Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЛЬНЫ́Е И РА́НЕНЫЕ

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 740-741

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Лукашук

БОЛЬНЫ́Е И РА́НЕНЫЕ, в ме­ж­ду­нар. пра­ве во­ен­но­слу­жа­щие и гражд. ли­ца, ко­то­рые в хо­де во­оружённого конф­лик­та нуж­да­ют­ся в не­мед­лен­ной мед. по­мо­щи или ухо­де (в т. ч. по­тер­пев­шие ко­раб­ле­кру­ше­ние, бе­ре­мен­ные жен­щи­ны, кор­мя­щие ма­те­ри, но­во­ро­ж­дён­ные мла­ден­цы и др.). Об­щий прин­цип ме­ж­ду­нар. гу­ма­ни­тар­но­го пра­ва за­клю­ча­ет­ся в гу­ман­ном об­ра­ще­нии с Б. и р. при лю­бых об­стоя­тель­ст­вах.

По­ня­тие «Б. и р.» рас­про­стра­ня­ет­ся на ком­ба­тан­тов (лиц, при­над­ле­жа­щих к со­ста­ву воо­руж. сил воюю­щей сто­ро­ны, уча­ст­ни­ков во­ен. опол­че­ний, от­ря­дов доб­ро­воль­цев, вклю­чая лич­ный со­став ор­га­ни­зо­ван­но­го дви­же­ния со­про­тив­ле­ния, на­се­ле­ние, сти­хий­но взяв­шее­ся за ору­жие) и не­ком­ба­тан­тов (лиц из со­ста­ва воо­руж. сил, не при­ни­маю­щих уча­стия в бое­вых дей­ст­ви­ях – мед. и ду­хов­ный пер­со­нал, кор­рес­пон­ден­ты и т. п.). По­пав­шие во власть не­при­яте­ля Б. и р. воюю­щей ар­мии счи­та­ют­ся во­ен­но­плен­ны­ми, к ним дол­жен при­ме­нять­ся ре­жим во­ен. пле­на.

Пер­вые по­пыт­ки вы­ра­бо­тать нор­мы о Б. и р. пред­при­ни­ма­лись с 16 в. в пе­ри­од об­ра­зо­ва­ния аб­со­лю­ти­ст­ских го­сударств и по­яв­ле­ния по­сто­ян­ных ар­мий. Нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­ва, оп­ре­де­ляю­щие ре­жим Б. и р. во вре­мя воо­руж. кон­флик­та, на­ча­ли скла­ды­вать­ся в пе­ри­од Франц. ре­во­лю­ции 18 в. Пер­вые мно­го­сто­рон­ние кон­вен­ции о за­щи­те Б. и р., мед. уч­ре­ж­де­ний и их пер­со­на­ла во вре­мя вой­ны бы­ли за­клю­че­ны в 1864 (вой­на на су­ше) и 1899 (вой­на на мо­ре). Со­вре­мен­ные нор­мы, ка­саю­щие­ся за­щи­ты Б. и р., из­ло­же­ны в Же­нев­ской кон­вен­ции об улуч­ше­нии уча­сти ра­не­ных и боль­ных в дей­ст­вую­щих ар­ми­ях (1949) и Же­нев­ской кон­вен­ции об улуч­ше­нии уча­сти ра­не­ных, боль­ных и лиц, по­тер­пев­ших ко­раб­ле­кру­ше­ние, из со­ста­ва воо­руж. сил на мо­ре (1949), а так­же в двух До­пол­ни­тель­ных про­то­ко­лах (1977) к этим кон­вен­ци­ям.

По­ло­же­ния кон­вен­ций ус­та­нав­ли­ва­ют, что все Б. и р. не­за­ви­си­мо от цве­та ко­жи, ре­ли­гии и по­ла, нац. или со­ци­аль­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, по­ли­тич. или др. убе­ж­де­ний поль­зу­ют­ся оди­на­ко­вым по­кро­ви­тель­ст­вом. Пра­ви­ла о Б. и р. долж­ны при­ме­нять­ся во вре­мя вой­ны; в хо­де лю­бо­го воо­руж. кон­флик­та ме­ж­ду дву­мя или не­сколь­ки­ми сто­ро­на­ми (да­же ес­ли од­на из них не при­зна­ёт со­стоя­ния вой­ны); во всех слу­ча­ях во­ен. ок­ку­па­ции (в т. ч. ес­ли эта ок­ку­па­ция не встре­ча­ет ни­ка­ко­го воо­руж. со­про­тив­ле­ния).

