ИНФОРМА́ЦИЯ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНФОРМА́ЦИЯ в праве, сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. И. как материальный и нематериальный объект является элементом любых отношений. Но благодаря развитию новых технологий её обработки и передачи в сер. 20 в. И. приобрела такие объективированные формы, которые сделали её самостоят. предметом производств., управленч., идеологич., экономич., личностных отношений. И. стала товаром в обмене и объектом работ и услуг. Она включена в систему правовых отношений (см. Информационное право). Конституция РФ и ряд междунар. правовых актов закрепляют право человека и гражданина на И., на свободный поиск, получение, передачу, производство, распространение И. любым законным способом. В Рос. Федерации проблемы И. урегулированы Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006). И. может являться объектом публичных, гражд. и иных правовых отношений; может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом др. лицу, если законом не установлены ограничения доступа к И. либо иные требования к порядку её предоставления или распространения.
В зависимости от категории доступа И. подразделяется на общедоступную и ограниченного доступа; в зависимости от порядка её предоставления или распространения – на свободно распространяемую И.; И., предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; И., которая подлежит предоставлению или распространению; И., распространение которой ограничивается или запрещается. По источнику И. может быть естественной и созданной человеком (исходящей от конкретных физич. лиц, юридич. лиц, органов публичной власти, др. организаций). Так, И., циркулирующая в глобальных сетях, включая Интернет, как правило, имеет указание на её источник или обладателя. По сфере её возникновения или создания различают финансовую, банковскую, др. экономическую И.; политическую И.; статистическую, техническую, социальную И., а также И., представляющую разные направления культурной сферы. По форме представления И. может быть документированной (отд. документ, определённая запись, файл; собрание документов, представляемых базой данных, фондом документов, напр. архивным, библиотечным, личным) и недокументированной (устной, волновой, световой, биологической).
Законодательством устанавливаются требования к формам представления определённых видов И., регулируются порядок работы и условия защиты как самой И., так и прав субъектов, связанных с ней, в т. ч. ответственность за нарушение установленных правил. Напр., в РФ порядок работы с архивной И. определён Федеральным законом «Об архивном деле в РФ» (2004); порядок работы с И., касающейся граждан, регламентируется Федеральным законом «О персональных данных» (2006); осн. формы представления И. о доходах и порядок работы с ней определены Налоговым кодексом РФ. Правом регулируется правовой режим общедоступной И., категорий И., относимых к И. ограниченного доступа, порядок использования И., ставшей доступной по решению её обладателя (гос. тайна, служебная, банковская, проф., коммерч. тайна). Так, органы гос. власти обязаны представлять достаточно широкий перечень И. о своей деятельности, организуя в этих целях не только выполнение услуг по запросу, но и регулярно обновляя свои сайты в Интернете. Во многих странах действуют программы по информированию пользователей (потребителей) информационных гос. и муниципальных ресурсов – т. н. электронное правительство, общественные электронные приёмные и т. п. И. является предметом междунар. актов – директив, конвенций, договоров и соглашений (напр., Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей природной среды, 1998; Окинавская хартия глобального информационного общества, 2000, и др.).