ВЫ́БОРЫ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЫ́БОРЫ, формализованная процедура отбора путём голосования определённых лиц для единоличного или коллегиального руководства коллективом (обществом, территориальным публичным коллективом, общественным объединением, коммерч. объединением и др.). В государстве избираются президент, парламент, иногда – суды, некоторые должностные лица, главы субъектов федерации, иногда – и политич. автономий, их представительные органы, главы муниципальных образований и их представительных органов. Путём В. формируются комитеты, бюро, правления в политич. партиях, кооперативных объединениях, учёные советы н.-и. учреждений, худож. советы в театрах, выбирается староста прихода верующими и т. д. Законодательно урегулированы (и особенно формализованы) процедуры В. органов государства, органов муниципальных образований и их должностных лиц. В. в добровольных обществ. объединениях регулируются их уставами.
В демократич. странах В. определяют состав органов и должностных лиц, которые в течение определённого срока будут управлять государством. В условиях тоталитарных и авторитарных режимов В. не имеют существенного значения: кандидаты и состав выбираемых органов заранее определены правящей верхушкой. В странах мусульм. фундаментализма (Саудовская Аравия, Катар и др.) к В. относятся отрицательно, заменяя их аш-шурой – советом правителя с наиболее авторитетными мусульманами и лучшими знатоками священных книг – Корана и Сунны.
Различаются В. междунар. характера (В. непостоянных членов Совета Безопасности ООН Генеральной Ассамблеей ООН, В. Европарламента гражданами государств, входящих в Европейский Союз), всеобщие В. в государстве (президента, парламента), региональные В. (в субъектах федерации, политич. и иных территориальных автономиях, местные В. в муниципальных образованиях). В. могут быть полными (обновляется весь состав избираемого органа) и частичными (довыборы), очередными и внеочередными, альтернативными (есть соперничающие кандидаты) и неальтернативными, прямыми (граждане непосредственно избирают коллегиальный орган или должностное лицо), косвенными (граждане избирают выборщиков, а те – орган или должностное лицо), многостепенными, или многоступенчатыми (граждане сначала избирают низовые органы, а те избирают делегатов в вышестоящий орган и др.). Организация В. включает много составляющих: подготовку и проверку списков избирателей (лиц, имеющих право голосовать), создание избират. округов (избират. единиц) и избират. участков (пунктов голосования), формирование избират. комиссий, выдвижение и регистрацию кандидатов, предвыборное информирование населения и предвыборную агитацию, голосование в назначенный день (в некоторых странах – два дня, в Индии иногда до пяти дней), подсчёт голосов, определение результатов В., подготовку и сдачу в архив необходимых документов.
В подавляющем большинстве конституций стран мира названы принципы избират. права: всеобщие, равные, прямые В. при тайном голосовании. В ряде государств установлены ограничения на участие в В.: так, в некоторых мусульм. странах (Кувейт и др.) избират. прав лишены женщины, во многих странах существует ценз оседлости: для того чтобы получить право голосовать, необходимо проживать в низовом муниципальном образовании (иногда – в стране) определённое время (в Японии – 3 мес, во Франции – 6, в разных штатах США – от 1 дня до 30 дней). В некоторых странах существуют куриальные В.: население делится на определённые группы (курии) в зависимости от социального положения, рода занятий и др., и законом заранее от каждой курии устанавливается определённая численность депутатов в представительные органы, что нарушает равенство избирателей. Прямые В. практикуются во всех странах. В единичных странах используются косвенные (для избрания Президента США) и многостепенные (Китай) В. Свобода В. означает, что избиратель подаёт свой голос только по своему желанию, подкуп, насилие, шантаж и др. караются по закону. Избиратель в подавляющем большинстве стран участвует в В. добровольно, но во многих странах (Италия, Египет, Турция, Бразилия и т. д.), согласно конституциям, участие в В. рассматривается как гражд. долг. За неявку на В. судом может быть наложен штраф (в некоторых странах, напр. в Люксембурге, довольно значительный). Во всех странах, где не установлено законом обязат. голосование, существует значительный абсентеизм избирателей. Иногда В. из-за неявки избирателей признаются несостоявшимися. Для противодействия этому, помимо установления обязат. голосования, снижается планка явки избирателей, т. е. устанавливается довольно низкий процент явки, при котором В. признаются состоявшимися (в России на выборах в Гос. думу достаточно 25%, в Великобритании В. признаются состоявшимися, если пришёл хотя бы один избиратель).
Порядок определения результатов В. зависит от того, какая избират. система действует в данной стране (пропорциональная, мажоритарная, смешанная и др.) и какие именно разновидности данных систем применяются. При мажоритарной системе (от франц. majorite – большинство) побеждает получивший большинство голосов (квалифицированное, абсолютное или относительное в зависимости от того, что установлено законом).
При пропорциональной системе партии получают места пропорционально полученным голосам. Действует принцип избират. квоты, или избират. метра: поданные голоса избирателей делятся на число замещаемых мандатов, и каждая партия получает такое число мандатов, сколько избират. квот содержится в полученных ею голосах. При данной системе избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за ту или иную политич. партию. Партия обычно передаёт эти мандаты по порядку кандидатов в парт. списке, но в некоторых странах допускается т. н. преференциальный вотум (при открытых парт. списках): в избират. бюллетене имеются имена кандидатов от партий, и, отмечая партию, за которую избиратель голосует, он одновременно может указать и наиболее предпочтительных для него кандидатов.
В России при выборах парламента и законодат. собраний субъектов Федерации с 2004 применяется пропорциональная система.