Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРАВОВА́Я СЕМЬЯ́

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 345-346

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Варламова

ПРАВОВА́Я СЕМЬЯ́, груп­па пра­во­вых сис­тем (как пра­ви­ло, на­цио­наль­ных пра­во­вых сис­тем), имею­щих об­щие при­зна­ки. П. с. пред­став­ля­ет со­бой од­ну из ос­но­во­по­ла­гаю­щих ка­те­го­рий срав­нит. пра­во­ве­де­ния. Для обо­зна­че­ния групп род­ст­вен­ных пра­во­вых сис­тем ис­поль­зу­ют­ся так­же по­ня­тия «пра­во­вая тра­ди­ция» и «пра­во­вая куль­ту­ра» в тех слу­ча­ях, ко­гда хо­тят сде­лать ак­цент на ис­то­ри­че­ской и со­цио­куль­тур­ной общ­но­сти стран, ока­зав­шей влия­ние на раз­ви­тие их пра­ва.

Ком­па­ра­ти­ви­сты пред­ла­га­ют разл. кри­те­рии, на ос­но­ва­нии ко­то­рых пра­во­вые сис­те­мы объ­е­ди­ня­ют­ся в П. с. (нем. учё­ные К. Цвай­герт и Х. Кётц на­зы­ва­ют их со­во­куп­ность пра­во­вым сти­лем). Обоб­щён­но они мо­гут быть све­де­ны в 3 груп­пы, эле­мен­ты ко­то­рых тес­но взаи­мо­свя­за­ны: ис­то­ри­че­ские – ис­то­рия фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия пра­во­вой сис­те­мы; идео­ло­ги­че­ские – спе­ци­фи­ка ре­лиг., фи­лос., по­ли­тич. воз­зре­ний дан­но­го об­ще­ст­ва и обу­слов­лен­ное ими по­ни­ма­ние пра­ва, го­су­дар­ст­ва, их взаи­мо­свя­зи (гос­под­ствую­щая пра­во­вая док­три­на), пред­став­ле­ние о мес­те пра­ва в сис­те­ме со­ци­аль­ной ре­гу­ля­ции и спо­со­бы его ле­ги­ти­ма­ции; юри­ди­ко-тех­ни­че­ские – спе­ци­фи­ка юри­дич. по­ня­тий и кон­ст­рук­ций (пре­ж­де все­го по­ни­ма­ние пра­во­вой нор­мы), спо­со­бы их об­ра­зо­ва­ния и опе­ри­ро­ва­ния ими, сис­те­ма ис­точ­ни­ков пра­ва, осо­бен­но­сти осн. пра­во­вых ин­сти­ту­тов и струк­ту­ры пра­ва в це­лом, стиль юри­дич. мыш­ле­ния, тео­рия и прак­ти­ка юри­дич. ар­гу­мен­та­ции и при­ня­тия юри­дич. ре­ше­ний.

Вслед за франц. пра­во­ве­дом Р. Да­ви­дом на ос­но­ва­нии этих кри­те­ри­ев при­ня­то вы­де­лять ро­ма­но-гер­ман­скую (кон­ти­нен­таль­ную) П. с., се­мью об­ще­го пра­ва (анг­ло­сак­сон­скую П. с.), се­мью со­циа­ли­стич. пра­ва, а так­же ре­лиг. и тра­диц. (кла­но­вые, обыч­но­го пра­ва) пра­во­вые сис­те­мы. Дан­ная клас­си­фи­ка­ция об­ще­при­зна­на, хо­тя и име­ет не­ко­то­рые мо­ди­фи­ка­ции.

