Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАВКА́ЗСКИЕ ЯЗЫКИ́

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 364

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Е. Алексеев, Т. А. Майсак

КАВКА́ЗСКИЕ ЯЗЫКИ́, на­зва­ние язы­ков ав­то­хтон­но­го на­се­ле­ния Кав­ка­за. Рас­про­стра­не­ны в Рос­сии (Сев. Кав­каз), стра­нах За­кав­ка­зья, а так­же в ди­ас­по­ре в Тур­ции и др. стра­нах Ближ­не­го Вос­то­ка. Об­щее чис­ло го­во­ря­щих на К. я. 10 млн. чел. (2007, оцен­ка).

К К. я. от­но­сят­ся аб­ха­зо-адыг­ские язы­ки (зап.-кав­каз­ские), на­хско-да­ге­стан­ские язы­ки (вост.-кав­каз­ские) и карт­вель­ские язы­ки (юж.-кав­каз­ские). При этом по­ня­тие «К. я.» не яв­ля­ет­ся ге­не­ти­че­ским. Не по­лу­чи­ла под­твер­жде­ния ги­по­те­за о род­ст­ве всех трёх се­мей К. я. (к ко­то­рым от­но­си­ли так­же ба­ск­ский язык), на­шед­шая от­ра­же­ние в тер­ми­не «ибе­рий­ско-кав­каз­ские язы­ки». Она бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на ещё в 19 в. П. К. Ус­ла­ром; в раз­ное вре­мя её под­дер­жи­ва­ли А. С. Чи­ко­ба­ва, В. Т. То­пу­риа, Г. В. Ро­га­ва, К. В. Лом­та­тид­зе, Ю. Д. Де­ше­ри­ев, Т. С. Ша­рад­зе­нид­зе, нем. учё­ный К. Бо­уда, франц. ис­сле­до­ва­тель Р. Ла­фон и др. Бо­лее раз­ра­бо­тан­ной пред­став­ля­ет­ся ги­по­те­за о род­ст­ве аб­ха­зо-адыг­ских и на­хско-да­ге­стан­ских язы­ков, об­ра­зую­щих се­мью се­ве­ро­кав­каз­ских язы­ков, не род­ст­вен­ную карт­вель­ской, вклю­чае­мой, в свою оче­редь, в но­ст­ра­ти­че­ские язы­ки.

При зна­чит. струк­тур­ных раз­ли­чи­ях ме­ж­ду тре­мя семь­я­ми К. я. у них есть и ряд об­щих ти­по­ло­гич. черт: раз­ветв­лён­ность сис­тем кон­со­нан­тиз­ма (ко­то­рые на­ря­ду со звон­ки­ми и глу­хи­ми при­ды­ха­тель­ны­ми стан­дарт­но вклю­ча­ют и аб­руп­ти­вы, а из ло­каль­ных ря­дов, по­ми­мо губ­ных, зуб­ных и зад­нея­зыч­ных, так­же уву­ляр­ные и ла­рин­галь­ные); пре­им. аг­г­лю­ти­на­тив­ный мор­фо­ло­гич. тип (см. Аг­глю­ти­на­ция в лин­гвис­ти­ке); ис­поль­зо­ва­ние в сло­во­из­ме­не­нии и сло­во­об­ра­зо­ва­нии пре­фик­сов на­ря­ду с суф­фик­са­ми (в мень­шей сте­пе­ни это ха­рак­тер­но для на­хско-да­ге­стан­ских язы­ков); ней­траль­ный по­ря­док слов «под­ле­жа­щее + до­пол­не­ние + ска­зуе­мое» и пр. Аб­ха­зо-адыг­ские и на­хско-да­ге­стан­ские язы­ки ха­рак­те­ри­зу­ют­ся эр­га­тив­ным стро­ем, карт­вель­ские со­вме­ща­ют при­зна­ки эр­га­тив­ной (или ак­тив­ной) и но­ми­на­тив­ной ти­по­ло­гии (см. так­же Ак­тив­ный строй, Но­ми­на­тив­ный строй).

