ЗАКОНОДА́ТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАКОНОДА́ТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, 1) совокупность полномочий по изданию законов. Носителями З. в. обычно являются общегосударственные и региональные представительные органы – парламенты, изредка – также представительные органы местного самоуправления, преим. городского. Во многих странах З. в. могут осуществлять избиратели посредством нар. голосования – референдума.
З. в. парламентов может быть неограниченной, относительно ограниченной и абсолютно ограниченной. Неограниченная З. в. принадлежит парламентам обычно в унитарных государствах, где З. в. осуществляется исключительно центр. парламентом. Относительно ограниченная З. в. принадлежит парламентам в федерациях и т. н. регионализованных государствах (напр., в Италии), а также в государствах, передавших часть своих суверенных прав наднациональным формированиям (напр., Европ. союзу). Абсолютно ограниченная З. в. имеет место в странах, где конституцией жёстко ограничена сфера З. в. (напр., во Франции и ряде стран, воспринявших её конституционную систему), – отношения, не перечисленные в Основном законе, считаются не вошедшими в З. в.; они входят в сферу регламентарной власти, осуществляемой исполнит. ветвью. При этом установлена презумпция компетенции исполнит. власти.
2) Одна из ветвей гос. власти в странах, где действует конституционный принцип разделения властей, предполагающий не только разделение властных полномочий между разными системами гос. органов, но и взаимное уравновешивание полномочий этих систем (принцип сдержек и противовесов). З. в. представлена парламентами, которые часто, по умолчанию или выраженно, характеризуются конституциями как единственные органы З. в. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное собрание является представительным и законодат. органом РФ; раздел 1 ст. I Конституции США провозглашает, что все предоставляемые ею законодат. полномочия вверяются Конгрессу Соединённых Штатов (в штатах носители З. в. определяются их конституциями). Обычно принятые парламентом законы нуждаются в санкции главы государства, который также часто осуществляет их промульгацию и, как правило, обеспечивает их офиц. опубликование. Поэтому в конституциях некоторых государств эти функции главы государства рассматриваются как участие в З. в. Напр., согласно ст. 2 Конституции Исландии, З. в. принадлежит совместно альтингу (парламенту) и Президенту республики; аналогичное регулирование содержит ч. 1 ст. 26 Конституции Греции. Парламенты как органы З. в., наряду со своей законодат. функцией, осуществляют и некоторые другие – контроль за исполнит. властью, верховное распоряжение гос. казной, выборы и назначения должностных лиц и т. п.
В ряде стран конституциями допускается осуществление З. в. также иными, чем парламент, органами. Это прежде всего делегированное законодательство, осуществляемое исполнит. властью по поручению или с согласия парламента. Так, согласно ст. 38 Конституции Франции, правительство может обратиться к парламенту за разрешением осуществлять в течение ограниченного срока меры, обычно входящие в область законодательства, и, получив такое разрешение, принимает после заключения Гос. совета ордонансы, подписываемые президентом, обретающие силу закона после опубликования и утверждаемые впоследствии законом парламента.
Ряд конституций наделяет законодат. властью также органы парламентов. В Италии, Испании, Бразилии законы могут приниматься парламентскими комиссиями, образованными на основе пропорционального представительства партийных объединений парламентариев. В некоторых странах акты с силой закона издаются также более узкими коллегиями, которые образуются верховными представительными органами из своего состава и в отличие от этих органов действуют постоянно. Так, Постоянный к-т Всекитайского собрания нар. представителей издаёт законы по широкому кругу вопросов и может вносить изменения в законы, изданные Всекитайским собранием; Гос. совет Кубы в периоды между сессиями Нац. ассамблеи нар. власти (эти периоды весьма продолжительны) может издавать декреты-законы – акты, имеющие силу закона и утверждаемые впоследствии Нац. ассамблеей.
В России Конституционный суд РФ в ряде своих постановлений признал за Президентом РФ право своими указами восполнять пробелы в действующем законодательстве на период до вступления в силу соответствующих законов.