КАРА́ЧИ
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
КАРА́ЧИ, город на юге Пакистана, адм. центр пров. Синд. Нас. 12,46 млн. чел. (2008), крупнейший по численности населения город страны; быстро растёт с сер. 20 в. (1,5 млн. чел. в 1955; 5,2 млн. чел. в 1981; 9,3 млн. чел. в 1998), в т. ч. за счёт притока переселенцев. Расположен близ дельты р. Инд, в 100 км от её впадения в Аравийское море. Крупный узел железных и автомобильных дорог. Гл. морской порт Пакистана (на о. Киамари; грузооборот ок. 25 млн. т в год); в 30 км к юго-востоку от К. крупный порт Бин-Касим (1980). Междунар. аэропорт Джинна (ок. 6 млн. пассажиров в год).
Первоначально рыбацкое поселение белуджей, именовавшееся Колачи-джо-Готх. После 1729 важный торговый центр и порт на сев.-зап. побережье Индии. В 1839 захвачен англичанами и в 1843 присоединён к Британской Индии. В К., являвшемся адм. центром пров. Синд, располагалась брит. воен. база. Значение города особенно возросло после открытия в 1869 Суэцкого канала. В 1878 железной дорогой соединён с Пенджабом. После раздела Брит. Индии в 1947 на независимые государства Индия и Пакистан и до 1959 столица Пакистана.
В деловом центре К. – постройки преим. 19–20 вв.; к северо-западу от него расположен Старый город с узкими улицами и малоэтажной застройкой. К югу – регулярные кварталы с особняками; на побережье – р-н Клифтон со зданиями дипломатич. миссий, виллами. Среди архит. памятников: Масоник-холл (1845), неоготич. дворец Фрир-холл (1865; ныне Джинна-холл и б-ка), неоготич. часовая башня (1889) на Императорском рынке, здания Верховного суда и муниципалитета в стиле неоклассицизма (нач. 20 в.), англиканские Троицкий собор и ц. Ап. Андрея; католич. собор Св. Патрика (1881); зороастрийские башни молчания, храм парсов Дар-и-Мехтар; дворец Мохатта (кон. 1920-х гг., ныне музей), здание корпорации развития метрополии К. (1935), ун-т (1951, франц. арх. М. Экошар и др.; Археологич. музей, 1956), мавзолей Каида-и-Азама – памятник основателю Пакистана М. А. Джинне (1958–68), худож. центр (1960), Гос. банк (1961, архитекторы Дж. Л. Риччи, А. Кайум), отель «Интерконтиненталь» (1962, архитекторы У. Таблер, З. Патхан), мечеть Масджид-и-Туба (кон. 1960-х гг.). На о. Манора – руины крепости и индуистского храма (19 в.).
Среди науч. учреждений – Пакист. ин-т междунар. дел (1947), Пакист. совет по науч. и пром. исследованиям (1953), НИИ рака (1954), Ин-т управления (1954), Н.-и. химич. ин-т (1967), Академия им. Каида-и-Азама (1976). Среди гос. вузов – Инж.-технологич. ун-т NED (1922; совр. статус с 1977), Мед. ун-т имени Х. Дау (1945), Ун-т К. (1951), Ун-т для женщин (1998), Федеральный ун-т гуманитарных, естественных и прикладных наук урду (2002), Воен.-мор. академия; ин-ты: бизнес-администрирования (1955), бизнес-образования (1993), текстильный (1994), экономики и технологии (1997), информац. технологии (1998). Среди негосударств. ун-тов – Ун-т Ага Хана (1983), Ун-т Хамдард (1991). Кампусы ряда вузов Пакистана. Б-ки: городская (1852), мемориальная (1950), вузов, НИИ. Нац. музей Пакистана (открыт в 1950; произведения иск-ва Мохенджо-Даро и Хараппы, скульптура Гандхары), Музей авиации и др. Дом-музей М. А. Джинны (здание нач. 20 в.). В К. проходили матчи Кубка мира по крикету (1987, 1996), Кубок Юж. Азии по футболу (2005). На Нац. стадионе (ок. 40 тыс. мест) проводит матчи сборная Пакистана по крикету.
Крупный торгово-финансовый и гл. индустриальный центр Пакистана (в районе К. производится св. 50% пром. продукции страны). В К. расположена крупнейшая фондовая биржа Пакистана (1947). Ведущие отрасли пром-сти – машиностроение и металлообработка, чёрная металлургия, нефтеперерабатывающая, химич., текстильная. В машиностроит. комплексе выделяется автомобилестроение: предприятия компаний «Indus Motor» (дочерняя компания япон. концерна «Toyota»; сборка легковых автомобилей), «Pak Suzuki Motor Company» (совместное япон.-пакист. предприятие; произ-во легковых автомобилей), «Nexus Automotive» (дочерняя компания амер. «General Motors»; легковые автомобили), «Honda Atlas Cars» (совместное предприятие пакист. «Atlas Group» и япон. «Honda»; произ-во мотоциклов); «Atlas Engeneering» (группа «Atlas»; автокомплектующие детали). Развиты также судостроение и судоремонт (гос. компания «Karachi Shipyard and Engineering Works»). Чёрная металлургия представлена предприятиями компаний «Pakistan Steel» (завод полного цикла мощностью 1,1 млн. т продукции в год) и «Karachi Steel Rerolling Mills» («KSR»; передельный завод). Предприятия химич. пром-сти выпускают поливинилхлорид («Engro Asahi Polymer and Chemicals»), полистирол («Pak Petrochemical Industries»), полиэстер и синтетич. волокна на его базе («Gatron», Group G&T), пластиковые упаковки («Novatex» и «Crystalline Products» – Group G&T). Традиционно развиты текстильная и пищевая пром-сть.
В порту Бин-Касим – завод по произ-ву азотных удобрений (компания «Fauji Fertilizer Company»). В пригородах К. нефтеперерабатывающие заводы компаний «Pakistan Refinery Ltd.» (р-ны Коранги и Киамари).
Близ К. создаются совр. пром. зоны: «Текстильный город» (предприятия по произ-ву хлопчатобумажных тканей, готовой одежды, красителей); «Korangi Creek Industrial Park» (предприятия по произ-ву готовой одежды, упаковки, а также по обработке драгоценных камней) и «Bin Qasim Industrial Park» (предприятия автомобилестроения, станкостроения, деревообработки, фармацевтич., химич. и пищевой пром-сти).