БЫ́КОВ ВАСИЛЬ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЫ́КОВ (Быкаў) Василь (Василий Владимирович) (19.6.1924, дер. Бычки Ушачского р-на Витебской обл. БССР – 22.6.2003, Минск), белорус. писатель, нар. писатель БССР (1980), Герой Соц. Труда (1984). Писал на белорус. и рус. языках. Из крестьянской семьи. Учился в Витебском худож. уч-ще (1939–40). В 1942 призван в Красную Армию, окончил Саратовское пехотное уч-ще, воевал с 1943. После войны служил на Украине, в Белоруссии и на Дальнем Востоке, демобилизован в 1955. Жил в Гродно, работал в местной печати; с кон. 1970-х гг. в Минске. Один из активных деятелей белорус. демократич. движения сер. 1980-х – нач. 1990-х гг. Во 2-й пол. 1990-х гг. жил в Европе, незадолго до смерти вернулся на родину. Начал печататься с 1947. Главная для Б. тема войны впервые появилась в рассказе «В первом бою» (1949). Трагич. судьбы рядовых участников войны, подвиг как нравств. категория – в центре его творчества, тесно связанного с традициями русской (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский) и белорусской (Я. Колас) классики, претворившего также худож. опыт Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, А. Камю. В повести-реквиеме о юных защитниках родины «Журавлиный крик» («Жураўлiны крык», 1960), повестях «Третья ракета» («Трэцяя ракета», 1962; экранизирована в 1963), «Измена» («Здрада», 1961) событийный план трактован подчёркнуто субъективно, эпич. время и пространство сжаты, на первый план выдвинуты этические проблемы, сложность человеческих отношений. Пронзительным лиризмом проникнута повесть «Альпийская баллада» (1964, экранизирована в 1966; балет на муз. Е. А. Глебова, 1967). Повесть «Мёртвым не больно» («Мёртвым не балiць»; журнальный вариант 1965, отд. изд. – 1982) с её изображением войны как абсурда, критикой преступного пренебрежения человеческой жизнью вызвала резкую реакцию парт. идеологов. Вопрос о цене победы поставлен в повестях «Проклятая высота» («Праклятая вышыня», 1968), «Круглянский мост» (1969), «Дожить до рассвета» («Дажыць да світання», 1973; экранизирована в 1975). Сюжетная основа повестей «Обелиск» («Абелiск», 1973; экранизирована в 1977), «Пойти и не вернуться» («Пайсцi i не вярнуцца», 1978) – партизанское движение в Белоруссии. Испытывая своих героев в пограничных ситуациях выбора между жизнью и смертью, мужеством и предательством, писатель оценивает их поступки сквозь призму библейских образов («Сотников», 1970; экранизация Л. Е. Шепитько под назв. «Восхождение» – 1977); повествование нередко приобретает притчево-метафорич. характер. Повесть «Знак беды» (1982; экранизирована в 1985; Ленинская пр., 1986) – о судьбе белорус. народа на сломе историч. эпох, об истоках нар. характера, его роли в массовом сопротивлении фашизму. Проблема вины перед погибшими легла в основу романа «Карьер» (1986). Тема сталинских репрессий доминирует в повестях «Облава» (1989), «Стужа» (1991), рассказе «Жёлтенький песочек» (1995). Среди др. произведений: повести – «Волчья стая» (1975; экранизирована в 1976), «Его батальон» (1976), «Полюби меня, солдатик» (1996); автобиографич. книга «Длинная дорога домой» («Доўгая дарога да дому», 2003); книга выступлений, статей и интервью на темы истории и совр. судьбы Белоруссии «На распятии» («На крыжах», 1992). Гос. пр. СССР (1974), Гос. пр. БССР (1978). Награждён орденом Ленина.