Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРА́ЧИ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 101

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: А. С. Бугров (экономика)

КАРА́ЧИ, го­род на юге Па­ки­ста­на, адм. центр пров. Синд. Нас. 12,46 млн. чел. (2008), круп­ней­ший по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­род стра­ны; бы­ст­ро рас­тёт с сер. 20 в. (1,5 млн. чел. в 1955; 5,2 млн. чел. в 1981; 9,3 млн. чел. в 1998), в т. ч. за счёт при­то­ка пе­ре­се­лен­цев. Рас­по­ло­жен близ дель­ты р. Инд, в 100 км от её впа­де­ния в Ара­вий­ское мо­ре. Круп­ный узел же­лез­ных и ав­то­мо­биль­ных до­рог. Гл. мор­ской порт Па­ки­ста­на (на о. Киа­ма­ри; гру­зо­обо­рот ок. 25 млн. т в год); в 30 км к юго-вос­то­ку от К. круп­ный порт Бин-Ка­сим (1980). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Джин­на (ок. 6 млн. пас­са­жи­ров в год).

Пер­во­на­чаль­но ры­бац­кое по­се­ле­ние бе­луд­жей, име­но­вав­шее­ся Ко­ла­чи-джо-Готх. По­сле 1729 важ­ный тор­го­вый центр и порт на сев.-зап. по­бе­ре­жье Ин­дии. В 1839 за­хва­чен анг­ли­ча­на­ми и в 1843 при­сое­ди­нён к Бри­тан­ской Ин­дии

 >>
. В К., яв­ляв­шем­ся адм. цен­тром пров. Синд, рас­по­ла­га­лась брит. во­ен. ба­за. Зна­че­ние го­ро­да осо­бен­но воз­рос­ло по­сле от­кры­тия в 1869 Су­эц­ко­го ка­на­ла. В 1878 же­лез­ной до­ро­гой со­еди­нён с Пенд­жа­бом. По­сле раз­де­ла Брит. Ин­дии в 1947 на не­за­ви­си­мые го­су­дар­ст­ва Ин­дия и Па­ки­стан и до 1959 сто­ли­ца Па­ки­ста­на.

Карачи. Национальная академия исполнительских искусств. 1925.

В де­ло­вом цен­тре К. – по­строй­ки преим. 19–20 вв.; к се­ве­ро-за­па­ду от не­го рас­по­ло­жен Ста­рый го­род с уз­ки­ми ули­ца­ми и ма­ло­этаж­ной за­строй­кой. К югу – ре­гу­ляр­ные квар­та­лы с особ­ня­ка­ми; на по­бе­ре­жье – р-н Клиф­тон со зда­ния­ми ди­пло­ма­тич. мис­сий, вил­ла­ми. Сре­ди ар­хит. па­мят­ни­ков: Ма­со­ник-холл (1845), нео­го­тич. дво­рец Фрир-холл (1865; ны­не Джин­на-холл и б-ка), нео­го­тич. ча­со­вая баш­ня (1889) на Им­пе­ра­тор­ском рын­ке, зда­ния Вер­хов­но­го су­да и му­ни­ци­па­ли­те­та в сти­ле не­оклас­си­циз­ма (нач. 20 в.), анг­ли­кан­ские Тро­иц­кий со­бор и ц. Ап. Ан­д­рея; ка­то­лич. со­бор Св. Пат­ри­ка (1881); зо­роа­ст­рий­ские баш­ни мол­ча­ния, храм пар­сов Дар-и-Мех­тар; дво­рец Мо­хат­та (кон. 1920-х гг., ны­не му­зей), зда­ние кор­по­ра­ции раз­ви­тия мет­ро­по­лии К. (1935), ун-т (1951, франц. арх. М. Эко­шар и др.; Ар­хео­ло­гич. му­зей, 1956), мав­зо­лей Каи­да-и-Аза­ма – па­мят­ник ос­но­ва­те­лю Па­ки­ста­на М. А. Джин­не (1958–68), ху­дож. центр (1960), Гос. банк (1961, ар­хи­тек­то­ры Дж. Л. Рич­чи, А. Кай­ум), отель «Ин­тер­кон­ти­нен­таль» (1962, ар­хи­тек­то­ры У. Таб­лер, З. Пат­хан), ме­четь Масд­жид-и-Ту­ба (кон. 1960-х гг.). На о. Ма­но­ра – руи­ны кре­по­сти и ин­дуи­ст­ско­го хра­ма (19 в.).

Карачи. Мавзолей Каида-и-Азама. 1958–68.

Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Па­кист. ин-т ме­ж­ду­нар. дел (1947), Па­кист. со­вет по на­уч. и пром. ис­сле­до­ва­ни­ям (1953), НИИ ра­ка (1954), Ин-т управ­ле­ния (1954), Н.-и. хи­мич. ин-т (1967), Ака­де­мия им. Каи­да-и-Аза­ма (1976). Сре­ди гос. ву­зов – Инж.-тех­но­ло­гич. ун-т NED (1922; совр. ста­тус с 1977), Мед. ун-т име­ни Х. Дау (1945), Ун-т К. (1951), Ун-т для жен­щин (1998), Фе­де­раль­ный ун-т гу­ма­ни­тар­ных, естест­вен­ных и при­клад­ных на­ук ур­ду (2002), Во­ен.-мор. ака­де­мия; ин-ты: биз­нес-ад­ми­ни­ст­ри­ро­ва­ния (1955), биз­нес-об­ра­зо­ва­ния (1993), тек­стиль­ный (1994), эко­но­ми­ки и тех­но­ло­гии (1997), ин­фор­мац. тех­но­ло­гии (1998). Сре­ди не­го­су­дарств. ун-тов – Ун-т Ага Ха­на (1983), Ун-т Хам­дард (1991). Кам­пу­сы ря­да ву­зов Па­ки­ста­на. Б-ки: го­род­ская (1852), ме­мо­ри­аль­ная (1950), ву­зов, НИИ. Нац. му­зей Па­киста­на (от­крыт в 1950; про­из­ве­де­ния иск-ва Мо­хенд­жо-Да­ро и Ха­рап­пы, скульп­ту­ра Ганд­ха­ры), Му­зей авиа­ции и др. Дом-му­зей М. А. Джин­ны (зда­ние нач. 20 в.). В К. про­хо­ди­ли мат­чи Куб­ка ми­ра по кри­ке­ту (1987, 1996), Ку­бок Юж. Азии по фут­бо­лу (2005). На Нац. ста­дио­не (ок. 40 тыс. мест) про­во­дит мат­чи сбор­ная Па­ки­ста­на по кри­ке­ту.

Круп­ный тор­го­во-фи­нан­со­вый и гл. ин­ду­ст­ри­аль­ный центр Па­ки­ста­на (в рай­оне К. про­из­во­дит­ся св. 50% пром. про­дук­ции стра­ны). В К. рас­по­ло­же­на круп­ней­шая фон­до­вая бир­жа Па­ки­ста­на (1947). Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти – ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, чёр­ная ме­тал­лур­гия, неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая, хи­мич., тек­стиль­ная. В ма­ши­но­стро­ит. ком­плек­се вы­де­ля­ет­ся ав­то­мо­би­ле­строе­ние: пред­при­ятия ком­па­ний «Indus Mo­tor» (до­чер­няя ком­па­ния япон. кон­цер­на «Toyota»; сбор­ка лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей), «Pak Suzuki Motor Com­pany» (со­вме­ст­ное япон.-па­кист. пред­при­ятие; про­из-во лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей), «Ne­xus Automotive» (до­чер­няя ком­па­ния амер. «General Motors»; лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли), «Honda Atlas Cars» (со­вме­ст­ное пред­при­ятие па­кист. «Atlas Group» и япон. «Honda»; про­из-во мо­то­цик­лов); «Atlas Engeneering» (груп­па «Atlas»; ав­то­ком­плек­тую­щие де­та­ли). Раз­ви­ты так­же су­до­строе­ние и су­до­ре­монт (гос. ком­па­ния «Karachi Shipyard and Engineering Works»). Чёр­ная ме­тал­лур­гия пред­став­ле­на пред­при­ятия­ми ком­па­ний «Pakistan Steel» (за­вод пол­но­го цик­ла мощ­но­стью 1,1 млн. т про­дук­ции в год) и «Karachi Steel Rerol­ling Mills» («KSR»; пе­ре­дель­ный за­вод). Пред­при­ятия хи­мич. пром-сти вы­пус­ка­ют по­ли­ви­нил­хло­рид («Engro Asahi Po­lymer and Chemicals»), по­ли­сти­рол («Pak Petrochemical Indus­tries»), по­ли­эс­тер и син­те­тич. во­лок­на на его ба­зе («Gatron», Group G&T), пла­сти­ко­вые упа­ков­ки («No­vatex» и «Crys­talline Products» – Group G&T). Тра­ди­ци­он­но раз­ви­ты тек­стиль­ная и пи­ще­вая пром-сть.

В пор­ту Бин-Ка­сим – за­вод по про­из-ву азот­ных удоб­ре­ний (ком­па­ния «Fauji Fertilizer Company»). В при­го­ро­дах К. неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие за­во­ды ком­па­ний «Pakistan Refinery Ltd.» (р-ны Ко­ран­ги и Киа­ма­ри).

Близ К. соз­да­ют­ся совр. пром. зо­ны: «Тек­стиль­ный го­род» (пред­при­ятия по про­из-ву хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней, го­то­вой оде­ж­ды, кра­си­те­лей); «Korangi Creek Industrial Park» (пред­при­ятия по про­из-ву го­то­вой оде­ж­ды, упа­ков­ки, а так­же по об­ра­бот­ке дра­го­цен­ных кам­ней) и «Bin Qasim Industrial Park» (пред­при­ятия ав­то­мо­би­ле­строе­ния, стан­ко­строе­ния, де­ре­во­об­ра­бот­ки, фар­ма­цев­тич., хи­мич. и пи­ще­вой пром-сти).

Вернуться к началу