НО́РМА ПРЕДСТАВИ́ТЕЛЬСТВА
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́РМА ПРЕДСТАВИ́ТЕЛЬСТВА, установленная законом численность населения или (реже) число избирателей одномандатного или многомандатного избирательного округа, избирающих одного или нескольких депутатов (иных членов) в высший (парламент) или местные представительные органы.
Представительство при выборах может быть прямым (граждане избирают представит. орган непосредственно), многостепенным (депутатов в вышестоящий представит. орган избирают нижестоящие представит. органы), косвенным (членов верхней палаты парламента избирают группы, коллегии избирателей). В зависимости от способа выборов Н. п. определяются по-разному. При прямых выборах обычно устанавливается численность населения специально создаваемых избират. округов, от которых избирается один или, в пропорции к численности населения, неск. депутатов (напр., в СССР до принятия Конституции 1977 Совет Союза избирался по норме 1 депутат на 300 тыс. жит., в дальнейшем точное число было исключено, устанавливалось лишь, что избират. округа по выборам одного депутата должны быть равными – их численность изменялась в связи с изменениями численности населения). В Рос. Федерации нет одномандатных округов, при выборах Гос. думы Федерального собрания применяется пропорциональная система; одномандатные избират. округа создаются в некоторых субъектах РФ, в этих случаях каждый субъект РФ определяет свои Н. п. в зависимости от численности населения. В тех зарубежных странах, где выборы в нижнюю палату парламента проводятся по одномандатным избират. округам (напр., Великобритания, США, Франция), в конституциях или законах установлено точное число депутатов палаты (напр., 646 в Великобритании после реформы 2001, 435 в США), поэтому Н. п. (1 депутат от населения избират. округа) периодически изменяются (1 раз в 8–12 лет в связи с движением населения происходит «перекройка» избират. округов, но в течение определённого времени избират. округа бывают фактически неравными, единой Н. п. фактически не существует). При многостепенных выборах Н. п. устанавливается особо. Представит. органы адм.-терр. единиц посылают определённое число депутатов в вышестоящий представит. орган. Так было в России при системе съездов Советов до принятия Конституции СССР 1936; такая система существует в Китае, где число представителей от собраний нар. представителей (СНП) автономных районов (их пять), провинций и городов центр. подчинения, а также от армии во Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) определяется Постоянным к-том ВСНП, такая же система существует при выборах нижестоящих СНП (кроме низовых, куда депутатов избирают непосредственно граждане). На основе косвенного представительства от департаментов избирается Сенат Франции (обычно 2–6 сенаторов от департамента), в выборах участвуют депутаты нижней палаты парламента (Нац. собрания), проживающие в данном департаменте (департаментов 100, членов Нац. собрания 577), члены генеральных советов департаментов, советов регионов (их 26), избранные представители муниципальных советов коммун (коммун ок. 37 тыс.). В федеративных государствах особые Н. п. обычно устанавливаются для верхней палаты парламента, представляющей субъекты федераций (напр., в США и России по 2 представителя, в Бразилии по 3 сенатора, в Индии Н. п. от штатов неравные в зависимости от численности населения штата – от 1 до 34 представителей). Специальные Н. п. в парламент установлены иногда для автономных образований (напр., в Дании, помимо общей Н. п., избирается по 2 депутата от Фарерских о-вов и Гренландии). В Китае установлена особая Н. п. в парламент от армии. Особое представительство (один или неск. человек) существует в некоторых странах для приверженцев религий меньшинства населения (для исповедующих индуизм в Пакистане, для ассирийцев и некоторых других в Иране). Особые Н. п. зарезервированы для женщин (напр., в Швеции не менее 40% и не более 60%, в Индии 30%).
Обществ. и политич. организации также устанавливают в своих уставах Н. п. при избрании руководителей.