СОСТА́В ПРЕСТУПЛЕ́НИЯ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОСТА́В ПРЕСТУПЛЕ́НИЯ, совокупность закреплённых в уголовном законе наиболее существенных признаков общественно опасного посягательства, отражающих его объект, субъект, объективную, субъективную стороны и характеризующих деяние как преступление; необходимое основание (условие) уголовной ответственности. С. п. воплощает принцип законности и признак запрещённости (уголовной противоправности) преступления, поэтому четыре его осн. элемента (признака) отражены в нормах общей и особенной частей уголовного закона.
Термин «С. п.» берёт своё начало из римского права (лат. corpus delicti), однако в совр. уголовно-правовом и уголовно-процессуальном понимании в разл. странах упоминается с 16 в. В уголовном праве понятие «С. п.» – преим. доктринальное. Уголовные кодексы большинства государств мира и англо-амер. право не определяют данное понятие, а используют смежные категории «деяние» и «преступление», которые также содержат объективные и субъективные элементы. Во франц. уголовном праве выделяются материальный (преступное действие или бездействие), психологич. (вина) и законодат. (установление в законе наказания за описанные деяния) элементы. УК ФРГ определяет состав деяния (нем. Tatbestand) как совокупность объективных и субъективных признаков деяния, закреплённых в уголовно-правовой норме. Это определение соответствует положениям классич. уголовного права, согласно которым С. п. отождествлялся с диспозицией уголовно-правовой нормы (в широком смысле содержания её признаков в нормах общей и особенной частей уголовного закона, в т. ч. с учётом их бланкетности).
В др. странах, включая Россию, уголовное законодательство хотя и не содержит определения С. п., но использует его в нормах закона. С. п. в отеч. уголовном праве выступает юридич. (правовым) основанием уголовной ответственности наряду с деянием преступным как фактич. основанием ответственности (ст. 8 УК РФ).
Признание С. п. правовым основанием уголовной ответственности вытекает и из уголовно-процессуального законодательства. В силу ст. 49 Конституции РФ установление признаков С. п. возможно лишь в предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством процедурах, которые обеспечивают реализацию присущих уголовному судопроизводству принципов. Отсутствие в деянии С. п., хотя бы одного из его элементов и признаков, является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, в связи с чем дело не может быть возбуждено, а возбуждённое дело подлежит прекращению.
Осн. функциональное назначение С. п. – законодат. установление, определение пределов уголовной ответственности, а затем правоприменительное её возложение на определённого субъекта, в частности, путём квалификации (оценки) деяния, разграничения преступлений между собой, их отграничения от иных правонарушений, а также от правомерного поведения. С. п. – способ не только формализации (описания), но и обобщения признаков преступлений, его своеобразная нормативная модель. Установление и юридич. закрепление соответствия (тождества) между нормативно определёнными признаками С. п. и совершённого конкретного деяния осуществляются посредством квалификации юридической.
Представленные в уголовном кодексе С. п. раскрывают внутр. типовую структуру преступления. Напр., состав грабежа, логически сформулированный в ст. 160 УК РФ через ближайший род (хищение) и видовое отличие (его открытость), характеризует сущность любого преступного хищения в форме грабежа. С учётом структуры С. п. (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) отеч. доктрина исходит из объективно-субъективного основания уголовной ответственности.