К ро­ма­но-гер­ман­ской П. с. от­но­сят­ся пра­во­вые сис­те­мы стран кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы и (с ря­дом ого­во­рок) не­ко­то­рых др. стран, вос­при­няв­ших в хо­де ис­то­рич. раз­ви­тия ев­роп. пра­во. Ис­то­ри­че­ски фор­ми­ро­ва­ние ро­ма­но-гер­ман­ской П. с. свя­за­но с ре­цеп­ци­ей рим­ско­го пра­ва. Пе­ре­ра­бо­тан­ное рим­ское пра­во, во­брав­шее в се­бя мн. эле­мен­ты ка­но­ни­че­ско­го пра­ва, рас­смат­ри­ва­лось как «чис­тое во­пло­ще­ние ра­зу­ма», вы­ра­же­ние спра­вед­ли­во­сти, про­ти­во­пос­тав­ля­лось раз­роз­нен­ным ме­ст­ным обы­ча­ям и пред­пи­са­ни­ям вла­сти и долж­но бы­ло лечь в ос­но­ву ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­ва и раз­ре­ше­ния спо­ров (ес­те­ст­вен­но-пра­во­вая шко­ла). Оно при­тя­за­ло на роль об­ще­го пра­ва стра­ны и по­сте­пен­но ста­но­ви­лось та­ко­вым. Совр. ис­то­рия ро­ма­но-гер­ман­ской се­мьи ве­дёт­ся с ру­бе­жа 18–19 вв. То­гда нац. пра­во­вые сис­те­мы вхо­дя­щих в неё стран при­об­ре­ли мн. чер­ты, ха­рак­те­ри­зую­щие дан­ную П. с. и ны­не. Это был пе­ри­од ев­роп. ко­ди­фи­ка­ций, ко­гда гражд. ко­дек­сы (уло­же­ния) бы­ли при­ня­ты во Фран­ции, Гер­ма­нии, Ав­ст­рии и др. Во мно­гих стра­нах бы­ло ко­ди­фи­ци­ро­ва­но уго­лов­ное пра­во. Ос­но­ву нац. пра­во­вой сис­те­мы ста­ла со­став­лять пи­са­ная кон­сти­ту­ция, об­ла­даю­щая выс­шей юри­дич. си­лой. С тех пор сло­жи­лась спе­ци­фи­че­ская для стран ро­ма­но-гер­ман­ской П. с. сис­те­ма ис­точ­ни­ков пра­ва. Осн. ис­точ­ни­ка­ми пра­ва яв­ля­ют­ся нор­ма­тив­ные ак­ты, а сре­ди них – за­ко­ны. В стра­нах ро­ма­но-гер­ман­ской П. с. дей­ст­ву­ет прин­цип вер­хо­вен­ст­ва за­ко­на (тре­бо­ва­ние стро­го­го со­от­вет­ст­вия всех под­за­кон­ных ак­тов за­ко­нам, ко­то­рые, в свою оче­редь, не мо­гут про­ти­во­ре­чить кон­сти­ту­ции). За­ко­но­да­тель­ст­во боль­шин­ст­ва от­рас­лей пра­ва ко­ди­фи­циро­ва­но. Сло­жил­ся дос­та­точ­но вы­со­кий уро­вень юри­ди­че­ской (пре­ж­де все­го за­ко­но­да­тель­ной) тех­ни­ки. Пра­во­вая нор­ма трак­ту­ет­ся как аб­ст­ракт­ное, фор­маль­но оп­ре­де­лён­ное пра­ви­ло по­ве­де­ния, вы­ра­жен­ное в нор­ма­тив­ном ак­те. Су­деб­ный пре­це­дент (су­деб­ная прак­ти­ка) тра­ди­ци­он­но не рас­смат­ри­ва­ют как ис­точ­ник пра­ва. В ря­де стран (напр., во Фран­ции) су­ще­ст­во­ва­ли за­ко­но­да­тель­ные за­пре­ты для су­дов вы­но­сить пред­пи­са­ния об­ще­го ха­рак­те­ра. Од­на­ко по ме­ре «ста­ре­ния» ко­дек­сов су­деб­ное тол­ко­ва­ние их по­ло­же­ний ста­но­ви­лось всё бо­лее не­об­хо­ди­мым для учё­та из­ме­не­ний в об­ществ. от­но­ше­ни­ях и по­сте­пен­но при­обре­та­ло нор­ма­тив­ный (об­ще­обя­за­тель­ный) ха­рак­тер. Ны­не прак­ти­че­ски во всех стра­нах ро­ма­но-гер­ман­ской