МНОГОСОЮ́ЗИЕ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МНОГОСОЮ́ЗИЕ (полисиндетон), принцип построения текста, при котором последующие повествовательные единицы (или их части) присоединяются к предыдущим одним и тем же (как правило, сочинительным) союзом. В художественно организованном тексте М. одновременно является стилистич. приёмом с широким диапазоном экспрессивно-смысловых функций. Так, в зависимости от тех или иных жанрово-стилистич. и семантич. условий многократный повтор союза «и» может в одних случаях создавать эффект особой значимости, торжеств. замедленности речи («И час настал. Свой плащ скрутило время, / И меч блеснул, и стены разошлись. / И я пошёл с толпой – туда, за всеми, / В туманную и злую высь» – А. А. Блок), а в других – вызывать ощущение эмоционально переполненного, свободного и быстрого в своём течении речевого потока, как бы возбуждаемого всё новыми и новыми впечатлениями и переживаниями («Глядишь вокруг, – и на душе легко, / И зреет мысль так вольно, широко, / И сладко песнь в честь родины поётся, / И кровь кипит, и сердце гордо бьётся, / И с радостью внимаешь звуку слов: / "Я Руси сын, здесь край моих отцов"» – И. С. Никитин). Варьирование стилистич. функций М. определяется его комбинациями с разными приёмами построения текста – его смысловой, синтаксич., ритмич. структурой; напр., в сочетании с повествоват. лексич. повтором, при упрощённости синтаксич. строения фраз, многократное употребление союза «и» может сообщать речевому произведению особый налёт летописного, «библейского» слога («Долго шёл через поля и сёла, / Шёл и спрашивал людей: / "Где она, где свет весёлый / Серых звёзд – её очей?" <…> И пришёл в наш град угрюмый / В предвечерний тихий час. / О Венеции подумал / И о Лондоне зараз. / Стал у церкви тёмной и высокой / На гранит блестящих ступеней / И молил о наступленье срока / Встречи с первой радостью своей» – А. А. Ахматова).