, Дж. Х. Миллер и др. сотрудники Йельского ун-та) применяли принципы деконструктивизма в интерпретации гл. обр. произведений англ. романтизма и лит-ры Викторианской эпохи. Учёные Й. ш. стремились выявить в тексте скрытый метафорич. или риторич. план, который, по их мнению, предполагает невозможность однозначного понимания произведения. Всякая интерпретация текста неполна и «ошибочна»; критик должен, оставив попытки его «понять», направить свои усилия на то, чтобы вскрыть противоречие между внешней логич. структурой текста (ложно указывающей на наличие у него единственного объективного смысла) и его фигуративно-риторич. многозначностью. Работы учёных Й. ш. ставили своей целью показать, что фигуры текста отсылают не к внелитературным смыслам, а либо к более ранним текстам лит. традиции, либо к др. фигурам того же текста; произведение оказывалось лабиринтом фигур и цитат, бесконечно отсылающих друг к другу. При этом деконструкция рассматривалась Й. ш. не только как исследовательский метод, но и как модус существования самого лит. текста, который в конечном итоге открыт для читателя и критика лишь в той мере, в какой он отрицает и «разоблачает» сам себя, обнаруживая за «инсценировкой» смысла свою полную непостижимость. Разработанная в рамках Й. ш. методика анализа лит. произведения оказала значит. влияние на литературоведение кон. 20 в.