ЗО́РИН ЛЕОНИД ГЕНРИХОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗО́РИН Леонид Генрихович (3.11.1924, Баку – 31.3.2020, Москва), рус. писатель, сценарист. Из семьи служащих. Окончил филологич. ф-т Азербайджанского ун-та в Баку (1946), заочное отделение Лит. ин-та им. М. Горького в Москве (1947). C 1948 жил в Москве. Дебютировал детской книгой стихов (1934), которая была отмечена М. Горьким. Автор св. 40 разножанровых пьес, среди которых: «Молодость» (1949), «Откровенный разговор» (1953), «Варшавская мелодия» (пост. в 1967), «Декабристы» (пост. в 1967), «Медная бабушка» (пост. в 1975), «Покровские ворота» (1974, экранизирована М. М. Козаковым, 1982), «Царская охота» (1978, экранизирована В. В. Мельниковым, 1990), «Союз одиноких сердец» (1991, пост. в 1992), «Маньяк» (2000), «Роковая опечатка» (2003), «Невидимка» (2004) и др. Пьесы З. неизменно пользовались популярностью у зрителей, однако в сов. период официальная реакция на них была сдержанной, а иногда и отрицательной [сняты с репертуара пьесы «Гости» (1953, пост. в 1954), содержавшая критику партийной номенклатуры, и «Римская комедия» («Дион») (1964, пост. в 1965) – о сложных отношениях художника и власти]. Для З.-драматурга характерно острое чувство современности, настойчивое стремление постичь как закономерности истории, так и неизменные качества человеческой природы. Его мастерство проявилось прежде всего в изящно построенных, динамичных диалогах, где парадоксально сочетаются тонкий юмор и грусть, горькая ирония и надежда. Автор рассказов, киносценариев, повести «Главная тема» (1981), романной трилогии [«Старая рукопись» (1980), «Странник» (1984), «Злоба дня» (1992)], романов «Трезвенник» (2001), «Юпитер» (2002), «Сансара» (2004), мемуаров «Авансцена. Записки драматурга» (1995), «Зелёные тетради» (1999), а также статей о классич. и совр. театре, о психологии творчества, о выдающихся деятелях сцены.