КОНСТИТУЦИО́ННОЕ ПРА́ВО
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНСТИТУЦИО́ННОЕ ПРА́ВО, совокупность правовых норм (правил), регулирующих сферу обществ. отношений, которые имеют основополагающее значение для общества, государства, разл. объединений (коллективов) и личности. В единичных странах (Германия и др.) в качестве аналогичного названия данной отрасли права употребляется термин «государственное право», такое название использовалось и в сов. период в России.
Осн. источником К. п. в подавляющем большинстве государств является конституция – основной закон, которому должны соответствовать др. правовые акты и правоприменительная практика. Нормы конституции содержат наиболее общие положения, из которых исходят др. отрасли права (гражданское, трудовое и т. д.), развивая и конкретизируя эти положения. В странах мусульм. фундаментализма осн. источником К. п. считается Коран. Конституции, основные низамы (законы), иные акты таких государств (а также порядок общественной, а иногда и частной жизни) должны соответствовать Корану и Сунне. Нормы К. п. содержатся также в законах парламентов, указах (декретах, рескриптах и др.) главы государства, постановлениях (декретах, ордонансах и др.) правительства, решениях органов конституционного контроля и др. Иногда источниками К. п. могут быть судебные прецеденты и конституционные обычаи.
Как особая отрасль К. п. выделилось в правовой системе государств позднее некоторых др. отраслей. В совр. период обществ. отношения, регулируемые нормами К. п., неодинаковы, в мире существуют разные формы правления, государственно-территориальное устройство, органы государства и т. д., но в общем и целом К. п. всегда регулирует систему осн. связей в отношениях: личность – коллектив (объединение) – общество – государство. Эти отношения складываются на базе сотрудничества и состязательности разл. социально-политич. сил и регулируются гос. властью, используемой в конечном счёте для установления и сохранения обществ. порядка, понимаемого в самом широком смысле слова. Будучи урегулированы нормами К. п., такие обществ. отношения становятся конституционно-правовыми.
Принципы современного рос. К. п. сложились на базе признания и осуществления общечеловеческих ценностей с учётом специфич. условий страны и получили закрепление в Конституции РФ 1993. К числу таких принципов относятся: человек и его права как высшая ценность; власть народа; демократия; экономич., политич. и идеологич. плюрализм; свобода, права и взаимная ответственность личности, коллектива, государства, общества; демократическое, правовое, социальное, светское, федеративное государство с республиканской формой правления; единство гос. власти и разделение её ветвей; местное самоуправление и др. Действующее рос. К. п. устанавливает основы правового статуса личности, основы экономич. и социального порядка в обществе, его политич. системы и духовной жизни. По отношению к личности К. п. закрепляет осн. права, свободы и обязанности личности, гарантии их осуществления и защиты; в социально-экономич. сфере обществ. жизни К. п. устанавливает формы собственности, правовые основы отношений собственности, производства и распределения, основы трудовых отношений, единство экономич. пространства России, социальную роль государства и др.; в политич. сфере – порядок создания, прекращения и деятельности политич. партий и обществ. объединений, устанавливает основы организации важнейшего политич. института общества – государства, основы политич. режима и др.; в духовной сфере жизни общества К. п. допускает идеологич. плюрализм, но запрещает разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Разл. совокупности норм, системно регулирующих обособленную группу однородных обществ. отношений в рамках отрасли, образуют институты К. п. Таковы в рос. К. п., как и в праве зарубежных стран, институты гражданства, республиканской формы правления, референдума и др. Совокупность институтов и норм образует подотрасли К. п. (парламентское право, избирательное право и др.). Большинство норм К. п., будучи непосредственно связаны с властными отношениями, имеют обязывающий, запрещающий, предписывающий характер. Нормы-дозволения применяются реже, гл. обр. при регулировании правового положения личности. В К. п. много норм-принципов, норм-символов, норм-определений, которые не порождают непосредственно правоотношений, но получают развитие и наполняются конкретным содержанием в др. нормах конституции и даже в др. отраслях права. Таковы положения Конституции РФ о человеке как высшей ценности, определение государства как правового и др. Субъектами конституционно-правовых отношений являются стороны, между которыми в результате юридич. фактов (событий, состояний, действий, имеющих юридич. значение) возникают конституционно-правовые отношения, т. е. индивидуализированные, конкретные правовые взаимосвязи, выражающиеся прежде всего в правах и обязанностях сторон. В К. п., как и в др. отраслях публичного права, при деятельности органов публичного управления права и обязанности нередко выступают в спаянном виде как полномочия: парламент имеет не только право, но и обязан принимать законы, осуществлять законодательное регулирование в государстве, президент не только вправе, но и обязан ввести чрезвычайное положение в соответствующей местности при определённых ситуациях и т. д. Субъекты конституционно-правовых отношений это не просто физические и юридические лица, а определённые виды таких лиц, общностей публичного характера или органов, между которыми может возникнуть конституционно-правовое отношение властного характера. Это, напр., — человек и гражданин, осуществляющий конституционные права; депутат парламента, обращающийся с запросом к правительству; группа избирателей при осуществлении инициативы референдума; субъекты федерации, заключающие с РФ договор о разграничении полномочий, само государство.
На основе положений, содержащихся в Конституции РФ, принято обширное конституционное законодательство: федеральные конституционные законы (о гос. символике, о правительстве, о судебной системе и др.), федеральные законы [о лицензировании отд. видов предпринимательской деятельности, о свободе конкуренции, об осуществлении тех или иных основных прав и свобод, напр. пенсионное законодательство, о политич. партиях, об обществ. объединениях, о СМИ, о выборах в Гос. думу и о формировании Совета Федерации, о выборах Президента РФ, об осн. принципах системы законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ, о местном самоуправлении и др.]. К сфере конституционно-правового регулирования относятся отд. указы Президента РФ (напр., о создании федеральных округов), постановления Правительства РФ (о гос. автоматизиров. системе «Выборы» и др.).
Система К. п. зависит от нац. особенностей конкретного государства, но, как правило, включает основы правового статуса личности, основы гос. и обществ. строя, формы правления и гос. устройства, избирательное право и избирательные системы, организацию гос. власти, основы местного самоуправления и местного управления.