ДОГОВО́Р МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОГОВО́Р МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ, соглашение субъектов междунар. права, устанавливающее нормы их поведения. Д. м. служит осн. средством регулирования междунар. системы.
Д. м., нормы, объект и цели которых представляют интерес для всех государств, называются общими или универсальными договорами. Они должны быть открытыми, т. е. в них должны иметь право участвовать все государства. Д. м. государств определённого географич. района именуют региональными (напр., соглашения, заключённые в рамках СНГ, Европ. союза и др.).
Право каждого государства на участие в общих Д. м. основано на принципе суверенного равенства. Определяющий фактор – наличие у государства юридич. заинтересованности. Абсолютным правом на участие обладает наиболее заинтересованное государство, т. е. такое, дела которого являются осн. предметом договорного урегулирования (причём это право существует независимо от признания государства или правительства). Неучастие наиболее заинтересованного государства влечёт за собой недействительность Д. м., нарушающего принципы суверенного равенства и невмешательства.
Процедура заключения Д. м. включает обычно три стадии: принятие текста (текст многостороннего Д. м. принимается большинством в две трети участников конференции и не налагает юридич. обязательств); установление аутентичности, т. е. подлинности текста (осуществляется путём подписания, полного или предварительного, самого текста или заключит. акта, содержащего текст Д. м.); согласие на обязательность Д. м. (может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного Д. м.).
Для участия в любой из стадий заключения Д. м. представитель государства или организации должен иметь полномочия. Высшие должностные лица (глава государства, глава правительства, мин. ин. дел или генеральный секретарь междунар. организации) обладают такими полномочиями в силу занимаемого должностного положения. Не нуждаются в спец. полномочиях руководители ведомств при заключении межведомств. соглашений. Участие в заключении Д. м. без полномочий не порождает правовых последствий, за исключением случаев, когда соответствующие действия в дальнейшем подтверждаются государством или организацией.
Подписание Д. м. в одних случаях означает окончат. принятие текста, в других – выражение согласия на его обязательность. Оно может быть окончательным или предварительным (парафирование и подписание ad referendum). Парафирование (подписание с помощью инициалов подписывающего лица) удостоверяет аутентичность текста, после чего в него уже не могут вноситься изменения. Как правило, за парафированием следует полное подписание. Подписание ad referendum («до одобрения», т. е. отложенное подписание) обычно используется в тех случаях, когда уполномоченный согласен с подготовленным текстом, но считает целесообразным получить одобрение правительства (напр., если содержание текста не во всём соответствует инструкциям). После одобрения договора государством подписание ad referendum обретает статус полного подписания.
Ратификация – акт утверждения Д. м. высшими органами гос. власти, выражающий согласие на его обязательность. Порядок ратификации определяется внутренним правом. В соответствии с Конституцией РФ ратификация осуществляется Федеральным собранием в форме закона. Известны случаи вынесения вопроса о ратификации особенно важных Д. м. на референдум (напр., в 1992 во Франции был проведён референдум о ратификации Маастрихтского договора о ЕС). На основании акта о ратификации глава государства подписывает ратификационную грамоту. Процесс ратификации считается завершённым после обмена ратификационными грамотами (в случае двустороннего Д. м.) или после сдачи их на хранение (в случае многостороннего Д. м.). Отказ от ратификации не считается нарушением междунар. обязательства.
Согласие междунар. организации на обязательность для неё Д. м. осуществляется актом офиц. подтверждения, принимаемым её компетентным органом. Утверждение, принятие – процедуры выражения согласия на обязательность Д. м., не подлежащего ратификации, но предусматривающего одобрение после подписания. Эти процедуры осуществляются более широким кругом гос. органов, чем ратификация. В РФ утверждение, принятие Д. м. осуществляются Президентом РФ и Правительством РФ. Многие Д. м. содержат стандартное положение о том, что одобрение производится каждой из сторон в соответствии с её внутр. правом.
Присоединение – акт согласия на обязательность Д. м., заключённого др. государствами. Возможность присоединения предусматривается в самом Д. м. или согласовывается его участниками. Как правило, присоединение осуществляется теми же органами, что и ратификация или утверждение.
