ПАРОНОМА́ЗИ́Я
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРОНОМА́ЗИ́Я (от пара… и греч. ὀνομάζω – называть), стилистический приём, предполагающий нарочитое сближение слов, в чём-либо сходных в своём звуковом составе. Напр., «Из года в год / Негодная погода» (Л. Н. Мартынов). Сопоставляются любые слова – родственные, звуковое сходство которых обусловлено их словообразоват. связями [«Из дверей сарая... вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха» (М. А. Шолохов)], и неродственные, звуковое подобие которых случайно [«Ах, тошнит от тебя, тишина!» (А. А. Вознесенский)].
Назначение П. – придать тексту, фразе дополнит. выразительность, усилить их действенность, подчёркивая игрой созвучных слов авторскую мысль, образность высказывания, оригинальность худож. формы. При сопоставлении случайно созвучных слов нередко, гл. обр. в поэзии, фольклоре, прослеживается тенденция установить их смысловые или семантич. ассоциации (на этом, в частности, строится народная этимология), намекнуть на них [«Камни смачно скрипят в холодных зубах скреперов» (Р. И. Рождественский)].
П. имеет варианты; напр., парехеза [П. со словами, которые различаются одной буквой («Муж по дрова, а жена со двора») или переставленными слогами [«Сени – сони, / Сани – сини…» (Д. М. Ковалёв)], палиндром [«Сетуй, утёс! / Утро чорту» (В. Хлебников)].
Основные сферы использования П. – поэзия [обычно в рамках предложения, часто в составе рифмы: «Бездомен как демон, бездымен как порох. / Ни дома, ни дыма, ни думы, ни дамы…» (П. Г. Антокольский); «Достигается потом и опытом / Безотчётного неба игра» (О. Э. Мандельштам); «Kümmert sich mehr um den Krug, als den Krieg» ‘Заботится больше о выпивке, чем о войне’ (Ф. Шиллер)] и фольклор [пословицы, поговорки, загадки, потешки, скороговорки (напр., «Карл у Клары украл кораллы»), устойчивые формулы сказок, былин (напр., «Жили-были старик со старухою…», «чудо-юдо рыба-кит»)]. Используется П. и в прозе, художественной [«Это не какая-нибудь взятка-... Это не взятка-с, а законное, так сказать, взятие...» (А. П. Чехов)] и публицистической [«Эстетизм – это красивость, а не красота, любование, а не любовь» (А. Н. Толстой)]. В исследованиях поэтич. речи П. называют паронимией, паронимической аттракцией.