Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЗДУ́ШНОЕ ПРА́ВО

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 569

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Лукашук

ВОЗДУ́ШНОЕ ПРА́ВО, со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих по­ря­док ис­поль­зо­ва­ния возд. про­стран­ст­ва и возд. пе­ре­дви­же­ний. В. п. вклю­ча­ет нор­мы нац. (внут­ри­го­су­дар­ст­вен­но­го) и ме­ж­ду­нар. пра­ва.

В. п. поя­ви­лось и раз­ви­ва­лось вме­сте с гражд. авиа­ци­ей, од­на­ко отд. пра­во­вые нор­мы, ре­гу­ли­рую­щие по­лё­ты ле­тат. ап­па­ра­тов, на­ча­ли встре­чать­ся зна­чи­тель­но рань­ше. Эти нор­мы но­си­ли гл. обр. за­пре­ти­тель­ный ха­рак­тер. В 1784 в Рос­сии имп. Ека­те­ри­на II из­да­ла указ о за­пре­ще­нии пус­кать возд. ша­ры с 1 мар­та по 1 де­каб­ря из-за опас­но­сти воз­ник­но­ве­ния по­жа­ров. Ак­ты ана­ло­гич­но­го со­дер­жа­ния при­ни­ма­лись так­же в ря­де др. го­су­дарств (Фран­ция, Гол­лан­дия и др.). Во Фран­ции в 1909 в свя­зи с по­лё­та­ми нем. возд. ша­ров и ди­ри­жаб­лей над тер­ри­то­ри­ей Фран­ции пра­ви­тель­ст­во из­дало цир­ку­ляр, ре­гу­ли­рую­щий по­лё­ты иностр. возд. ша­ров. В Анг­лии в 1911 был при­нят акт о возд. на­ви­га­ции, ко­то­рый пре­дос­та­вил пра­ви­тель­ст­ву пра­во за­пре­щать по­лё­ты над той или иной тер­ри­то­ри­ей. В Рос­сии в 1912 при­нят за­кон, даю­щий во­ен. и мор. ми­ни­ст­ру пра­во оп­ре­де­лять рай­оны, в ко­то­рых за­пре­ща­лись по­лё­ты возд. су­дов; в этом же го­ду при­нят и др. за­кон, за­пре­щаю­щий пе­ре­ле­тать рус. гра­ни­цу под уг­ро­зой от­кры­тия ог­ня. В нач. 20 в. в свя­зи с раз­ви­ти­ем воз­ду­хо­пла­ва­ния и по­яв­ле­ни­ем авиа­ции воз­ник­ла идея соз­да­ния сис­те­мы ме­ж­ду­нар. В. п. В 1919 в Па­ри­же бы­ла под­пи­са­на пер­вая Ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция о возд. пе­ре­дви­же­ни­ях.

Ис­ход­ным по­ло­же­ни­ем В. п. яв­ля­ет­ся пол­ный и ис­клю­чи­тель­ный су­ве­ре­ни­тет го­су­дар­ст­ва над возд. про­стран­ст­вом в пре­де­лах собств. тер­ри­то­рии. В си­лу су­ве­ре­ни­те­та го­су­дар­ст­ва ус­та­нав­ли­ва­ют по­ря­док поль­зо­ва­ния их возд. про­стран­ст­вом. Су­ве­ре­ни­тет над возд. про­стран­ст­вом оп­ре­де­ля­ет и пре­де­лы ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния его ис­поль­зо­ва­ния. Поль­зо­ва­ние возд. про­стран­ст­вом го­су­дар­ст­ва до­пус­ти­мо толь­ко с его раз­ре­ше­ния. В этих це­лях ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми за­клю­ча­ют­ся дву­сто­рон­ние со­гла­ше­ния о возд. со­об­ще­нии, ко­то­рые на­ря­ду с национальными внут­рен­ни­ми ак­та­ми оп­ре­де­ля­ют пра­ви­ла по­лё­тов в возд. про­стран­ст­ве го­су­дар­ст­ва. Возд. про­стран­ст­во над от­кры­тым мо­рем яв­ля­ет­ся от­кры­тым и сво­бод­ным для всех го­су­дарств.

Ис­точ­ни­ки В. п. – ме­ж­ду­нар. кон­вен­ции как об­щие, так и спе­ци­аль­ные; ме­ж­ду­нар. обы­чай (напр., обы­чай ока­за­ния по­мо­щи возд. су­дам, тер­пя­щим бед­ст­вие); об­щие прин­ци­пы пра­ва, при­знан­ные ци­ви­ли­зо­ван­ны­ми на­ция­ми; су­деб­ные ре­ше­ния и док­три­ны.