П. с. «су­дей­ское пра­во» в ви­де об­ще­обя­за­тель­но­го тол­ко­ва­ния по­ло­же­ний за­ко­нов и др. нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов функ­цио­ни­ру­ет в ка­че­ст­ве вто­рич­но­го, вспо­мо­гат. ис­точ­ни­ка пра­ва. Ис­точ­ни­ка­ми пра­ва при­зна­ют­ся так­же пра­во­вой обы­чай и пра­во­вая док­три­на, ко­гда-то сыг­рав­шие клю­че­вую роль в ста­нов­ле­нии ро­ма­но-гер­ман­ской П. с. Од­на­ко се­го­дня их роль в ре­гу­ли­ро­ва­нии об­ществ. от­но­ше­ний не­ве­ли­ка. В стра­нах ро­ма­но-гер­ман­ской П. с. вы­со­ко раз­ви­ты юри­дич. нау­ка (вос­хо­дя­щая к рим­ской юрис­пру­ден­ции) и ака­де­ми­че­ское (уни­вер­си­тет­ское) юри­дич. об­ра­зо­ва­ние. Пра­во­вая док­три­на но­сит аб­ст­ракт­ный, тео­ре­тич. ха­рак­тер. Обос­но­вы­ва­ет­ся де­ле­ние пра­ва на от­рас­ли, а так­же раз­ли­че­ние ча­ст­но­го и пуб­лич­но­го пра­ва. Ро­ма­но-гер­ман­ская П. с. не­од­но­род­на. Про­цесс ре­цеп­ции рим­ско­го пра­ва и соб­ст­вен­ное пра­во­вое раз­ви­тие про­ис­хо­ди­ли в раз­ных стра­нах не­оди­на­ко­во, по­это­му и совр. со­стоя­ние их пра­во­вых сис­тем име­ет свою спе­ци­фи­ку. Ряд ис­сле­до­ва­те­лей (К. Цвай­герт и Х. Кётц) да­же пи­шут об отд. ро­ман­ской и гер­ман­ской П. с. От­ли­ча­ют­ся свое­об­ра­зи­ем пра­во­вые сис­те­мы сканд. стран. Цвай­герт и Кётц так­же вы­де­ля­ют их в са­мо­сто­ят. се­вер­ную П. с. Рим­ское пра­во не ока­за­ло су­ще­ст­вен­но­го влия­ния на пра­во­вое раз­ви­тие этих стран. Их пра­во в мень­шей ме­ре ко­ди­фи­ци­ро­ва­но, за­то от­ли­ча­ет­ся су­ще­ст­вен­ной общ­но­стью в рам­ках дан­ной П. с. Су­деб­ная прак­ти­ка в стра­нах Скан­ди­на­вии тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся ис­точ­ни­ком пра­ва и иг­ра­ет го­раз­до бо́льшую роль, чем в др. го­су­дар­ст­вах ро­ма­но-гер­ман­ской П. с. В эпо­ху ко­ло­ниа­лиз­ма ро­ма­но-гер­ман­ская П. с. рас­про­стра­ни­лась за пре­де­лы Ев­роп. кон­ти­нен­та. Ны­не в об­щем и це­лом к ней от­но­сят стра­ны Лат. Аме­ри­ки. Ча­ст­ное пра­во го­су­дарств дан­но­го ре­гио­на дей­ст­ви­тель­но сфор­ми­ро­ва­лось на ос­но­ве пра­ва быв. мет­ро­по­лии, т. е. в рам­ках ро­ма­но-гер­ман­ской пра­во­вой тра­диции, од­на­ко на их пуб­лич­ное пра­во в боль­шей ме­ре по­влия­ла кон­сти­ту­ци­он­ная сис­те­ма США. Впро­чем, в ре­зуль­та­те ре­цеп­ции рим­ско­го пра­ва во всех стра­нах ро­ма­но-гер­ман­ской П. с. скла­ды­ва­лось имен­но ча­ст­ное пра­во, а их пуб­лич­ное пра­во раз­ви­ва­лось во мно­гом под влия­ни­ем Вест­мин­стер­ской (анг­лий­ской) мо­де­ли. По­сле вес­тер­ни­за­ции к ро­ма­но-гер­ман­ской П. с. тя­го­те­ет и пра­во­вая сис­тема Япо­нии, хо­тя ис­то­рич. тра­ди­ции и мен­та­ли­тет об­ще­ст­ва су­ще­ст­вен­ным об­ра­зом ска­за­лись на её совр. со­стоя­нии.

