Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПУ́ФЕНДОРФ

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 33

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПУ́ФЕНДОРФ (Pufendorf) Са­му­эль фон (8.1.1632, Дорф­хем­ниц, ны­не в со­ста­ве г. Цвё­ниц – 26.10.1694, Бер­лин), нем. юрист, ис­то­рик, фи­ло­соф. Ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка. Изу­чал пра­во в Лейп­ци­ге и Йе­не. Ос­но­ва­тель нем. ес­те­ст­вен­но-пра­во­вой шко­лы, ос­но­ва­тель ло­ги­ко-ак­сио­ма­ти­че­ско­го и сис­тем­но­го под­хо­дов в юри­дич. ис­сле­до­ва­ни­ях. Ав­тор мно­го­числ. ра­бот, в т. ч. «О го­су­дар­ст­вен­ном строе Гер­ман­ской им­пе­рии» (1667), «Об обя­зан­но­стях че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на со­глас­но ес­те­ст­вен­но­му пра­ву» (1673), «Из­бран­ных на­уч­ных ста­тей» (1675), «Дис­кус­сии о лжи» (1678), «Вве­де­ния в ис­то­рию ве­ли­ких на­ро­дов и ев­ро­пей­ских го­су­дарств» (1682–85), «Ис­то­рии Ге­ор­гия Ка­ст­рио­ти» (1684), «Скан­ди­нав­ской по­ле­ми­ки» (1686), «Бы­тия хри­сти­ан­ской ре­ли­гии» (1687), «Свя­щен­но­го ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва» (1695) и др. Пре­по­да­вал в ря­де уни­вер­си­те­тов Зап. Ев­ро­пы (в Гей­дель­бер­ге за­ни­мал пер­вую в Ев­ро­пе ка­фед­ру ес­те­ст­вен­но­го пра­ва). В 1670 П. был при­гла­шён швед. пра­ви­тель­ст­вом на ка­фед­ру ме­ж­ду­нар. пра­ва вновь ос­но­ван­но­го уни­вер­си­те­та в г. Лунд, в 1672–88 ра­бо­тал в Сток­голь­ме гос. сек­ре­та­рём и ис­то­рио­гра­фом Кар­ла XI Швед­ско­го, с 1688 – в Бер­ли­не. В 1694 по­лу­чил швед. ба­рон­ст­во.

Раз­ра­ба­ты­вал по­ня­тие го­су­дар­ст­ва как об­ла­даю­ще­го нрав­ст­вен­но­стью ли­ца, во­ля ко­то­ро­го, об­ра­зо­ван­ная еди­не­ни­ем во­ли мно­гих, рас­сма­т­ри­ва­ет­ся как во­ля всех. В ос­но­ве воз­ник­но­ве­ния го­су­дар­ст­ва, по мне­нию П., ле­жит двой­ной до­го­вор: пер­вый – ме­ж­ду людь­ми об объ­е­ди­не­нии и вы­бо­ре фор­мы прав­ле­ния, вто­рой – ме­ж­ду людь­ми и из­бран­ным ими пра­ви­те­лем об обя­зан­но­сти под­дан­ных под­чи­нять­ся вла­сти и обя­зан­но­сти пра­ви­те­ля за­бо­тить­ся о под­дан­ных в це­лях их поль­зы и без­опас­но­сти. Вто­рой до­го­вор пред­по­ла­га­ет со­хра­не­ние у лю­дей не­ко­то­рых ес­те­ст­вен­ных прав (сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния, сво­бо­ды убе­ж­де­ний), но не до­пус­ка­ет со­про­тив­ле­ния вла­сти. С об­ра­зо­ва­ни­ем го­су­дар­ст­ва ес­те­ст­вен­ная сво­бо­да ут­ра­чи­ва­ет­ся; го­су­дар­ст­во по­лу­ча­ет пра­во тво­рить на­си­лие над людь­ми во имя об­ще­го бла­га. Кон­цеп­ция П., т. о., под­дер­жи­ва­ет идею аб­со­лю­тиз­ма.

Гл. за­слу­га П. – от­де­ле­ние ес­те­ст­вен­но­го пра­ва от бо­го­слов­ской схо­ла­сти­ки и вы­вод его на уро­вень са­мо­сто­ят. нау­ки. По мне­нию П., пра­во долж­но со­гла­со­вы­вать­ся лишь с за­ко­на­ми ра­зу­ма, не­зави­си­мо от дог­ма­тов ве­ро­ис­по­ве­да­ния и от су­ще­ст­вую­щих за­ко­но­по­ло­же­ний.

Соч.: Elementorum jurisprudentiae universalis libri duo. Den Haag, 1660; De jure naturae et gentium, libri octo. Lund, 1672; Вве­де­ние в ис­то­рию ев­ро­пей­скую... СПб., 1718; О долж­но­сти че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на по за­ко­ну ес­те­ст­вен­но­му... СПб., 1726.

Лит.: Jastrow J. Pufendorfs Lehre von der Monstrosität der Reichsverfassung: Ein Beitrag zur Geschichte der deutschen Einheit. B., 1882; Шер­ше­не­вич Г. Ф. Ис­то­рия фи­ло­со­фии пра­ва. 2-е изд. СПб., 1907; Gehrmann S. Na­tur­recht und Staat bei Hobbes, Cumberland und Pufendorf. Köln, 1970; Ис­то­рия по­ли­ти­че­ских уче­ний. М., 2013.

Вернуться к началу