Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВО́ДНОЕ ПРА́ВО

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 485

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. О. Сиваков

ВО́ДНОЕ ПРА́ВО, от­расль пра­ва, ре­гу­ли­рую­щая об­ществ. от­но­ше­ния по ис­поль­зо­ва­нию, ох­ра­не и вос­ста­но­вле­нию вод­ных объ­ек­тов. В. п. рас­про­стра­ня­ет­ся на раз­лич­ные ви­ды ис­поль­зо­ва­ния (питье­вое и хо­зяй­ст­вен­но-бы­то­вое во­до­снаб­же­ние, су­до­ход­ст­во, оро­ше­ние и т. д.) как ес­тест­вен­ных (ре­ки, озё­ра, мо­ря), так и ис­кус­ств. вод­ных объ­ек­тов (ка­на­лы, во­до­хра­ни­ли­ща).

Пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние вод­ных от­но­ше­ний име­ет дли­тель­ную ис­то­рию. Од­ни во­ды (напр., су­до­ход­ные ре­ки) от­кры­ты для об­ще­го поль­зо­ва­ния; дру­гие – на­хо­дят­ся в ог­ра­ни­чен­ной ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти бе­ре­го­вых вла­дель­цев, ко­то­рые, од­на­ко, не мо­гут ог­ра­ни­чи­вать пра­во по­сто­рон­них поль­зо­вать­ся дви­жу­щей си­лой во­ды (вод­ные сер­ви­ту­ты). В стра­нах с ис­кусств. оро­ше­ни­ем уже в древ­но­сти бы­ло дос­та­точ­но раз­ви­то В. п. (Ме­ж­ду­ре­чье, Еги­пет). По­ло­же­ния рим­ско­го пра­ва (Ко­декс Юс­ти­ниа­на) пре­ду­смат­ри­ва­ли по­ря­док поль­зо­ва­ния во­да­ми рек, их клас­си­фи­ка­цию, пра­ва бе­ре­го­вых вла­дель­цев и вод­ные сер­ви­ту­ты. В Древ­нем Ри­ме пра­ва зе­мель­ных соб­ст­вен­ни­ков рас­про­стра­ня­лись на под­зем­ные во­ды и не­су­до­ход­ные во­до­то­ки, од­на­ко су­до­ход­ные ре­ки бы­ли изъ­я­ты из гражд. обо­ро­та. При этом са­ми вод­ные ре­сур­сы да­же в ча­ст­ных во­до­то­ках мог­ли ис­поль­зо­вать­ся др. ли­ца­ми. В ср.-век. Ев­ро­пе при ре­гу­ли­ро­ва­нии во­до­поль­зо­ва­ния бы­ли пре­ду­смот­ре­ны осо­бые пра­ва и при­ви­ле­гии фео­да­лов, а так­же пра­ва влия­тель­ных го­ро­дов на су­до­ход­ст­во по оп­ре­де­лён­ным ре­кам. С по­дат­но­го на­се­ле­ния взи­ма­лись мно­го­числ. вод­ные на­ло­ги и по­шли­ны за су­до­ход­ст­во, пе­ре­пра­ву на па­ро­мах, рыб­ную лов­лю и т. д. Во Фран­ции пре­ду­смат­ри­ва­лось раз­де­ле­ние вод ме­ж­ду ко­ро­лев­ским до­ме­ном и вла­де­ния­ми круп­ных сень­о­ров. В даль­ней­шем все ре­ки и во­до­то­ки, су­до­ход­ные по сво­ему ес­теств. со­стоя­нию, ста­ли соб­ст­вен­но­стью ко­ро­ны. С ут­вер­жде­ни­ем бур­жу­аз­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю ев­ро­пей­ское пра­во при­шло к чёт­ко­му раз­гра­ни­че­нию вод­ных объ­ек­тов на ча­ст­ные и пуб­лич­ные как по фор­ме соб­ст­вен­но­сти, так и по ха­рак­те­ру ис­поль­зо­ва­ния. Со­от­вет­ст­вую­щие нор­мы пре­ду­смат­ри­ва­лись Франц. гражд. ко­дек­сом 1804, Гражд. ко­дек­сом Ита­лии 1865, за­ко­но­да­тель­ст­вом Ис­па­нии и Ав­ст­рии и др., т. е. до 19 в. вод­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ро­ва­лись в осн. в рам­ках гражд. за­ко­но­да­тель­ст­ва. С сер. 19 в. в ря­де ев­роп. го­су­дарств бы­ли при­ня­ты спец. вод­ные за­ко­ны (напр., в Ве­ли­ко­бри­та­нии За­кон о пре­дот­вра­ще­нии за­гряз­не­ния рек 1876, впер­вые за­пре­щаю­щий все фор­мы за­гряз­не­ния), что по­ло­жи­ло на­ча­ло фор­ми­ро­ва­нию са­мо­сто­ят. от­рас­ли пра­ва – В. п., окон­ча­тель­но офор­мив­ше­го­ся в 20 в. В ря­де го­су­дарств Ев­ро­пы и Сев. Аме­ри­ки дей­ст­ву­ют ком­плекс­ные за­ко­ны, а так­же спец. за­ко­ны по отд. ви­дам вод­ных ре­сур­сов и объ­ек­тов, осн. ви­дам во­до­поль­зо­ва­ния (во­до­снаб­же­ние, транс­порт), по борь­бе с разл. ви­да­ми за­гряз­не­ний вод­ных объ­ек­тов.