Вто­рой ве­ли­кой П. с. со­вре­мен­но­сти (в тер­ми­но­ло­гии Р. Ле­же) яв­ля­ет­ся П. с. об­ще­го пра­ва (анг­ло­сак­сон­ская П. с.). В неё вхо­дят пра­во­вые сис­те­мы Анг­лии, Уэль­са, Ир­лан­дии, США, Ка­на­ды, Ав­ст­ра­лии, Но­вой Зе­лан­дии, в оп­ре­де­лён­ной ме­ре Ин­дии и не­ко­то­рых др. стран. Об­щее пра­во на­ча­ло фор­ми­ро­вать­ся в Анг­лии и Уэль­се на­чи­ная с 13 в. в ре­зуль­та­те дея­тель­но­сти ко­ро­лев­ских су­дов (на­зы­вав­ших­ся обыч­но вест­мин­стер­ски­ми по мес­ту, где они за­се­да­ли). Соз­да­вав­шее­ся ими пра­во про­ти­во­пос­тав­ля­лось ме­ст­ным обы­ча­ям в ви­де об­ще­го пра­ва ко­ро­лев­ст­ва. В си­лу ря­да со­ци­аль­но-эко­но­мич. при­чин ре­цеп­ции рим­ско­го пра­ва как та­ко­вой в Анг­лии не про­изош­ло, хо­тя рим­ское пра­во и бы­ло там из­вест­но и ока­за­ло оп­ре­де­лён­ное влия­ние (на­ря­ду с ка­но­ни­че­ским пра­вом) на раз­ви­тие её пра­во­вой сис­те­мы. Об­щее пра­во – это пра­во су­деб­ной прак­ти­ки, пре­це­дент­ное пра­во, где при­ори­тет от­да­вал­ся про­цес­су­аль­ной фор­ме. Имен­но край­ний фор­ма­лизм об­ще­го пра­ва, а так­же ог­ра­ни­чен­ность ком­пе­тен­ции ко­ро­лев­ских су­дов обу­сло­ви­ли по­яв­ле­ние с 16 в. т. н. пра­ва спра­вед­ли­во­сти, сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся в ре­зуль­та­те об­ра­ще­ния лиц, ко­то­рые не мог­ли по­лу­чить раз­ре­ше­ние сво­их спо­ров в су­дах об­ще­го пра­ва или бы­ли не­до­воль­ны их ре­ше­ния­ми, к лор­ду-канц­ле­ру (яв­ляв­ше­му­ся ис­по­вед­ни­ком ко­ро­ля) с прось­бой о ко­ро­лев­ской ми­ло­сти («ока­зать ми­ло­сер­дие по со­вес­ти и по су­ще­ст­ву»). Пра­во спра­вед­ли­во­сти так­же бы­ло пре­це­дент­ным, суд канц­ле­ра ори­ен­ти­ро­вал­ся на ре­ше­ния су­дов об­ще­го пра­ва, но не счи­тал се­бя ими свя­зан­ным. В те­че­ние трёх ве­ков в Ве­ли­ко­бри­та­нии су­ще­ст­во­вал слож­ный дуа­лизм об­ще­го пра­ва и пра­ва спра­вед­ли­во­сти, ко­то­рый был в осн. ли­к­ви­ди­ро­ван в хо­де су­деб­ной ре­фор­мы 19 в. Тер­ми­ном «об­щее пра­во» ста­ло ох­ва­ты­вать­ся и пра­во спра­вед­ли­во­сти. Ны­не в Ве­ли­ко­бри­та­нии об­щее пра­во – это пре­це­дент­ное пра­во, ко­то­рое про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся ста­тут­но­му пра­ву – за­ко­но­да­тель­ным ак­там. Ста­тут­ное пра­во, дос­та­точ­но раз­ви­тое в совр. ус­ло­ви­ях, ис­пы­та­ло су­ще­ст­вен­ное влия­ние об­ще­го пра­ва, что от­ра­зи­лось на его юри­ди­ко-тех­нич. свой­ст­вах. Из­на­чаль­но пре­це­дент­ный ха­рак­тер анг­лий­ско­го пра­ва ока­зал серьёз­ное влия­ние на пра­во­вую сис­те­му стра­ны. Пра­во­вые нор­мы при­ня­то из­ла­гать дос­та­точ­но ка­зуи­стич­но. Сис­те­ма ис­точ­ни­ков пра­ва не ие­рар­хие­зи­ро­ва­на. Англ. кон­сти­ту­цию при­ня­то ха­рак­те­ри­зо­вать как не­пи­са­ную. Она су­ще­ст­ву­ет толь­ко в ма­те­ри­аль­ном смыс­ле, в ви­де раз­роз­нен­ных ак­тов пар­ла­мен­та, су­деб­ных пре­це­ден­тов, кон­сти­ту­ци­он­ных со­гла­ше­ний, ре­гу­ли­рую­щих со­от­вет­ст­вую­щие от­но­ше­ния. Хо­тя за­кон (акт пар­ла­мен­та) и мо­жет от­ме­нить су­деб­ный пре­це­дент (в Ве­ли­ко­бри­та­нии дей­ст­ву­ет прин­цип вер­хо­вен­ст­ва пар­ла­мен­та), при­ме­нять­ся за­ко­но­дат. нор­ма в ко­неч­ном счё­те бу­дет так, как её ис­тол­ку­ют су­ды. Мн. отно­ше­ния по-преж­не­му ре­гу­ли­ру­ют­ся в осн. об­щим (пре­це­дент­ным) пра­вом. Ста­тут­ное пра­во не ко­ди­фи­ци­ро­ва­но. От­рас­ле­вая струк­ту­ра пра­ва и его де­ле­ние на ча­ст­ное и пуб­лич­ное вы­ра­же­ны не­яв­но. Про­цес­су­аль­ное пра­во до­ми­ни­ру­ет над ма­те­ри­аль­ным. Ос­но­во­по­ла­гаю­щим прин­ци­пом пра­во­вой сис­те­мы Анг­лии яв­ля­ет­ся гос­под­ство пра­ва (rule of law). Этот принцип пред­по­ла­га­ет, что лю­бой че­ло­век (вклю­чая долж­но­ст­ных лиц) под­чи­ня­ет­ся обыч­ным за­ко­нам го­су­дар­ст­ва и под­ле­жит юрис­дик­ции обыч­ных су­дов. Англ. пра­во­вая док­три­на дос­та­точ­но праг­ма­тич­на и ис­хо­дит из то­го, что пра­во там, где есть сред­ст­во его за­щи­ты (ubi jus ibi remedium). Англ. об­щее пра­во рас­про­стра­ни­лось в ми­ре в ре­зуль­та­те ко­ло­ни­аль­ных за­вое­ва­ний. Прак­ти­че­ски все быв. англ. ко­ло­нии ны­не тя­го­те­ют к се­мье об­ще­го пра­ва, хо­тя их пра­во­вые сис­те­мы и от­ли­ча­ют­ся су­ще­ст­вен­ной спе­ци­фи­кой. В боль­шин­ст­ве из них су­ще­ст­ву­ют пи­са­ные кон­сти­ту­ции (за ис­клю­че­ни­ем Но­вой Зе­лан­дии), дей­ст­ву­ет ин­сти­тут кон­сти­ту­ци­он­но­го кон­тро­ля, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ко­ди­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ст­ва. На пра­во­вые сис­те­мы США, Ка­на­ды, Ав­ст­ра­лии, Ин­дии су­ще­ст­вен­ное влия­ние ока­зы­ва­ет их фе­де­ра­тив­ное уст­рой­ст­во.

