ЗАПРО́С ПАРЛА́МЕНТСКИЙ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАПРО́С ПАРЛА́МЕНТСКИЙ, форма парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти, представляющая собой обращение парламентария (группы парламентариев) к правительству, его главе или члену, иногда к иному публично-властному органу или его руководителю с требованием дать информацию по острому политич. вопросу или объяснить причины своих действий (бездействия) в связи с к.-л. событиями в жизни страны. З. п. следует отличать от вопроса парламентария, который преследует цель получить информацию по к.-л. делу, интересующему данного парламентария или его избирателей, и ответ на который может быть предельно кратким: «да» или «нет».
З. п., будучи поддержан палатой парламента, включается в её повестку дня с установлением срока для ответа. За ответом может последовать обсуждение предмета З. п. в палате, которое в государствах с парламентарной или смешанной формой правления может завершиться голосованием доверия правительству, его главе или члену. В некоторых странах З. п. именуются интерпелляциями. Они могут быть письм. и устными. В Германии З. п. именуется большим запросом в отличие от малого запроса, имеющего целью получение от Федерального правительства к.-л. справки фактич. характера; большой запрос включается в повестку дня бундестага по требованию к.-л. фракции или не менее 5% от общего числа депутатов, если Федеральное правительство отказывается дать ответ вообще или в ближайшие 3 нед.
В Федеральном собрании России различаются З. п., который может быть направлен только палатой, и депутатский запрос, инициатором которого может быть любой член Совета Федерации или депутат Гос. думы.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (1994) З. п. может направляться в адрес Председателя Правительства РФ, члена Правительства, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя Центральной избирательной комиссии РФ и председателей др. избирательных комиссий (председателей комиссий референдума), Председателя Счётной палаты РФ, руководителей иных федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязат. мед. страхования по вопросам, входящим в их компетенцию. З. п. принимается большинством голосов от общего числа членов соответствующей палаты. Должностное лицо, которому направлен З. п., должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или в письм. форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной, установленный палатой срок. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен З. п., либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письм. ответ на З. п. оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты. Копии письм. ответа направляются всем членам палаты, от имени которой был направлен парламентский запрос.
Запрос депутатский направляется парламентариями самостоятельно тем же должностным лицам по вопросам их компетенции и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письм. форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в т. ч. на закрытых заседаниях соответствующих органов.
Вмешательство парламентариев в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.