ГО́РОД ФЕДЕРА́ЛЬНОГО ЗНАЧЕ́НИЯ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГО́РОД ФЕДЕРА́ЛЬНОГО ЗНАЧЕ́НИЯ, разновидность субъектов РФ. Такой статус имеют Москва и С.-Петербург, крупнейшие по численности населения города, занимающие особое место в РФ. Как и др. субъекты РФ, оба города имеют свой устав и законодательство, создают свои органы гос. власти. Особенности организации местного самоуправления в Г. ф. з. регулируются федеральными законами. Каждый представлен двумя членами в Совете Федерации. Законодат. собрания Москвы и С.-Петербурга избираются по смешанной системе: приблизительно половина депутатов по пропорциональной системе по единому округу, которым является территория города, другая половина – по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства (в Москве это соотношение депутатов составляет 20 и 15). Глава исполнит. власти в Москве – мэр, в С.-Петербурге – губернатор. Оба они наделяются полномочиями главы субъекта РФ законодат. органом по представлению Президента РФ. Мэр и губернатор назначают министров и формируют коллегиальный орган – правительства Москвы и С.-Петербурга. Муниципальными образованиями в Москве и С.-Петербурге являются районы (в Москве – 125, в С.-Петербурге – 111). В районах созданы избираемые муниципальные собрания (советы), избирается мэр (глава муниципальной администрации). Есть небольшой аппарат муниципальных служащих, муниципальным советом избирается контрольный орган. В Москве созданы также районные управы, их руководители назначаются мэром города. Управы осуществляют некоторые полномочия исполнит. власти субъекта РФ на местном уровне.
В некоторых зарубежных странах также есть города, являющиеся субъектами федераций. Так, в Германии это Берлин, Гамбург и Бремен; в Австрии – Вена; в США округ Колумбия (г. Вашингтон – столица федерации) выделен из числа субъектов федерации и обладает самостоятельным статусом.