ВОЗДУ́ШНОЕ ПРА́ВО
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЗДУ́ШНОЕ ПРА́ВО, совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования возд. пространства и возд. передвижений. В. п. включает нормы нац. (внутригосударственного) и междунар. права.
В. п. появилось и развивалось вместе с гражд. авиацией, однако отд. правовые нормы, регулирующие полёты летат. аппаратов, начали встречаться значительно раньше. Эти нормы носили гл. обр. запретительный характер. В 1784 в России имп. Екатерина II издала указ о запрещении пускать возд. шары с 1 марта по 1 декабря из-за опасности возникновения пожаров. Акты аналогичного содержания принимались также в ряде др. государств (Франция, Голландия и др.). Во Франции в 1909 в связи с полётами нем. возд. шаров и дирижаблей над территорией Франции правительство издало циркуляр, регулирующий полёты иностр. возд. шаров. В Англии в 1911 был принят акт о возд. навигации, который предоставил правительству право запрещать полёты над той или иной территорией. В России в 1912 принят закон, дающий воен. и мор. министру право определять районы, в которых запрещались полёты возд. судов; в этом же году принят и др. закон, запрещающий перелетать рус. границу под угрозой открытия огня. В нач. 20 в. в связи с развитием воздухоплавания и появлением авиации возникла идея создания системы междунар. В. п. В 1919 в Париже была подписана первая Междунар. конвенция о возд. передвижениях.
Исходным положением В. п. является полный и исключительный суверенитет государства над возд. пространством в пределах собств. территории. В силу суверенитета государства устанавливают порядок пользования их возд. пространством. Суверенитет над возд. пространством определяет и пределы международно-правового регулирования его использования. Пользование возд. пространством государства допустимо только с его разрешения. В этих целях между государствами заключаются двусторонние соглашения о возд. сообщении, которые наряду с национальными внутренними актами определяют правила полётов в возд. пространстве государства. Возд. пространство над открытым морем является открытым и свободным для всех государств.
Источники В. п. – междунар. конвенции как общие, так и специальные; междунар. обычай (напр., обычай оказания помощи возд. судам, терпящим бедствие); общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; судебные решения и доктрины.
Транзитные полёты в возд. пространстве государств регулируются Соглашением о междунар. возд. транзите (1944), которое установило две «свободы воздуха»: возможность пролёта без посадки; возможность посадки для технич. обслуживания.
Полёты в междунар. возд. пространстве, при которых возд. судно пересекает гос. границы нескольких государств, регулируются т. н. Чикагской конвенцией – Конвенцией о междунар. гражд. авиации (1944) и стандартами Междунар. организации гражд. авиации (ИКАО). В междунар. возд. пространстве возд. суда подчинены юрисдикции государства флага (государства регистрации). Возд. перевозкам (возд. транспортное право) посвящены: Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся междунар. возд. перевозок (1929), и ряд дополняющих её протоколов, Женевская конвенция о признании прав на возд. судно (1948), Римская конвенция об ущербе, причинённом иностр. возд. судами третьим лицам на поверхности (1952), и Монреальский протокол к ней (1978), Монреальская конвенция для унификации некоторых правил междунар. возд. перевозок (1999). Ряд конвенций преследует цель обеспечения безопасности возд. судов: Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту возд. судов (1963), Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом возд. судов (1970), Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражд. авиации (1971), и Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих междунар. гражд. авиацию (1988).
Осн. актом внутр. В. п. в РФ является Воздушный кодекс РФ (1997), который регулирует отношения в области использования возд. пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории России, а также отношения, возникающие в связи с нахождением возд. судов РФ за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или междунар. договором РФ, и отношения, возникающие в связи с выполнением полётов возд. судов иностр. государств в возд. пространстве РФ, если иное не предусмотрено междунар. договором РФ. Кроме того, внутр. В. п. включает некоторые нормы гражд., уголовного (ответственность за особо тяжкие правонарушения, напр. угон возд. судна), трудового (особые условия регулирования труда), таможенного и др. отраслей внутреннего права РФ.