Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЕ́ННАЯ ПРОКУРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 525-526

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Савенков

ВОЕ́ННАЯ ПРОКУРАТУ́РА, сис­те­ма гос. ор­га­нов, осу­ще­ст­в­ляю­щих над­зор за ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов и уго­лов­ное пре­сле­до­ва­ние в воо­руж. си­лах и во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ни­ях.

Соз­да­ние ор­га­нов В. п. на­ча­лось с фор­ми­ро­ва­ния ре­гу­ляр­ной рос. ар­мии. В янв. 1722 бы­ли уч­ре­ж­де­ны на­ря­ду с долж­но­стью ген.-про­ку­ро­ра Се­на­та долж­но­сти про­ку­ро­ров при Во­ен­ной и Ад­ми­рал­тейств-кол­ле­ги­ях. Соб­ст­вен­но В. п. в Рос­сии бы­ла уч­ре­ж­де­на в 1867 на ос­но­ва­нии Во­ен­но-су­деб­но­го ус­та­ва, ут­вер­ждён­но­го имп. Алек­сан­дром II. Гл. во­ен. про­ку­рор воз­глав­лял Гл. во­ен­но-суд­ное управ­ле­ние и под­чи­нял­ся не­по­сред­ст­вен­но во­ен. ми­ни­ст­ру. Вер­ти­каль во­ен­но-про­ку­рор­ско­го над­зо­ра бы­ла соз­да­на в со­от­вет­ст­вии со струк­ту­рой ар­мии. Пред­ва­ри­тель­ным след­ст­ви­ем в вой­сках под над­зо­ром во­ен. про­ку­ро­ров за­ни­ма­лись во­ен. сле­до­ва­те­ли. При осу­ще­ст­в­ле­нии про­ку­рор­ско­го над­зо­ра низ­шие чи­ны дей­ст­во­ва­ли под ру­ко­во­д­ством выс­ших и пол­но­стью под­чи­ня­лись гл. во­ен. про­ку­ро­ру. Их функ­ции со­стоя­ли в «над­зо­ре за еди­но­об­раз­ным и точ­ным при­ме­не­ни­ем за­ко­на в вой­сках; пре­сле­до­ва­нии пе­ред су­дом по про­из­ве­дён­ным след­ст­ви­ям и доз­на­ни­ям вся­ко­го ро­да пре­сту­п­ле­ний; пред­ло­же­нии су­ду пред­ва­ри­тель­ных за­клю­че­ний».

В со­ста­ве Мор. мин-ва был уч­ре­ж­дён пост гл. во­ен.-мор. про­ку­ро­ра, ко­то­рый ру­ко­во­дил Гл. во­ен.-мор. суд­ным управ­ле­ни­ем. В сов. пе­ри­од раз­ви­тия Рос­сии эта долж­ность в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. в рам­ках про­ку­рор­ско­го над­зо­ра не вос­соз­да­ва­лась.

Дек­ре­том СНК РСФСР о су­де от 22.11(5.12).1917 № 1 про­ку­рор­ский над­зор в Рос­сии уп­разд­нён, од­но­вре­мен­но была ли­к­ви­ди­ро­ва­на и во­ен. про­ку­ра­ту­ра.

По­ста­нов­ле­ни­ем ВЦИК РСФСР от 28.5.1922 и По­ло­же­ни­ем о про­ку­рор­ском над­зо­ре «в це­лях осу­ще­ст­в­ле­ния над­зо­ра за со­блю­де­ни­ем за­ко­нов и в ин­те­ре­сах пра­виль­ной по­ста­нов­ки борь­бы с пре­ступ­но­стью» в со­ста­ве Нар. ко­мис­са­риа­та юс­ти­ции бы­ла уч­ре­ж­де­на Гос. про­ку­ра­ту­ра, а В. п. ста­ла её струк­тур­ным под­раз­де­ле­ни­ем. С янв. 1924 В. п. пе­ре­да­на на бюд­жет во­ен. ве­дом­ст­ва, а во­ен. про­ку­ро­ры при­чис­ле­ны к во­ен­но­слу­жа­щим, но при этом не­за­ви­си­мость их от во­ен. ко­ман­до­ва­ния бы­ла со­хра­не­на. Это по­ло­же­ние бы­ло за­кре­п­ле­но в про­цес­се соз­да­ния еди­ной цен­тра­ли­зо­ван­ной про­ку­рор­ской сис­те­мы в со­вет­ский пе­ри­од.

Пра­во­вое по­ло­же­ние В. п. в РФ оп­ре­де­ле­но Кон­сти­ту­ци­ей РФ и Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О про­ку­ра­ту­ре РФ». В. п. в РФ – струк­тур­но-обо­соб­лен­ная часть еди­ной фе­де­раль­ной цен­тра­ли­зов. сис­те­мы про­ку­ра­ту­ры РФ.