По­ня­тие «К. я.» сле­ду­ет от­ли­чать от бо­лее ши­ро­ко­го по­ня­тия «язы­ки Кав­ка­за», к ко­то­рым от­но­сят все язы­ки кавк. ареа­ла, в т. ч. ин­до­ев­ро­пей­ские язы­ки (арм., осет., рус., та­лыш­ский, тат­ский и др.) и тюрк­ские язы­ки (азерб., ка­ра­чае­во-бал­кар­ский, ку­мык­ский, но­гай­ский и др.). В свя­зи с на­ли­чи­ем об­щих струк­тур­ных черт у соб­ст­вен­но кав­каз­ских и др. язы­ков Кав­ка­за мож­но го­во­рить о су­ще­ст­во­ва­нии кавк. язы­ко­во­го сою­за (см. Язы­ко­вой со­юз); ср., напр., на­ли­чие аб­руп­тив­ных со­глас­ных не толь­ко во всех К. я., но и в осе­тин­ском, ка­ра­чае­во-бал­кар­ском, в арм. диа­лек­тах. Пер­спек­тив­ным пред­став­ля­ет­ся и изу­че­ние язы­ко­во­го взаи­мо­дей­ст­вия в ло­каль­ных кон­такт­ных зо­нах – ме­ж­ду аб­хаз­ским и мег­рель­ским, гру­зин­ским и на­хски­ми, гру­зин­ским и цез­ски­ми, азер­бай­джан­ским и лез­гин­ски­ми язы­ка­ми и др.

Из всех К. я. толь­ко гру­зин­ский яв­ля­ет­ся древ­не­пись­мен­ным (см. Гру­зин­ское пись­мо). Ви­ди­мо, су­ще­ст­во­ва­ла пись­мен­ность и для удин­ско­го яз. (см. Аг­ван­ское пись­мо). На­чи­ная с позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья для ря­да К. я. (напр., для авар­ско­го, лак­ско­го, дар­гин­ско­го) от­ме­че­ны слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния араб. пись­ма. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 для боль­шин­ст­ва К. я. бы­ли раз­ра­бо­та­ны пись­мен­но­сти на ла­тин­ской, а за­тем на рус. гра­фич. ос­но­ве, усо­вер­шен­ст­во­ва­ны ор­фо­гра­фии, упо­ря­до­че­ны нор­мы лит. язы­ков, соз­да­ны нор­ма­тив­ные грам­ма­ти­ки и сло­ва­ри. Об изу­че­нии К. я. см. в ст. Кав­ка­зо­веде­ние.

Лит.: Erckert R. von. Die Sprachen des kau­ka­sischen Stammes. W., 1895. Tl 1–2; Dirr A. Einführung in das Studium der kaukasischen Sprachen. Lpz., 1928. Lpz., 1978; Джа­ва­хи­шви­ли И. А. Пер­во­на­чаль­ный строй и род­ст­во гру­зин­ско­го и кав­каз­ских язы­ков // Джа­ва­хи­шви­ли И. А. Вве­де­ние в ис­то­рию гру­зин­ско­го на­ро­да. Тб., 1937. Т. 2 (на груз. яз.); Кли­мов Г. A. Кав­каз­ские язы­ки. М., 1965; он же. Вве­де­ние в кав­каз­ское язы­ко­зна­ние. 2-е изд. Ма­хач­ка­ла, 2007; Язы­ки на­ро­дов СССР. М., 1967. Т. 4: Ибе­рий­ско-кав­каз­ские язы­ки; Струк­тур­ные общ­но­сти кав­каз­ских язы­ков. М., 1978; Чи­ко­ба­ва А. С. Вве­де­ние в ибе­рий­ско-кав­каз­ское язы­ко­зна­ние. Тб., 1979 (на груз. яз.); Кли­мов Г. А., Алек­се­ев М. Е. Ти­по­ло­гия кав­каз­ских язы­ков. М., 1980; The Indigenous languages of the Caucasus. Delmar, 1989–1994. Vol. 1–4; Язы­ки ми­ра: Кав­каз­ские язы­ки. М., 2001; Gabunia-Abazg Z., Tirado R. G. Las lenguas caucásicas. Granada, 2001; Га­бу­ниа З. М., Гус­ман Ти­ра­до Р. Ми­но­ри­тар­ные язы­ки в со­вре­мен­ном ми­ре. Кав­каз­ские язы­ки. М., 2002; Hewitt B. G. Intro­duction to the study of the languages of the Caucasus. Münch., 2004; Ко­ря­ков Ю. Б. Ат­лас кав­каз­ских язы­ков. М., 2006.

Сло­ва­ри: Кли­мов ГА., Ха­ли­лов М. Ш. Сло­варь кав­каз­ских язы­ков. Со­пос­тав­ле­ние ос­нов­ной лек­си­ки. М., 2003.

Вернуться к началу