Ро­ма­но-гер­ман­ская и анг­ло­сак­сон­ская П. с. от­но­сят­ся к за­пад­ной пра­во­вой тра­ди­ции (куль­ту­ре). Они име­ют об­щие ми­ро­воз­зренч. ос­но­вы в ви­де на­сле­дия ан­тич­ной куль­ту­ры и хри­сти­ан­ст­ва. Их от­ли­ча­ют ин­ди­ви­дуа­лизм, ра­цио­на­лизм и фор­ма­лизм, при­ори­тет прав че­ло­ве­ка, ко­то­рые при­зна­ют­ся ес­те­ст­вен­ны­ми и не­от­чу­ж­дае­мы­ми. Пра­во здесь яв­ля­ет­ся до­ми­ни­рую­щей сис­те­мой со­ци­аль­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, и гос. власть ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся пра­вом (см. Пра­во­вое го­су­дар­ст­во). В 21 в. от­ме­ча­ет­ся кон­вер­ген­ция дан­ных П. с., осо­бен­но под влия­ни­ем пра­ва ЕС и прак­ти­ки Ев­роп. су­да по пра­вам че­ло­ве­ка.

П. с. со­циа­ли­сти­че­ско­го пра­ва ны­не ухо­дит с ис­то­рич. аре­ны. Боль­шин­ст­во стран, ра­нее от­но­сив­ших­ся к ней (Центр. и Вост. Ев­ро­пы), от­каза­лись от со­циа­ли­стич. пу­ти раз­ви­тия и вер­нулись в ло­но ро­ма­но-гер­ман­ской П. с., к ко­то­рой они при­над­ле­жа­ли до со­циа­ли­стич. (на­род­но-де­мо­кра­тич.) ре­во­лю­ций. Пра­во­вые сис­те­мы лишь не­ко­то­рых стран (Ки­тай, Ку­ба, КНДР, Вьет­нам) со­хра­ня­ют (в разл. ме­ре) эле­мен­ты со­циа­ли­стич. пра­ва, но они не име­ют бы­лой общ­но­сти, по­зво­ляю­щей го­во­рить о соб­ст­вен­но пра­во­вой се­мье.

