ОБРАЩЕ́НИЯ ГРА́ЖДАН
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБРАЩЕ́НИЯ ГРА́ЖДАН, направленные в гос. орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письм. форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в гос. орган, орган местного самоуправления.
О. г., иных индивидов, их групп, объединений к органам публичной власти известны с давних времён, когда подданные обращались с челобитными к князьям и монархам. Нередко это считалось последней возможностью добиться справедливости. Когда появились первые выборные парламенты, именно они стали рассматриваться как представительство народа, и подданные (затем – граждане государства) в особых случаях стали обращаться к ним. Так возникло право петиций, которое затем получило более широкое распространение. В совр. мире право О. г. к органам государства и должностным лицам во многих странах существует по обычаю, как само собой разумеющееся. В некоторых странах О. г. урегулировано спец. законами и имеет своими адресатами все органы публичной власти и должностных лиц (не только государства, но также субъектов Федерации, территориальных автономий, местного самоуправления).
В Рос. Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Действует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (2006), которым регулируются все индивидуальные и коллективные О. г. в устной, письм., электронной и иной форме в гос. органы (органы субъектов Федерации рассматриваются статьями 5, 77 и др. Конституции РФ как государственные) и органы местного самоуправления, включая обращения иностр. граждан и лиц без гражданства (за исключением обращений, для которых законом или междунар. договором установлен особый порядок). Субъекты Федерации своими правовыми актами могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в т. ч. обеспечивать дополнит. гарантии права граждан на обращение. Право на обращение лица реализуют свободно, но использование этого права не должно нарушать права и свободы др. лиц.
Письменные О. г. подлежат обязат. регистрации и рассматриваются в установленный законом срок. Рассмотрение О. г. осуществляется бесплатно. При рассмотрении О. г. не допускается разглашение сведений, содержащихся в нём, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Органы публичной власти обеспечивают объективное рассмотрение обращения с участием направившего его гражданина; принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дают письм. ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомляют гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в др. гос. орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Законом установлен исчерпывающий перечень О. г., которые не подлежат рассмотрению (напр., анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе гос. или обществ. безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес гос. органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или др. граждан, повторные обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письм. ответы). Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причинённых незаконным действием (бездействием) гос. органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесённые в связи с его рассмотрением гос. органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Устные О. г. В органах публичной власти должностными лицами предусмотрены часы личного приёма граждан. При личном приёме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного О. г. заносится в карточку личного приёма. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнит. проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приёма, в остальных случаях даётся письм. ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Гос. органы, органы местного самоуправления несут ответственность за нарушение закона об обращениях граждан.