В вой­не на су­ше воюю­щие обя­за­ны при­ни­мать не­мед­лен­ные ме­ры для по­ис­ка и сбо­ра Б. и р. В слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти для это­го ус­та­нав­ли­ва­ет­ся пе­ре­ми­рие. Б. и р. долж­ны быть эва­куи­ро­ва­ны из опас­ной зо­ны, тя­же­ло­боль­ные и тя­же­ло­ра­не­ные – ре­пат­рии­ро­ва­ны во вре­мя кон­флик­та на ро­ди­ну или в од­но из ней­траль­ных го­су­дарств; ос­таль­ные под­ле­жат ре­пат­риа­ции по окон­ча­нии во­ен. дей­ст­вий. За­пре­ща­ет­ся до­би­вать и ис­треб­лять Б. и р., под­вер­гать их пыт­кам, ис­поль­зо­вать для био­ло­гич. опы­тов или мед. экс­пе­ри­мен­тов. Мёрт­вых под­би­ра­ют и дос­той­но хо­ро­нят.

Мед. пер­со­нал на­хо­дит­ся под за­щи­той гу­ма­ни­тар­но­го пра­ва, воюю­щие долж­ны от­но­сить­ся к не­му с ува­же­ни­ем и обес­пе­чи­вать за­щи­ту. Мед. пер­со­нал мо­жет быть за­дер­жан про­тив­ни­ком; в та­ком слу­чае он дол­жен про­дол­жать вы­пол­не­ние сво­их функ­ций, пред­поч­ти­тель­но в от­но­ше­нии соб­ст­вен­ных гра­ж­дан. За­щи­те под­ле­жат как по­сто­ян­ные, так и под­виж­ные мед. фор­ми­ро­ва­ния.

В мор­ской вой­не при­ме­ня­ют­ся в осн. те же нор­мы, но с учё­том мор­ской спе­ци­фи­ки. Кон­вен­ция урав­ни­ва­ет Б. и р. и лиц, по­тер­пев­ших ко­раб­ле­кру­ше­ние, под ко­то­рым, по­ми­мо ги­бе­ли мор­ско­го суд­на, по­ни­ма­ет­ся так­же па­де­ние в во­ду са­мо­лё­та. Осо­бое зна­че­ние име­ют по­иск и спа­се­ние, они долж­ны пред­при­ни­мать­ся не­мед­лен­но по­сле сра­же­ния са­ми­ми бое­вы­ми ко­раб­ля­ми (при осу­ще­ст­в­ле­нии та­ких опе­ра­ций ко­раб­ли не об­ре­та­ют за­щи­ты). Воюю­щие мо­гут про­сить ней­траль­ное суд­но при­нять на борт ра­не­ных и по­тер­пев­ших ко­раб­ле­кру­ше­ние. Та­кие су­да не под­ле­жат за­хва­ту.

Гос­пи­таль­ные су­да ок­ра­ши­ва­ют­ся в бе­лый цвет и не­сут, на­ря­ду с на­цио­наль­ным, флаг с эмб­ле­мой Крас­но­го Кре­ста. На­зва­ние и опи­са­ние суд­на со­об­ща­ет­ся про­тив­ни­ку, по­сле это­го оно не долж­но под­вер­гать­ся на­па­де­нию или за­хва­ту. Мед. пер­со­нал и ко­ман­да суд­на не под­ле­жат пле­не­нию, од­на­ко гос­пи­таль­ное суд­но мо­жет быть под­верг­ну­то дос­мот­ру и по­став­ле­но под врем. кон­троль про­тив­ни­ком.

Нор­мы ме­ж­ду­нар. гу­ма­ни­тар­но­го пра­ва ин­кор­по­ри­ро­ва­ны в нац. за­ко­но­да­тель­ст­во: в рос. за­ко­но­да­тель­ст­ве, в ча­ст­но­сти, со­дер­жат­ся по­ло­же­ния, обя­зываю­щие во­ен­но­слу­жа­щих со­блю­дать нор­мы о Б. и р. За на­ру­ше­ние ука­зан­ных норм на­сту­па­ет юри­дич. от­вет­ст­вен­ность (в т. ч. уго­лов­ная).

Лит.: Тиу­нов О. И. Ме­ж­ду­на­род­ное гу­ма­ни­тар­ное пра­во. М., 1999.

Вернуться к началу