В ре­ли­ги­оз­ных пра­во­вых сис­те­мах пра­во рас­смат­ри­ва­ет­ся как Бо­же­ст­вен­ное от­кро­ве­ние, на ко­то­ром долж­ны ос­но­вы­вать­ся свет­ское за­ко­но­да­тель­ст­во и су­деб­ная прак­ти­ка. К ре­лиг. пра­во­вым сис­те­мам от­но­сят сис­те­мы ин­дус­ско­го, му­суль­ман­ско­го и иу­дей­ско­го пра­ва. В совр. ми­ре наи­бо­лее вы­ра­жен­ный ре­лиг. ха­рак­тер име­ют нац. пра­во­вые сис­те­мы му­сульм. стран. В совр. ус­ло­ви­ях по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во из них (за ис­клю­че­ни­ем Са­уд. Ара­вии) име­ют свет­ские кон­сти­ту­ции и раз­ви­тое за­ко­но­да­тель­ст­во, од­на­ко в кон­сти­ту­ци­ях спе­ци­аль­но ус­та­нав­ли­ва­ет­ся, что их по­ло­же­ния, рав­но как и за­ко­но­дат. пред­пи­са­ния, не мо­гут про­ти­во­ре­чить ша­риа­ту, ко­то­рый яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком за­ко­но­да­тель­ст­ва. Соб­ст­вен­но му­суль­ман­ское пра­во об­ра­зу­ет та часть ша­риа­та, ко­то­рая ус­та­нав­ли­ва­ет т. н. прак­тич. нор­мы, т. е. пра­ви­ла внеш­не­го по­ве­де­ния (за ис­клю­че­ни­ем куль­то­вых и об­ря­до­вых пред­пи­са­ний). Не­смот­ря на то, что в совр. нац. пра­во­вых сис­те­мах му­сульм. стран всё боль­шую роль иг­ра­ет свет­ское ре­гу­ли­ро­ва­ние, му­сульм. пра­во ос­та­ёт­ся до­ми­ни­рую­щей нор­ма­тив­ной сис­те­мой, во мно­гом пре­до­пре­де­ляю­щей со­дер­жа­ние за­ко­но­да­тель­ст­ва, осо­бен­но в та­ких сфе­рах, как лич­ный ста­тус, се­мей­ные и на­след­ст­вен­ные от­но­ше­ния.