В Рос. им­пе­рии ес­те­ств. вод­ные объ­ек­ты (ре­ки и озё­ра) во­об­ще не счи­та­лись пред­ме­том пра­ва соб­ст­вен­но­сти, за­ко­но­да­тель­ст­во за­щи­ща­ло лишь ча­ст­ные ин­те­ре­сы при­бреж­ных зем­ле­вла­дель­цев, от ко­то­рых за­ви­се­ли про­ве­де­ние ка­на­лов и др. во­до­хо­зяй­ст­вен­ные ра­бо­ты. В сов. пе­ри­од во­ды (вод­ные объ­ек­ты) яв­ля­лись ис­клю­чит. соб­ст­вен­но­стью го­су­дар­ст­ва и спец. пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию не под­вер­га­лись. В. п. как от­расль пра­ва сфор­ми­ро­ва­лось в 1960–70 с при­ня­ти­ем Ос­нов вод­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва Сою­за ССР и со­юз­ных рес­пуб­лик (1970).

Совр. В. п. пре­дус­мат­ри­ва­ет пре­иму­ще­ст­вен­но государственную соб­ст­вен­ность на вод­ные объ­ек­ты; до­пу­ска­ет му­ни­ци­паль­ную и ча­ст­ную соб­ст­вен­но­сть толь­ко на пру­ды и обвод­нённые карьеры; плат­ность и до­го­вор­ный ха­рак­тер во­до­поль­зо­ва­ния.

Со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ, вод­ные ре­сур­сы ис­поль­зу­ют­ся и ох­ра­ня­ют­ся как ос­но­ва жиз­ни и дея­тель­но­сти на­ро­дов Рос­сии. Ис­точ­ни­ки В. п.: Кон­вен­ция по мор. пра­ву (1982), Хель­син­кская кон­вен­ция по ох­ра­не и ис­поль­зо­ва­нию транс­гра­нич­ных во­до­то­ков и меж­ду­нар. озёр (1992), Вод­ный ко­декс РФ (2006), Фе­де­раль­ный за­кон «О внут­рен­них мор­ских во­дах, тер­ри­то­ри­аль­ном мо­ре и при­ле­жа­щей зо­не РФ» (1998) и иные нор­ма­тив­ные ак­ты.

Осн. ин­сти­ту­ты В. п.: пра­во соб­ст­вен­но­сти на вод­ные объ­ек­ты; гос. управ­ле­ние в об­лас­ти ис­поль­зо­ва­ния и ох­ра­ны вод­ных объ­ек­тов; пра­во поль­зова­ния вод­ны­ми объ­ек­та­ми; пра­во­вая ох­ра­на вод­ных объ­ек­тов. В В. п. от­ра­жа­ют­ся пра­во­вые осо­бен­но­сти ис­поль­зо­ва­ния вод­ных объ­ек­тов для разл. це­лей.

Лит.: Кол­ба­сов О. С. Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы пра­ва поль­зо­ва­ния во­да­ми в СССР. М., 1972; Гу­ре­ев С. А., Та­ра­со­ва И. Н. Ме­ж­ду­на­род­ное реч­ное пра­во. М., 1993; Ев­сег­не­ев В. А. Рос­сий­ское и за­ру­беж­ное за­ко­но­да­тель­ст­во о за­щи­те на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от на­вод­не­ний. М., 2003.

Вернуться к началу