При выражении согласия с многосторонним Д. м. допускаются оговорки – односторонние заявления, сделанные государством или междунар. организацией в процессе заключения Д. м., имеющие целью исключить или изменить юридич. действие определённых положений Д. м. в отношении автора оговорки. Проблема оговорок связана с тем, что в многосторонних Д. м. участвует большое количество государств, интересы которых далеко не всегда совпадают. Нередки случаи, когда, поддерживая Д. м. в целом, государство считает неприемлемым для себя то или иное отд. положение. Институт оговорок призван обеспечить как можно более широкое участие государств. Оговорки делаются при подписании, ратификации, утверждении, принятии или присоединении к Д. м., а также при уведомлении о правопреемстве в отношении Д. м. Правом делать оговорки обладают те же лица и органы, которые представляют государство при подписании, ратификации и утверждении Д. м. Оговорка не должна противоречить целям и принципам договора, изменять его гл. содержание. Оговорка не может иметь места, если она относится к оговоркам, запрещённым Д. м., или если Д. м. допускает лишь определённый вид оговорок, к которому данная оговорка не относится. Существуют Д. м., не допускающие оговорок. Оговорка, которая определённо допускается Д. м., не нуждается в согласии других договаривающихся государств. Во всех иных случаях такое согласие необходимо. Оговорка к учредит. акту организации нуждается в принятии её соответствующим органом. Оговорка не изменяет положений Д. м. во взаимоотношениях остальных участников.
Кроме оговорок, государства делают заявления о толковании, цель которых состоит в уточнении смысла того или иного положения или его понимания автором заявления. В отличие от оговорок они не изменяют содержание Д. м. и не нуждаются в согласии др. участников. Обязывают они лишь государство, которое их сделало.
Депозитарий (хранитель) договора определяется соглашением договаривающихся сторон. Депозитарием может быть государство, правительство, междунар. организация или её высшее должностное лицо. Реально депозитариями являются государство и организация, а не их органы. В годы «холодной войны» во избежание политич. затруднений для ряда общих Д. м. большого значения назначался не один, а неск. депозитариев. Договор о нераспространении ядерного оружия (1968) указал в качестве депозитариев правительства СССР, Великобритании и США. Функции депозитария носят междунар. характер и должны осуществляться беспристрастно. Осн. функции депозитария: хранение подлинника Д. м. и сданных на хранение полномочий; подготовка и рассылка заверенных копий Д. м.; получение и хранение иных относящихся к Д. м. документов и информирование о них участников; регистрация междунар. договора.
Вступление Д. м. в силу означает наступление момента, с которого он начинает действовать как международно-правовой акт. Как правило, порядок вступления Д. м. в силу определяется в его тексте. Обычно двусторонний Д. м. вступает в силу после его окончат. одобрения обеими сторонами. Подлежащий ратификации Д. м. вступает в силу после обмена ратификационными грамотами, требующий утверждения – после обмена соответствующими сообщениями. Не требующий ратификации или утверждения Д. м. вступает в силу после подписания. Многосторонний Д. м. вступает в силу для государств в разное время, в зависимости от того, когда каждое из них окончательно оформит своё участие.
До вступления в силу Д. м. не обязывает договаривающиеся государства. Однако он может применяться временно, если это в нём предусмотрено или если стороны договорились об этом иным образом.
Д. м. должен быть официально опубликован. Демократич. правопорядку присущ принцип: закон не обязывает, если он не опубликован. Однако публикация некоторых Д. м. (о военно-технич. сотрудничестве, о поставках товаров и др.) может иметь отрицат. последствия, поэтому в нац. законодательстве возможны исключения (так, в РФ публикация Д. м. осуществляется по представлению МИД).
Регистрация – средство ограничения возможности использования тайных Д. м. Устав ООН требует, чтобы всякое междунар. соглашение члена Организации было зарегистрировано в Секретариате и им опубликовано. На случай нерегистрации предусмотрена санкция: стороны в таком Д. м. не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН. Регистрация Д. м. предусмотрена и уставами региональных организаций. Существует также система внутр. регистрации. В России единая система регистрации Д. м. находится в ведении МИД.
В РФ ратифицированные и вступившие в силу для РФ Д. м. публикуются в Собрании законодательства РФ; они, а также иные вступившие в силу Д. м. публикуются в «Бюллетене международных договоров». Исключение составляют соглашения межведомств. характера, которые публикуются в спец. изданиях. Офиц. публикация Д. м. имеет юридич. значение: с этого момента его положения становятся частью правовой системы России и подлежат применению всеми органами государства.