К тра­ди­ци­он­ным (обыч­но­го пра­ва) пра­во­вым сис­те­мам от­но­сят стра­ны Чёр­ной (Эк­ва­то­ри­аль­ной) Аф­ри­ки и Ма­да­га­скар. Их пра­во до сих пор про­дол­жа­ет ис­пы­ты­вать серь­ёз­ное влия­ние ар­ха­ич­ных кла­но­вых обы­ча­ев. В обыч­ном пра­ве, в от­ли­чие от за­пад­ной пра­во­вой тра­ди­ции, в ка­че­ст­ве субъ­ек­та пра­ва рас­смат­ри­ва­ет­ся не обо­соб­лен­ный ин­ди­вид, а та или иная общ­ность (се­мья, род, об­щи­на), ин­те­ре­сы ко­то­рой име­ют без­ус­лов­ный при­ори­тет. Це­лью ре­гу­ли­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся под­дер­жа­ние ми­ра и со­гла­сия в со­об­ще­ст­ве и гар­мо­нии с ок­ру­жаю­щей при­ро­дой. Со­от­вет­ст­вен­но и раз­ре­ше­ние спо­ров на­прав­ле­но на при­ми­ре­ние кон­флик­тую­щих сто­рон (се­мей, об­щин, ро­дов), дос­ти­же­ние ком­про­мис­са, а не на за­щи­ту ин­ди­ви­ду­аль­ных или кол­лек­тив­ных при­тя­за­ний. В ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од в стра­нах ре­гио­на ак­тив­но и от­но­си­тель­но ус­пеш­но на­са­ж­да­лось пра­во мет­ро­по­лий, под влия­ни­ем ко­то­ро­го обы­чаи дан­ных на­ро­дов пре­тер­пе­ли оп­ре­де­лён­ную транс­фор­ма­цию. По­сле об­ре­те­ния не­за­ви­си­мо­сти мо­ло­дые го­су­дар­ст­ва соз­да­ва­ли нац. пра­во­вые сис­те­мы по об­раз­цу быв. мет­ро­по­лии и фор­маль­но ны­не тя­го­те­ют к ро­ма­но-гер­ман­ской или анг­ло­сак­сон­ской П. с. Од­на­ко офиц. пра­во да­ле­ко не все­гда мо­жет кон­ку­ри­ро­вать с ус­то­яв­ши­ми­ся обы­чая­ми, роль ко­то­рых, как и му­сульм. пра­ва, осо­бен­но зна­чи­ма при оп­ре­де­ле­нии лич­но­го ста­ту­са, ре­гу­ли­ро­ва­нии се­мей­ных и на­след­ст­вен­ных от­но­ше­ний.

Об­щей тен­ден­ци­ей раз­ви­тия П. с. в совр. ус­ло­ви­ях яв­ля­ет­ся их сбли­же­ние в це­лом на ба­зе прин­ци­пов, ле­жа­щих в ос­но­ве ро­ма­но-гер­ман­ской П. с. и П. с. об­ще­го пра­ва.

Лит.: Да­вид Р., Жоф­фре-Спи­но­зи К. Ос­нов­ные пра­во­вые сис­те­мы со­вре­мен­но­сти. М., 1996; Цвай­герт К., Кётц Х. Вве­де­ние в срав­ни­тель­ное пра­во­ве­де­ние в сфе­ре ча­ст­но­го пра­ва. М., 2000. Т. 1: Ос­но­вы; Ле­же Р. Ве­ли­кие пра­во­вые сис­те­мы со­вре­мен­но­сти: Срав­ни­тель­но-пра­во­вой под­ход. М., 2009.

Вернуться к началу