ПРАВИ́ТЕЛЬСТВО
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРАВИ́ТЕЛЬСТВО, высший коллегиальный орган исполнительной власти. П. осуществляет общее управление делами государства, в т. ч. формирует внешнеполитич. курс и осуществляет внешнюю политику; обеспечивает комфортную среду функционирования национальной экономики, реализацию прав и свобод граждан, национальную безопасность и общественный порядок, формирует и поддерживает эффективность гос. аппарата (управленческих структур).
В зарубежных странах
В зарубежных странах статус и порядок формирования П. определяется формой правления. При парламентарной форме правления П. – коллегиальный носитель исполнительной власти, наиболее важные решения оно может принимать только совместно. В таких странах П. формируется на парламентской основе: члены парламента могут входить в состав П., программа П. и кандидатура главы П. (или весь его состав) должны получить одобрение нижней палаты (в Италии – обеих палат) парламента. В одних странах (Греция, Италия, Канада) глава государства сразу назначает премьер-министром лидера политич. партии, победившей на выборах, в других (Германия, Испания, Япония) за кандидатуру премьер-министра должен вначале проголосовать парламент, а затем это решение оформляется актом главы государства. Состав П. формируется премьер-министром и оформляется актом главы государства. П. находится у власти до тех пор, пока ему доверяет парламент, и слагает свои полномочия после парламентских выборов. В президентской республике П. как коллегиальный орган отсутствует (соответственно отсутствует и должность премьер-министра, а также возможность выражения недоверия П.), глава государства единолично осуществляет исполнит. власть и формирует свою администрацию. В некоторых государствах (США, Эквадор) назначению министров должно предшествовать их формальное одобрение верхней палатой парламента. При данной форме правления действует жёсткий принцип несовместимости должностей: министры не могут быть членами парламента. В смешанных республиках П., как правило, слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом, однако существуют нац. особенности в формировании его состава. Так, во Франции глава государства назначает премьер-министра, однако он должен исходить из расстановки сил в Нац. собрании. Если партия президента располагает большинством в нижней палате, то фактически глава государства определяет кандидатуры наиболее важных министров и П. действует под руководством главы государства. Если партия президента не имеет большинства в нижней палате парламента, глава государства не может влиять на состав П., он лишь оформляет собств. актом решения премьер-министра – лидера партии, победившей на парламентских выборах. Такое П. работает под рук. премьер-министра, опираясь на парламентское большинство, а президент лишь формально сохраняет значимые полномочия в сфере исполнит. власти. Во Франции члены П. не могут быть членами парламента, но правомочны занимать выборные должности в рамках местного и регионального самоуправления. В некоторых странах предусматриваются особые требования для кандидатов в члены П.: гражданство по рождению (Финляндия, Мексика), возрастной ценз (Бразилия, Азербайджан), принадлежность к определённой конфессии (в Норвегии более половины министров должны исповедовать гос. религию), проф. ценз (Япония – только гражд. лица), этнич. принадлежность (в Швейцарии из семи членов П. четыре должны быть немецкоязычными, два – франкоязычными, один – италоязычным). С точки зрения структуры различают континентальную и британскую модель П. Первая предполагает, что в состав П. входят все руководители министерств и ведомств. Вторая исходит из того, что в качестве П. рассматривают только членов кабинета, которыми являются руководители наиболее важных министерств и ведомств. В рамках П. обычно различают министров, стоящих во главе министерства, и министров без портфеля, курирующих определённые вопросы. В зависимости от того, в каком качестве – личном или представителя партии – входят министры в состав П., различают партийные и беспартийные П. При парламентарной и смешанной форме правления возможно создание не только однопартийных, но и коалиционных П., в состав которых входят представители нескольких партий. Коалиционные П. могут располагать большинством в палате парламента (П. большинства) или не иметь большинства и находиться у власти благодаря поддержке партий, не входящих в его состав (П. меньшинства). При парламентарной форме правления П. несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом: П. в целом и отдельные его члены обязаны объяснять и обосновывать свои действия перед палатой парламента, а также должны уйти в отставку, если парламент проголосует за это. Концепция коллективной ответственности предполагает связанность членов П. программой и коллегиальными решениями П., недопустимость высказываний, расходящихся с офиц. политикой П., коллективную отставку в случае выражения недоверия П. или его главе, а также в случае смерти главы П. В ряде стран (Греция, Италия, Словакия) парламент может отказать в доверии и отд. министру. Традиционная концепция индивидуальной ответственности министра предполагает, что последний несёт ответственность за все акты и действия служащих своего министерства, однако его отставка допустима в случае личной вины при условии достаточно мощного воздействия СМИ и политич. партий.
В России
В России Правительство РФ – федеральный орган гос. власти, возглавляющий единую систему исполнит. власти. В состав П. входят председатель и члены П. (заместители председателя и федеральные министры). Председатель определяет осн. направления деятельности П. и организует его работу. П. формируется после президентских выборов. Глава государства назначает председателя П. с согласия Гос. думы, а членов П. – по предложению его председателя. В состав П. могут входить граждане РФ, не имеющие гражданства иностр. государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностр. государстве. Члены П. не могут быть членами парламента. П. разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет меры по реализации внешней политики, обеспечению обороны страны, гос. безопасности, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и обществ. порядка, борьбе с преступностью и т. д. П. издаёт постановления и распоряжения. П. обеспечивает единство системы исполнит. власти в РФ, распределяет полномочия между федеральными органами исполнит. власти, руководит их работой и контролирует их деятельность. Для осуществления своих полномочий П. может создавать территориальные органы и назначать должностных лиц, формировать федеральные целевые программы и обеспечивать их реализацию. По соглашению с органами исполнит. власти субъектов РФ П. может передавать им часть своих полномочий, а также осуществлять полномочия, переданные ему соответствующими органами. П. может отменять акты федеральных органов исполнит. власти или приостанавливать их действие. Глава государства может председательствовать на заседании П., отменять постановления и распоряжения, отправлять П. в отставку. Глава государства руководит деятельностью федеральных органов исполнит. власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутр. дел, юстиции, иностр. дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны президенту по вопросам, отнесённым к его полномочиям. По представлению председателя П. глава государства определяет структуру федеральных органов исполнит. власти, назначает на должности и отстраняет от должности членов П. Председатель П. систематически информирует президента о работе правительства. Гос. дума рассматривает представленную президентом кандидатуру председателя П., ежегодно заслушивает отчёт о деятельности П. Последнее обладает правом законодат. инициативы. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые из федерального бюджета, вносятся в палату только при наличии заключения П. Председатель П. может поставить вопрос о доверии перед Гос. думой, палата может также выразить недоверие П. по собств. инициативе большинством голосов от общего числа депутатов. П. слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Оно может также уйти в отставку по собств. инициативе или по инициативе президента. Если Гос. дума выразит недоверие П., глава государства вправе объявить о его отставке или не согласиться с решением палаты. Вместе с тем президент должен объявить об отставке П. или распустить Гос. думу, если Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие правительству.