ВА́ССЕРМАН ЯКОБ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВА́ССЕРМАН (Wassermann) Якоб (10.3.1873, Фюрт, близ Нюрнберга – 1.1.1934, Альтаусзе, Австрия), нем. и австр. писатель. Родился в обедневшей евр. семье. С 1894 жил в Мюнхене, сотрудничал в разл. газетах и журналах. В 1898 переехал в Вену, где сблизился с Г. фон Гофмансталем, др. членами лит. группы «Молодая Вена». Печатался с 1896 (рассказ «Сумерки»). Известность принёс первый роман «Цирндорфские евреи» («Die Juden von Zirndorf», 1897, рус. пер. 1909) о совр. лжемессии, которому В., отрицающий любые проявления фанатизма, противопоставляет идеал естественного человека. Социально-бытовой роман «История юной Ренаты Фукс» («Die Geschichte der jungen Renate Fuchs», 1900, рус. пер. 1908) о перерождении падшей женщины. Романы «Александр в Вавилоне» («Alexander in Babylon», 1905), «Маски Эрвина Райнера» («Die Masken Erwin Reiners», 1910) отмечены интересом к ницшеанству, противоречиям декадентства. «Каспар Хаузер, или Леность сердца» («Caspar Hauser oder die Trägheit des Herzens», 1908, рус. пер. 1926) – историч. роман о таинственном нюрнбергском найдёныше, который сталкивается с косной буржуазной средой, обрекающей его на гибель. Роман «Человечек с гусями» («Das Gänsemännchen», 1915, рус. пер. 1925) воссоздаёт борьбу гениального музыканта со средой и самим собой. Гл. герой романа «Христиан Ваншаффе» («Christian Wahnschaffe», 1919) – сын миллионера; пережив религ. обращение, он навсегда уходит из семьи ради служения обездоленным. Романы В. имеют чёткий сюжет, стройную форму, при этом притчеобразны, психологичны, пронизаны философскими размышлениями. Искания В. отмечены близостью нем. неоромантизму, экспрессионизму, мюнхенскому и венскому модерну, европ. символизму. Религ.-мистич. идеал В. навеян чтением Б. Спинозы, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, З. Фрейда, Ф. Брентано.