АЛЬФЬЕ́РИ ВИТТОРИО
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЬФЬЕ́РИ (Alfieri) Витторио (16.1.1749, Асти – 8.10.1803, Флоренция), граф, итал. поэт и драматург. Учился в Воен. академии в Турине (1758–66), затем путешествовал по Европе (недолго находился в России). Впечатления от путешествий лишь минимально отражены в автобиографич. кн. «Жизнь Витторио Альфьери из Асти» («Vita…», 1790–1803; изд. 1806), которая носит в большей мере интроспективный характер. Очевидец Великой франц. революции, А. поначалу с жаром её приветствовал [ода «Париж без Бастилии» («Parigi sbastigliato», 1789)], а затем резко осудил [прозиметрический антифранц. памфлет «Мизогалл» («Misogallo», 1793–1799)]. А. – реформатор итал. трагедии, соединивший в своём творчестве классицистич. и предромантич. элементы. С 1775 по 1790 им написана 21 трагедия (первая из них – «Клеопатра», «Cleopatra»). В трагедиях А. конфликт обычно строится на противостоянии деспотич. воли тирана и свободолюбия индивидуума, строго соблюдены правила классицистич. единств; по примеру античных трагиков А. пишет нерифмованным ямбом и предельно упрощает сюжет. Диалоги превращаются в динамичные идейные поединки. В нарушение норм классицистич. стиля неистовые страсти выражены предельно эмоционально. А. сам классифицировал свои трагедии по тематич. признаку. «Трагедии рока» [«Антигона» («Antigone», 1776), «Агамемнон» («Agamemnone», 1783)] рисуют власть судьбы над индивидуальными устремлениями одержимых страстями героев. В «трагедиях свободы», написанных на историч. сюжеты [«Виргиния» («Virginia», 1781), «Брут I» («Bruto Primo», 1788), «Брут II» («Bruto Secondo», 1786–87)], конфликт имеет политич. характер. В поздних трагедиях А. меньше ориентируется на строгую форму греч. трагедии; конфликт чаще переносится в плоскость семейных, дружеских отношений. В «трагедиях внутренней борьбы» [«Саул» («Saulo», 1782); «Мирра» («Mirra», 1784)] А. делает шаг к созданию новой формы трагедии, где, как в др.-греч. театре, активную роль играл бы хор. В 1797 публикует 17 сатир в духе Ювенала. В последние годы жизни А. написал 6 стихотв. комедий, в т. ч. «Противоядие» («L’antidoto») и «Оконце» («La Finestrina»; все 1800–02; опубл. в 1803). В трагедиях А. выразился кризис просветительского рационалистич. миропонимания, а сатирич. творчество А. отразило ощущение конца оптимистич. веры в разумное общественное устройство.