Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИ́ТБАНК

  • рубрика

    Рубрика: Геология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 393

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Голицын

ВИ́ТБАНК (Witbank), круп­ней­ший ка­мен­но­уголь­ный бас­сейн в ЮАР, в про­вин­ци­ях Гау­тенг (осн. часть), Ква­зу­лу-На­тал и Сво­бод­ное го­су­дар­ст­во. Пл. 55 тыс. км2. От­крыт во 2-й пол. 19 в., раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся с 1890 от­кры­тым (53%) и под­зем­ным спо­со­ба­ми. Ре­сур­сы уг­ля 115 млрд. т, бо́льшая часть из них – ка­мен­ные уг­ли (96% энер­ге­ти­че­ские и 2% кок­сую­щие­ся), ос­таль­ная – ан­тра­ци­ты. Дос­то­вер­ные за­па­сы 49 млрд. т. Вклю­ча­ет уг­ле­нос­ные рай­оны: Вит­банк – Мид­дел­бург (круп­ней­ший), Фир­фон­тейн, Фе­ре­ни­гинг, Са­ут-Ранд, Хай­велд, Ут­рех, Клипп, Фрей­хейд. В. рас­по­ло­жен в сев.-вост. час­ти си­нек­ли­зы Ка­ру (в пре­де­лах кра­то­на Ка­ап­валь). Про­дук­тив­ны ниж­не­перм­ские тер­ри­ген­ные от­ло­же­ния мощ­но­стью 100–300 м, по­ло­гое за­ле­га­ние ко­то­рых ос­лож­не­но раз­рыв­ны­ми на­ру­ше­ния­ми, дай­ка­ми и сил­ла­ми до­ле­ри­тов (осо­бен­но на юге бас­сей­на). Про­мыш­лен­но уг­ле­нос­ны 5 пла­стов (ка­ж­дый мощ­но­стью 0,6–9 м), за­ле­гаю­щих б. ч. на глу­би­не до 200 м. Уг­ли гу­му­со­вые, ма­ло­сер­ни­стые (0,4–1,0%), раз­ной золь­но­сти (7–35%, в ср. 20%, наи­бо­лее золь­ные – в зап. час­ти бас­сей­на, наи­ме­нее золь­ные, пре­им. ан­тра­ци­ты, – в юж­ной), в осн. энер­ге­ти­че­ские (мар­ки уг­лей – от длин­но­пла­мен­ных до га­зо­вых), ре­же кок­сую­щие­ся и ан­тра­ци­ты (на юге). Низ­шая те­п­ло­та сго­ра­ния ра­бо­че­го то­п­ли­ва уг­лей 17–32 МДж/кг. Вы­ход ле­ту­чих ве­ществ 6,2–33,7% (для кок­сую­щих­ся уг­лей 21,4–33,1%, для ан­тра­ци­тов 6,1–12,65%). Го­до­вая до­бы­ча (2003) 225 млн. т, в т. ч. кок­сую­ще­го­ся уг­ля 15 млн. т. Макс. го­до­вая мощ­ность шахт 5 млн. т, карь­е­ров 7 млн. т. Св. 70 млн. т уг­ля (в осн. энер­ге­ти­че­ско­го) экс­пор­тиру­ет­ся че­рез круп­ней­ший порт Ри­чардс-Бей.

Вернуться к началу