Тран­зит­ные по­лё­ты в возд. про­стран­ст­ве го­су­дарств ре­гу­ли­ру­ют­ся Со­гла­ше­ни­ем о ме­ж­ду­нар. возд. тран­зи­те (1944), ко­то­рое ус­та­но­ви­ло две «сво­бо­ды воз­ду­ха»: воз­мож­ность про­лё­та без по­сад­ки; воз­мож­ность по­сад­ки для тех­нич. об­слу­жи­ва­ния.

По­лё­ты в ме­ж­ду­нар. возд. про­стран­ст­ве, при ко­то­рых возд. суд­но пе­ре­се­ка­ет гос. гра­ни­цы не­сколь­ких го­су­дарств, ре­гу­ли­ру­ют­ся т. н. Чи­каг­ской кон­вен­ци­ей – Кон­вен­ци­ей о ме­ж­ду­нар. гражд. авиа­ции (1944) и стан­дар­та­ми Ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ции гражд. авиа­ции (ИКАО). В ме­ж­ду­нар. возд. про­стран­ст­ве возд. су­да под­чи­не­ны юрис­дик­ции го­су­дар­ст­ва фла­га (го­су­дар­ст­ва ре­ги­ст­ра­ции). Возд. пе­ре­воз­кам (возд. транс­порт­ное пра­во) по­свя­ще­ны: Вар­шав­ская кон­вен­ция об уни­фи­ка­ции не­ко­то­рых пра­вил, ка­саю­щих­ся междунар. возд. пе­ре­во­зок (1929), и ряд до­пол­няю­щих её про­то­ко­лов, Же­нев­ская кон­вен­ция о при­зна­нии прав на возд. суд­но (1948), Рим­ская кон­вен­ция об ущер­бе, при­чи­нён­ном иностр. возд. су­да­ми треть­им ли­цам на по­верх­но­сти (1952), и Мон­ре­аль­ский про­то­кол к ней (1978), Мон­ре­аль­ская кон­вен­ция для уни­фи­ка­ции не­ко­то­рых пра­вил ме­ж­ду­нар. возд. пе­ре­во­зок (1999). Ряд кон­вен­ций пре­сле­ду­ет цель обес­пе­че­ния без­опас­но­сти возд. су­дов: То­кий­ская кон­вен­ция о пре­ступ­ле­ни­ях и не­ко­то­рых дру­гих ак­тах, со­вер­ша­е­мых на бор­ту возд. суд­ов (1963), Га­аг­ская кон­вен­ция о борь­бе с не­за­кон­ным за­хва­том возд. су­дов (1970), Мон­ре­аль­ская кон­вен­ция о борь­бе с не­за­кон­ны­ми ак­та­ми, на­прав­лен­ны­ми про­тив безо­пас­но­сти гражд. авиа­ции (1971), и Про­то­кол о борь­бе с не­за­кон­ны­ми ак­та­ми на­си­лия в аэ­ро­пор­тах, об­слу­жи­ваю­щих ме­ж­ду­нар. гражд. авиа­цию (1988).

Осн. ак­том внутр. В. п. в РФ яв­ля­ется Воз­душ­ный ко­декс РФ (1997), ко­то­рый ре­гу­ли­ру­ет от­но­ше­ния в об­лас­ти ис­поль­зо­ва­ния возд. про­стран­ст­ва, от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие в свя­зи с дея­тель­но­стью в об­лас­ти авиа­ции на тер­ри­то­рии Рос­сии, а так­же от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие в свя­зи с на­хо­ж­де­ни­ем возд. су­дов РФ за пре­де­ла­ми тер­ри­то­рии РФ, ес­ли иное не пре­ду­смот­ре­но за­ко­на­ми стра­ны пре­бы­ва­ния или ме­ж­ду­нар. до­го­во­ром РФ, и от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие в свя­зи с вы­пол­не­ни­ем по­лё­тов возд. су­дов иностр. го­су­дарств в возд. про­стран­ст­ве РФ, ес­ли иное не пре­ду­смот­ре­но ме­ж­ду­нар. до­го­во­ром РФ. Кро­ме то­го, внутр. В. п. вклю­ча­ет не­ко­то­рые нор­мы гражд., уго­лов­но­го (от­вет­ст­вен­ность за осо­бо тяж­кие пра­во­на­ру­ше­ния, напр. угон возд. суд­на), тру­до­во­го (осо­бые ус­ло­вия ре­гу­ли­ро­ва­ния тру­да), та­мо­жен­но­го и др. от­рас­лей внут­рен­не­го пра­ва РФ.

Лит.: Ма­ле­ев Ю. Н. Ме­ж­ду­на­род­ное воз­душ­ное пра­во. М., 1986; Бор­ду­нов В. Д., Ко­тов А. И., Ма­ле­ев Ю. Н. Пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние ме­ж­ду­на­род­ных по­ле­тов гра­ж­дан­ских воз­душ­ных су­дов. М., 1988; Ма­ле­ев Ю. Н., Под­бе­рез­ный В. А. По­лет без по­сад­ки. М., 1996.

Вернуться к началу