Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕРО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. А. Васюкова

БЕРО́Н Петр, Петр Хаджи Берович (1795, 1799 или октябрь 1800, Котел – 21.3.1871, близ Крайовы, Румыния), болгарский врач, деятель болгарского просвещения, педагог, философ, естественник. С 1817 учился в Княжеской академии Св. Саввы (Бухарест). С 1821 жил и работал частным учителем в Брашове (Румыния), принимал участие в просветительской деятельности среди болгарских эмигрантов, особенно в деле развития школьного образования на болгарском языке. В 1824 на средства болгарского просветителя А. Йовановича издал здесь первый болгарский букварь («Буквар с различни поучения»), известный как Рыбный букварь (Рибен буквар) из-за изображённых в конце книги кита и дельфина. Букварь не только служил пособием по обучению чтению, но имел целью дать болгарским детям знания на живом родном (болгарском) языке (содержал сведения по болгарской грамматике, тексты для чтения, воспитывающие принципы светской морали, сведения по естественным наукам и арифметике); также включал молитвы на церковнославянском языке. Б. получил медицинское образование в Мюнхенском университете (окончил в 1831). До 1841 служил окружным врачом в Крайове, до 1853 занимался частной предпринимательской деятельностью. Одновременно (с 1842) работал в Сорбонне (Париж), занимался исследованиями в области естественных, физико-математических наук (сочинения Б. составили 25 томов). Жертвовал средства на развитие школ в Болгарии, материально помогал молодым болгарам, обучающимся в иностранных учебных заведениях, приобретал книги, искал образованных людей, которые могли бы преподавать в школах в Болгарии. Первым среди болгарских педагогов рекомендовал ввести метод взаимного обучения в болгарских школах и впервые изложил его принципы в болгарской педагогической литературе (они приводятся и в его букваре). Выступал против жестокого отношения учителей к ученикам, в том числе против телесных наказаний в школе. Разработал принципы школьного образования, в соответствии с которыми необходимо развивать женское образование (на деньги Б. в Болгарии было открыто несколько школ для девочек), а также образование не только в городах, но и в сельской местности (содействовал созданию школ в болгарских сёлах), школа должна давать профессиональные знания и знание иностранных языков. После смерти Б. (найден задушенным в своём имении близ Крайовы), по завещанию, его состояние было использовано для строительства болгарской мужской педагогической гимназии в Одрине (ныне Эдирне, Турция), на содержание школ.

Соч.: Изследвания и материали. София, 1962; Буквар с различни поучения (фототипно издание). София, 1964; Произход на физическите и естествените науки и на метафизическите и нравствените науки. София, 1978; Славянска философия. София, 2000.

Лит.: Бъчварова Н., Бъчваров М. Д-р Петър Беров. Живот – дейност – натурфилософия. София, 1975; Ванков Н. Ив. Петър Берон // Библиотека «Български писатели». Живот – творчество – идеи / Под ред. на Н. Аретов. Варна, 2003. Т. 1; Аргирова-Герасимова М., Атанасова Д. Рибният буквар – дело на Петър Берон, просветителя и реформатора на учебното дело в България // Информационен бюлетин на Централната библиотека на БАН. 2009, № 5.

Вернуться к началу