Сис­те­му ор­га­нов В. п. со­став­ля­ют: Гл. во­ен. про­ку­ра­ту­ра, В. п. ок­руж­но­го зве­на (при­рав­не­ны к про­ку­ра­ту­рам субъ­ек­тов РФ), В. п. объ­е­ди­не­ний, со­еди­не­ний и гар­ни­зо­нов (со ста­ту­сом про­ку­ра­тур го­ро­дов и рай­онов). Воз­глав­ля­ет В. п. Гл. во­ен. про­ку­рор, яв­ляю­щий­ся за­мес­ти­те­лем Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ, на­зна­чае­мый на долж­ность Со­ве­том Фе­де­рации по пред­став­ле­нию Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ. Он и под­чи­нён­ные ему про­ку­ро­ры осу­ще­ст­в­ля­ют свои пол­но­мо­чия в Воо­руж. си­лах РФ, др. вой­сках, во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ни­ях и ор­га­нах, не­за­ви­си­мо от ко­ман­до­ва­ния, ут­вер­ждая пра­во­вы­ми сред­ст­ва­ми за­кон­ность и пра­во­по­ря­док в вой­сках.

Осн. на­прав­ле­ния­ми дея­тель­но­сти В. п. яв­ля­ют­ся: над­зор за ис­пол­не­ни­ем за­конов и со­блю­де­ни­ем прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на ор­га­на­ми во­ен. управ­ле­ния и во­ин­ски­ми долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми, за со­от­вет­ст­ви­ем за­ко­нам из­да­вае­мых ими пра­во­вых ак­тов; над­зор за ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов ор­га­на­ми, осу­ще­ст­в­ляю­щи­ми опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ную дея­тель­ность, доз­на­ние, пред­ва­ри­тель­ное след­ст­вие; над­зор за ис­пол­не­ни­ем за­конов при ис­пол­не­нии на­ка­за­ний (не свя­зан­ных с ли­ше­ни­ем сво­бо­ды), на­зна­чае­мых во­ен­но­слу­жа­щим, а так­же ад­ми­ни­ст­ра­ция­ми мест со­дер­жа­ния за­дер­жан­ных и за­клю­чён­ных под стра­жу во­ен­но­слу­жа­щих; осу­ще­ст­в­ле­ние пред­ва­ри­тель­но­го след­ст­вия по всем де­лам о пре­сту­п­ле­ни­ях во­ен­но­слу­жа­щих, при­зван­ных на сбо­ры во­ен­но­обя­зан­ных, а так­же гражд. пер­со­на­ла Вооруж. сил РФ, со­вер­шён­ных в свя­зи с ис­пол­не­ни­ем ими слу­жеб­ных обя­зан­но­стей ли­бо со­вер­шён­ных в рас­по­ло­же­нии во­ин­ской час­ти (уч­ре­ж­де­ния); ко­ор­ди­на­ция дея­тель­но­сти пра­во­ох­ра­нит. ор­га­нов в во­оруж. си­лах и др. вой­сках по борь­бе с пре­ступ­но­стью и др.

В стра­нах Зап. Ев­ро­пы и США ор­га­ны В. п. об­ра­зо­ва­ны и функ­цио­ни­ру­ют в со­ста­ве во­ен. ве­домств. По­это­му сис­те­ма во­ен­но-про­ку­рор­ско­го над­зо­ра со­от­вет­ст­ву­ет струк­ту­ре ар­мии.

Напр., в США В. п. не яв­ля­ет­ся ча­стью фе­де­раль­ных ор­га­нов про­ку­ра­ту­ры, а струк­тур­но вхо­дит в ка­ж­дый вид во­оруж. сил (су­хо­пут­ные вой­ска, во­ен.-возд. силы, во­ен.-мор. флот). Во­ен. про­ку­рор над­зи­ра­ет за осу­ще­ст­в­ле­ни­ем пра­во­су­дия в кон­крет­ном ви­де воо­руж. сил в со­от­вет­ст­вии с Еди­ным ко­дек­сом во­ен­ной юс­ти­ции и фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми США и под­чи­ня­ет­ся нач. шта­ба ви­да воо­руж. сил.

Лит.: Корф С. А. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная юс­ти­ция в Рос­сии. СПб., 1910. Кн. 1: Очерк ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия вла­сти над­зо­ра и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной юс­ти­ции в Рос­сии; Ка­рев Д. С., Са­виц­кий Н. И. Очер­ки ис­то­рии со­вет­ской во­ен­ной про­ку­ра­ту­ры. М., 1948; Са­вен­ков А. Н. Во­ен­ная про­ку­ра­ту­ра: история и судь­бы. СПб., 2004.

Вернуться к началу