Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРОНОМА́ЗИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 378

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. А. Бельчиков

ПАРОНОМА́ЗИ́Я (от па­ра… и греч. ὀνομάζω  – на­зы­вать), сти­ли­сти­че­ский при­ём, пред­по­ла­гаю­щий на­ро­чи­тое сбли­же­ние слов, в чём-ли­бо сход­ных в сво­ём зву­ко­вом со­ста­ве. Напр., «Из го­да в год / Не­год­ная по­го­да» (Л. Н. Мар­ты­нов). Со­пос­тав­ля­ют­ся лю­бые сло­ва – род­ст­вен­ные, зву­ко­вое сход­ст­во ко­то­рых обу­слов­ле­но их сло­во­об­ра­зо­ват. свя­зя­ми [«Из две­рей са­рая... вы­шла сгорб­лен­ная, со­гну­тая про­жи­тым и пе­ре­жи­тым ста­ру­ха» (М. А. Шо­ло­хов)], и не­род­ст­вен­ные, зву­ко­вое по­до­бие ко­то­рых слу­чай­но [«Ах, тош­нит от те­бя, ти­ши­на!» (А. А. Воз­не­сен­ский)].

На­зна­че­ние П. – при­дать тек­сту, фра­зе до­пол­нит. вы­ра­зи­тель­ность, уси­лить их дей­ст­вен­ность, под­чёр­ки­вая иг­рой со­звуч­ных слов ав­тор­скую мысль, об­раз­ность вы­ска­зы­ва­ния, ори­ги­наль­ность ху­дож. фор­мы. При со­пос­тав­ле­нии слу­чай­но со­звуч­ных слов не­ред­ко, гл. обр. в по­эзии, фольк­ло­ре, про­сле­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция ус­та­но­вить их смы­сло­вые или се­ман­тич. ас­со­циа­ции (на этом, в ча­ст­но­сти, стро­ит­ся на­род­ная эти­мо­ло­гия), на­мек­нуть на них [«Кам­ни смач­но скри­пят в хо­лод­ных зу­бах скре­пе­ров» (Р. И. Ро­ж­де­ст­вен­ский)].

П. име­ет ва­ри­ан­ты; напр., па­ре­хе­за [П. со сло­ва­ми, ко­то­рые раз­ли­ча­ют­ся од­ной бу­к­вой («Муж по дро­ва, а же­на со дво­ра») или пе­ре­став­лен­ны­ми сло­га­ми [«Сени – сони, / Са­ни – си­ни…» (Д. М. Ко­ва­лёв)], па­лин­дром [«Се­туй, утёс! / Ут­ро чор­ту» (В. Хлеб­ни­ков)].

Ос­нов­ные сфе­ры ис­поль­зо­ва­ния П. – по­эзия [обыч­но в рам­ках пред­ло­же­ния, час­то в со­ста­ве риф­мы: «Без­до­мен как де­мон, без­ды­мен как по­рох. / Ни до­ма, ни ды­ма, ни ду­мы, ни да­мы…» (П. Г. Ан­то­коль­ский); «Дос­ти­га­ет­ся по­том и опы­том / Без­от­чёт­но­го не­ба иг­ра» (О. Э. Ман­дель­штам); «Kümmert sich mehr um den Krug, als den Krieg» ‘За­бо­тит­ся боль­ше о вы­пив­ке, чем о войне’ (Ф. Шил­лер)] и фольк­лор [по­сло­ви­цы, по­го­вор­ки, за­гад­ки, по­теш­ки, ско­ро­го­вор­ки (напр., «Карл у Кла­ры ук­рал ко­рал­лы»), ус­той­чи­вые фор­му­лы ска­зок, бы­лин (напр., «Жи­ли-бы­ли ста­рик со ста­ру­хою…», «чу­до-юдо ры­ба-кит»)]. Ис­поль­зу­ет­ся П. и в про­зе, ху­до­же­ст­вен­ной [«Это не ка­кая-ни­будь взят­ка-... Это не взят­ка-с, а за­кон­ное, так ска­зать, взя­тие...» (А. П. Че­хов)] и пуб­ли­ци­сти­че­ской [«Эс­те­тизм – это кра­си­вость, а не кра­со­та, лю­бо­ва­ние, а не лю­бовь» (А. Н. Тол­стой)]. В ис­сле­до­ва­ни­ях по­этич. ре­чи П. на­зы­ва­ют па­ро­ни­ми­ей, па­ро­ни­мической ат­трак­ци­ей.

Лит.: Ко­лес­ни­ков Н. П. Па­ро­но­ма­зия как сти­ли­сти­че­ская фи­гу­ра // Рус­ский язык в шко­ле. 1973. № 3; Гон­ча­ров Б. П. Зву­ко­вая ор­га­ни­за­ция сти­ха и про­бле­мы риф­мы. М., 1973; Гри­горь­ев В. П. По­эти­ка сло­ва. М., 1979; Шме­лев Д. Н. Про­бле­мы се­ман­ти­че­ско­го ана­ли­за лек­си­ки. 3-е изд. М., 2008.

Вернуться к началу