Междунар. право не устанавливает обязат. формы Д. м. Стороны вправе определять её по своему усмотрению. Форма не влияет на юридич. силу Д. м. Они заключаются в письменной (большинство Д. м.) и устной форме.
Устные соглашения используются для оформления преобразования дипломатич. миссий в посольства и для установления дипломатич. отношений, т. е. в тех случаях, когда не требуется детальных постановлений. Существуют два вида устных соглашений: порождающие международно-правовые обязательства или создающие морально-политич., а не юридич. обязательства (т. н. джентльменские соглашения).
Двусторонние Д. м. составляются на языках обеих сторон. Каждый из них является аутентичным, т. е. равно подлинным. Стороны руководствуются текстом на своём языке. В случае расхождения принимаются во внимание оба текста, применяется толкование, сближающее их смысл. Многосторонние Д. м. универсального характера принято составлять на офиц. языках ООН: англ., араб., испанском, кит., рус. и французском.
Принцип добросовестного выполнения обязательств по междунар. праву обязывает государства добросовестно проводить в жизнь постановления Д. м. в междунар. и внутр. сфере. Отказ от Д. м. допустим только в соответствии с междунар. правом.
Д. м., как и закон, обратной силы не имеет. Он действует лишь в отношении поведения, имеющего место после его вступления в силу. Участники могут придать Д. м. обратную силу. Срок действия Д. м. может быть продлён на условиях, в нём предусмотренных, или по взаимному соглашению (пролонгация). Возобновление действия Д. м. после истечения срока его действия именуется реновацией.
Пересмотр (ревизия) Д. м. производится с помощью поправок, изменений, дополнений по соглашению участников. Соглашение об изменении не связывает участников Д. м., которые не приняли это соглашение. Многосторонний Д. м. может быть изменён во взаимоотношениях двух или нескольких участников при условии, что такая возможность предусмотрена или, по крайней мере, не запрещена Д. м. При этом изменение не должно затрагивать права остальных участников и не должно быть несовместимым с целями междунар. договора.
Право Д. м. содержит презумпцию действительности Д. м.: каждый действующий Д. м. обязателен для участников, пока иное не установлено на основе междунар. права. Недействительность Д. м. может быть относительной или абсолютной. Первая делает договор оспоримым, её основаниями являются ошибка, обман, подкуп представителя. Абсолютная недействительность означает ничтожность Д. м. с самого начала. Её основания – принуждение представителя или государства, противоречие императивной норме междунар. права.
Прекращение Д. м. или выход из него осуществляется согласно его постановлениям или по соглашению участников. В большинстве случаев Д. м. прекращается в результате истечения срока или исполнения. Необоснованный отказ от Д. м. не влечёт за собой его прекращения.
В междунар. праве предусмотрены для невыполнения Д. м. следующие основания: нарушение Д. м. его участниками; невозможность исполнения Д. м.; коренное изменение обстоятельств, при которых был заключён Д. м.; появление новой императивной нормы, которой Д. м. противоречит. При всех условиях намерение аннулировать Д. м. должно быть чётко выражено. Протест против нарушения Д. м. не означает отказа от него. Особое положение занимают Д. м. о правах человека. Никакое нарушение такого Д. м. не может служить основанием для отказа от него. Прекращение договора освобождает участников от обязанности выполнять его постановления, но не влияет на права и обязанности, обретённые в результате выполнения договора.
Приостановление – врем. прекращение действия Д. м. – может иметь место в соответствии с Д. м., с согласия участников, а также на основе междунар. права в случае существенного нарушения Д. м. и врем. невозможности выполнения. Приостановление временно освобождает участников от обязанности выполнять Д. м., но не влияет на приобретённые права и обязанности. Участники должны воздерживаться от действий, которые бы сделали возобновление договора невозможным. В последнее время всё чаще встречаются случаи прекращения и приостановления действия Д. м. в соответствии с решениями междунар. организаций, обычно в качестве санкций за нарушение междунар. права. Д. м. представляет собой единое целое. Поэтому прекращение или приостановка действия может касаться лишь всего Д. м. Прекращение или приостановление действия отд. положений возможно лишь тогда, когда это предусмотрено Д. м. или согласовано между сторонами.
Междунар. нормы, регулирующие действие Д. м., кодифицированы (см. в ст. Венские конвенции). В некоторых странах приняты спец. законы о Д. м. В РФ действует Федеральный закон «О международных договорах РФ» (1995).