Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМА́ДУ ЖОРЖИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 584

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ф. Надъярных

АМА́ДУ (Amado) Жор­жи (10.8.1912, Пи­ран­ги, штат Ба­ия – 6.8.2001, г. Сал­ва­дор, штат Ба­ия), браз. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье мел­ко­го зем­ле­вла­дель­ца, учил­ся на юри­дич. ф-те ун-та Рио-де-Жа­ней­ро. Пер­вый ро­ман «Стра­на кар­на­ва­ла» («O país do car­na­val», 1931) – иро­ни­че­ское изо­бра­же­ние бо­ге­мы г. Сал­ва­дор (Ба­ия). В 1932 сбли­зил­ся с ле­во­ре­во­лю­ци­он­ны­ми кру­га­ми. Твор­че­ст­во А. в 1930-е гг. эво­лю­цио­ни­ру­ет от ро­ма­нов про­ле­тар­ской те­ма­ти­ки – «Ка­као» («Cacáu», 1933), «Пот» («Su­or», 1934) – к фольк­ло­риз­му пер­во­го баи­ян­ско­го цик­ла: ро­ма­ны «Жу­биа­ба» («Ju­biabá», 1935), «Мёрт­вое мо­ре» («Mar morto», 1936), «Ка­пи­та­ны пес­ка» («Capitães de areia», 1937), по­стро­ен­ные на спла­ве бы­то­пи­са­тель­ства, ме­ло­дра­ма­тиз­ма и со­ци­аль­но­сти. Кни­ги цик­ла тя­го­те­ют к жан­ро­вой мо­де­ли ро­ма­на вос­пи­та­ния, со­еди­нён­ной со спе­ци­фи­че­ски ис­поль­зуе­мой фольк­лор­ной точ­кой зре­ния: ста­нов­ле­ние ге­роя вос­про­из­во­дит ми­фо­по­этич. и со­ци­аль­ный путь са­мо­реа­ли­за­ции лич­но­сти. Важ­ней­шим эле­мен­том сю­жет­но-ком­по­зи­ци­он­ной струк­ту­ры яв­ля­ют­ся аф­ро-браз. куль­ты и ри­туа­лы, впер­вые вве­дён­ные в этом ка­че­ст­ве в браз. лит-ру. В 1937 А. аре­сто­ван, за­тем эмиг­ри­ро­вал. В эми­гра­ции на­чал ра­бо­ту над эпич. цик­лом о «зем­ле ка­као»: ро­ма­ны «Бес­край­ние зем­ли» («Ter­ras do sem-fim», 1943), «Сан Жор­жи дос Иль­еус» («São Jorge dos Ilhе́us», 1944), «Крас­ные всхо­ды» («Sea­ra ver­melha», 1946). В цик­ле ми­фо­по­эти­че­ский об­раз зем­ли (дев­ст­вен­ной це­ли­ны, вар­вар­ско­го ла­би­рин­та бес­ко­неч­ных за­рос­лей) со­вме­ща­ет­ся со все­сто­рон­ним, до­ку­мен­та­ли­ст­ским рас­кры­ти­ем со­ци­аль­но-этич. про­блем. В 1945 вер­нул­ся в Бра­зи­лию. В 1946 А. был из­бран в Пар­ла­мент от КПБ, по­сле за­пре­ще­ния ко­то­рой вновь доб­ро­воль­но эмиг­ри­ро­вал, пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе и Азии, бы­вал в СССР (1948–52). А. пуб­ли­ко­вал­ся во всех стра­нах «со­циа­ли­сти­че­ско­го ла­ге­ря» (Ле­нин­ская пр., 1951). Вер­нув­шись в Бра­зи­лию, из­дал про­ком­му­ни­стич. кни­ги «Мир ми­ра» («O mun­do da paz», 1950) и «Под­по­лье свободы» («Os sub­terrâneos da liber­dade», 1952). С 1958 А. воз­ро­ж­да­ет в об­нов­лён­ном ви­де по­эти­ку пер­во­го баи­ян­ско­го цик­ла: ро­ма­ны «Габ­ри­эла, гвоз­ди­ка и ко­ри­ца» («Gab­ri­ela, cravo e canela», 1958), «Ста­рые мо­ря­ки» («Os vel­hos ma­ri­nhei­ros», 1961), «Пас­ты­ри но­чи» («Os pastôres da noite», 1964), «До­на Флор и два её му­жа» («Dona Flor e seus dois mari­dos», 1966), «Лав­ка чу­дес» («Tenda dos mi­la­gres», 1969), «Те­ре­за Ба­ти­ста, ус­тав­шая вое­вать» («Teresa Ba­ti­sta can­sada de guerra», 1972), «Боль­шая за­пад­ня» («To­caia grande», 1983) и др. Зре­лая по­эти­ка А. ори­ен­ти­ро­ва­на на гор. нар. куль­ту­ру, оп­ре­де­ляю­щую свое­об­ра­зие со­ци­аль­но­го па­фо­са, близ­ко­го к лу­боч­ной са­ти­ре; в этой по­эти­ке соз­даёт­ся спе­ци­фич. ин­тер­тек­сту­аль­ность, ос­но­ван­ная на пе­ре­пле­те­нии разл. жан­ро­вых форм нар. иск-ва, со­еди­няю­щих­ся в мно­го­мер­ное ди­на­мич­ное це­лое про­ти­во­ре­чи­вой гар­мо­нии все­об­щей не­за­вер­шён­но­сти. Гро­те­ск­ная «не­го­то­вость бы­тия» – ос­нов­ной прин­цип уст­рой­ст­ва ху­дож. ми­ра А., где гра­ни­ца ме­ж­ду дей­ст­ви­тель­ным и во­об­ра­жае­мым пре­вра­ще­на в фик­цию.

Соч.: Собр. соч.: В 3 т. М., 1986–1987.

Лит.: J. Amado: new criti­cal es­says. N. Y., 2001.

Вернуться к началу