СОВЕ́Т МИНИ́СТРОВ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОВЕ́Т МИНИ́СТРОВ, одно из названий правительства, высшего коллегиального органа исполнительной власти государства. Используются также офиц. названия «кабинет» (Великобритания), «кабинет министров» (Япония), «государственный совет» (Китай), «федеральное правительство» (Германия) и др., в России – «Правительство Рос. Федерации» (ч. 1 ст. 110 Конституции РФ).
Юридически С. м. как высший коллегиальный орган исполнит. власти создаётся при всех формах правления, кроме классич. президентской республики (США, мн. страны Лат. Америки). С. м. существует и в совр. полуабсолютных монархиях (напр., в Сауд. Аравии, где его традиционно возглавляет сам монарх). В классич. президентской республике министры, назначенные президентом по его усмотрению (иногда требуется согласие верхней, а не нижней палаты парламента), руководят своими министерствами, но не образуют коллегиального органа. Они юридически являются советниками президента и собираются на заседания как совет президента. Решения принимает президент, даже если все министры высказывались против (такой факт был в истории США). При парламентарных формах правления С. м. фактически создаётся нижней палатой парламента (однопалатным парламентом), но юридически по традиции акт о назначении С. м. издаёт глава государства (монарх или президент). В президентско-парламентарных республиках С. м. назначается президентом (в России для этого необходимо предварит. согласие нижней палаты парламента по кандидатуре Председателя Правительства). С. м. состоит из председателя (обычно он называется премьер-министром, т. е. первым министром, в России – Председателем Правительства РФ, в Германии – канцлером), заместителя (заместителей) премьер-министра (в России среди них выделяется 1-й заместитель) и министров государства (министры бывают также в субъектах федераций). Только такие лица являются членами С. м. Министры обычно имеют профильные названия в соответствии с порученным участком работы (министр с. х-ва, юстиции и др.), иногда одновременно являются заместителями премьер-министра, управляющими делами С. м., а иногда имеют звание министра государства без указания профиля – неофициальное назв. «министр без портфеля». Министру без портфеля премьер-министр обычно поручает определённый участок работы или он является помощником премьер-министра, в редких случаях министр без портфеля только присутствует на заседаниях правительства с правом решающего голоса (др. высшие должностные лица обычно могут быть лишь персонально приглашены на заседания С. м. с правом совещательного голоса). Правительство принимает решения коллегиально, на заседаниях (голосование возможно, но используется крайне редко). Некоторые вопросы (напр., утверждение проекта закона, представляемого парламенту) могут быть решены только на общих заседаниях С. м., решение др. вопросов С. м. может поручить президиуму или бюро правительства. С. м. обычно создаёт в своём составе комиссии по крупным проблемам (некоторые из них возглавляет сам премьер-министр), при С. м. существует множество разл. комитетов и советов. Теоретически все министры равны (каждый из них имеет один голос при решениях, премьер-министр – лишь первый среди равных), но практически премьер определяет политику и деятельность правительства.