Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИПТОБИОЛИ́ТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Геология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 559

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛИПТОБИОЛИ́ТЫ (от греч. λειπτός – ос­тав­ший­ся, βίος – жизнь и λίϑος – ка­мень), раз­но­вид­ность ис­ко­пае­мых уг­лей, ис­ход­ным ма­те­риа­лом ко­то­рых яви­лись био­хи­ми­че­ски стой­кие фраг­мен­ты выс­ших рас­те­ний (обо­лоч­ки ку­ти­кул, спор, вос­ки, смо­ля­ные те­ла, проб­ко­вая ткань ко­ры и др.). Пo ста­рой клас­си­фи­ка­ции (Г. По­то­нье, 1908; Ю. A. Жем­чуж­ни­ков, 1935) Л. вы­де­ля­ли в са­мо­сто­ят. класс, совр. клас­си­фи­ка­ции от­но­сят их к груп­пе гу­мо­ли­тов. Пo пре­об­ла­да­нию в ис­ход­ном ма­те­риа­ле тех или иных фор­мен­ных эле­мен­тов (раз­ли­чи­мых под мик­ро­ско­пом ос­тат­ков рас­те­ний с со­хра­нён­ной струк­ту­рой) Л. под­раз­де­ля­ют­ся на спо­ро­вые (тас­ма­нит), ку­ти­ку­ло­вые (лис­то­ва­тый или бу­маж­ный уголь), смо­ля­ные (раб­до­пис­сит), ко­ро­вые (ло­пи­нит), вос­ко­вые (пи­ро­пис­сит) и др. Цвет Л. из­ме­няет­ся от жёл­то­го до бу­ро­ва­то-чёр­но­го, блеск ма­то­вый или по­лу­ма­то­вый, струк­ту­ра тон­ко­зер­ни­стая c не­пра­виль­ным из­ло­мом (спо­ро­вые и смо­ля­ные Л.), лис­то­ва­тая (ку­ти­ку­ло­вый Л.), плит­ча­тая (ко­ро­вые). Цвет чер­ты от ко­рич­не­ва­то-жёл­то­го до чёр­но­го c бу­ро­ва­тым от­тен­ком. Л. го­рят коп­тя­щим пла­ме­нем, из­да­вая за­пах го­ре­лой ре­зи­ны. По срав­не­нию с ти­пич­ны­ми гу­му­со­вы­ми уг­ля­ми ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­вы­шен­ным вы­хо­дом ле­ту­чих ве­ществ (45–57%) и пер­вич­ной смо­лы при су­хой пе­ре­гон­ке, а так­же по­вы­шен­ным со­дер­жа­ни­ем во­до­ро­да, вы­со­кой те­п­ло­той сго­ра­ния (34,3–36,4 МДж/кг) и низ­кой золь­но­стью (8–9%). Л. обыч­но встре­ча­ют­ся спо­ра­ди­че­ски в ви­де мел­ких лин­зо­вид­ных про­сло­ев в др. ви­дах уг­лей, ино­гда сла­га­ют са­мо­сто­ят. пла­сты и за­ле­жи, не­ред­ко вы­пол­ня­ют роль мар­ки­рую­щих го­ри­зон­тов.

Вернуться к началу