АМА́ДУ ЖОРЖИ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АМА́ДУ (Amado) Жоржи (10.8.1912, Пиранги, штат Баия – 6.8.2001, г. Салвадор, штат Баия), браз. писатель. Родился в семье мелкого землевладельца, учился на юридич. ф-те ун-та Рио-де-Жанейро. Первый роман «Страна карнавала» («O país do carnaval», 1931) – ироническое изображение богемы г. Салвадор (Баия). В 1932 сблизился с левореволюционными кругами. Творчество А. в 1930-е гг. эволюционирует от романов пролетарской тематики – «Какао» («Cacáu», 1933), «Пот» («Suor», 1934) – к фольклоризму первого баиянского цикла: романы «Жубиаба» («Jubiabá», 1935), «Мёртвое море» («Mar morto», 1936), «Капитаны песка» («Capitães de areia», 1937), построенные на сплаве бытописательства, мелодраматизма и социальности. Книги цикла тяготеют к жанровой модели романа воспитания, соединённой со специфически используемой фольклорной точкой зрения: становление героя воспроизводит мифопоэтич. и социальный путь самореализации личности. Важнейшим элементом сюжетно-композиционной структуры являются афро-браз. культы и ритуалы, впервые введённые в этом качестве в браз. лит-ру. В 1937 А. арестован, затем эмигрировал. В эмиграции начал работу над эпич. циклом о «земле какао»: романы «Бескрайние земли» («Terras do sem-fim», 1943), «Сан Жоржи дос Ильеус» («São Jorge dos Ilhе́us», 1944), «Красные всходы» («Seara vermelha», 1946). В цикле мифопоэтический образ земли (девственной целины, варварского лабиринта бесконечных зарослей) совмещается со всесторонним, документалистским раскрытием социально-этич. проблем. В 1945 вернулся в Бразилию. В 1946 А. был избран в Парламент от КПБ, после запрещения которой вновь добровольно эмигрировал, путешествовал по Европе и Азии, бывал в СССР (1948–52). А. публиковался во всех странах «социалистического лагеря» (Ленинская пр., 1951). Вернувшись в Бразилию, издал прокоммунистич. книги «Мир мира» («O mundo da paz», 1950) и «Подполье свободы» («Os subterrâneos da liberdade», 1952). С 1958 А. возрождает в обновлённом виде поэтику первого баиянского цикла: романы «Габриэла, гвоздика и корица» («Gabriela, cravo e canela», 1958), «Старые моряки» («Os velhos marinheiros», 1961), «Пастыри ночи» («Os pastôres da noite», 1964), «Дона Флор и два её мужа» («Dona Flor e seus dois maridos», 1966), «Лавка чудес» («Tenda dos milagres», 1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» («Teresa Batista cansada de guerra», 1972), «Большая западня» («Tocaia grande», 1983) и др. Зрелая поэтика А. ориентирована на гор. нар. культуру, определяющую своеобразие социального пафоса, близкого к лубочной сатире; в этой поэтике создаётся специфич. интертекстуальность, основанная на переплетении разл. жанровых форм нар. иск-ва, соединяющихся в многомерное динамичное целое противоречивой гармонии всеобщей незавершённости. Гротескная «неготовость бытия» – основной принцип устройства худож. мира А., где граница между действительным и воображаемым превращена в фикцию.