ГЕНОЦИ́Д
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕНОЦИ́Д (от греч. γένος – род, племя и лат. caedo – убивать), действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религ. группы как таковой путём убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудит. передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физич. уничтожение членов этой группы. Г. – одно из «самых серьёзных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества».
Термин «Г.» введён в оборот польск. юристом Р. Лемкиным (Лемке), впервые использовавшим его в работе «Axis Rule in Occupied Europe» (1944). Наказуемость Г. была обоснована в уставе Нюрнбергского междунар. воен. трибунала. Юридич. понятие Г. сформулировано в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948). Конвенция подписана СССР 16.12.1949, ратифицирована 3.5.1954, вступила в силу с 1.8.1954 (действует для РФ как государства – продолжателя СССР). Конвенция ратифицирована более 130 государствами, ныне она является частью обычного междунар. права, а признание Г. преступлением – нормой jus cogens.
Согласно консультативному заключению Междунар. суда ООН от 28.5.1951 «Оговорки к Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», принципы конвенции являются обязательными и для государств, не присоединившихся к ней. Ответственность за Г. могут нести лица, занимающие должности гос. службы, а также частные лица. Мотивами Г. могут быть нац. или религ. вражда и нетерпимость, иные побуждения. Наказуемы как акты Г., так и заговор с целью совершения Г., прямое и публичное подстрекательство к совершению Г., покушение на совершение Г., соучастие в нём.
Практика уголовного преследования за Г. основана на нормах статей конвенции, в соответствии с которой виновные «должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении Сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда». Г. включён в юрисдикцию междунар. уголовных трибуналов ad hoc по быв. Югославии и Руанде, отнесён к подсудности Междунар. уголовного суда. Для реализации соответствующей подсудности конвенцией предусмотрена обязанность выдачи лиц, виновных в совершении Г., а уставами междунар. уголовных трибуналов и Междунар. уголовного суда – обязанность их передачи для привлечения к ответственности. Юридич. оценка и правосудие по делам о Г. должны осуществляться в соответствии с междунар. правом и не противоречить ему.
Рос. Федерация в порядке имплементации своих обязательств установила уголовную ответственность за Г.: УК РФ воспроизводит соответствующую статью конвенции и устанавливает строгое наказание за Г. (вплоть до смертной казни).
Термин «Г.» употребляется в политич. смысле при оценке деяний, сходных с преступлением Г. по отд. признакам, но не являющихся Г. в юридическом смысле. Так, действия, направленные против групп, определяемых по социальным, социально-политич. и иным признакам, не предусмотренным конвенцией, не подлежат квалификации как геноцид. Аналогично термин «Г.» неприменим для юридической оценки деяний, имевших место до вступления конвенции в силу, поскольку её нормы обратной силы не имеют.