БИЛЬБА́О
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
БИЛЬБА́О (Bilbao), город на севере Испании. Нас. 352,3 тыс. чел. (2004), с пригородами св. 1,2 млн. жит. Крупнейший город автономной обл. Страна Басков, адм. центр пров. Бискайя. Важный транспортный узел. Порт в низовьях р. Нервьон, в 13,6 км от Бискайского зал. Атлантического ок. (доступен для морских судов; грузооборот ок. 8 млн. т в год, вывоз гл. обр. железной руды, чугуна, вин, консервов, машин и оборудования; ввоз каменного угля, нефтепродуктов, древесины). Междунар. аэропорт Сондика. Линия метрополитена связывает Б. с туристским городком Пленсия.
Основан в 1300. В средние века важный экономич. центр (экспорт железной руды и шерсти во Фландрию). В 1511 получил экономич. привилегии. В 18 в. играл важную роль в торговле с исп. колониями в Америке. В 1808–13 оккупирован наполеоновскими войсками. Неоднократно осаждался в ходе карлистских войн 19 в. В годы Нац.-революц. войны 1936–39 столица баскского автономного района и важный опорный пункт республиканцев. После 2-й мировой войны один из центров борьбы против франкистского режима.
В Старом городе (на правом берегу реки) сохранилась ср.-век. планировка, узкие мощёные улицы. Готич. собор Сантьяго (ок. 1380) и ц. Сан-Антон (1433, арх. Гюйо де Борегар), базилика де-Бегонья (св. покровительницы пров. Бискайя; 16 в. – 1620), ц. Сантос-Хуанес (17 в.), ц. Св. Николая из Бари (1743–56, арх. И. де Иберо) и др. После наводнения 1983 этот район Б. сильно перестроен.
Новая, преимущественно промышленная, часть города с регулярной планировкой сложилась на левом берегу реки после 1870-х гг. Застроена на рубеже 19–20 вв., преим. в стилях эклектизма и модерна: Дворец Совета (1897–1900, арх. Л. Аладрен), необарочная Ратуша (1890–92, арх. Х. Рукоба) и др. Среди сооружений кон. 20 в.: т. н. Металлический дом (1986, арх. С. С. Хиронелла), мост Кампо-Волантин (1990–97) и аэропорт Сондика – оба арх. С. Калатрава; Музей С. Гуггенхейма – здание, облицованное пластинами из титана (1994–1997, арх. Ф. Гери; произведения мастеров 20 в.). Право- и левобережные части города связаны многочисл. мостами (в т. ч. один из первых в мире металлич. подвесной мост, 1893, арх. А. де Паласио). Памятники: основателю города Д. Лопесу де Аро (1889, скульптор М. Бенльюре-и-Хиль), педагогу Г. Риверо (1930, скульптор М. де Уэрта).
Академия медицины (1895), Академия баскского языка (1919). Ун-т Деусто (1886), технич. ун-т (1942), ун-т Страны Басков (основан в 1968, реорганизован в 1980); св. 10 учебных академий, в т. ч. Академия да Винчи (1985); Центр образования «Арменголь» (1962) и др. Муниципальная б-ка. Музеи: изящных искусств (1913), археологии, этнографии и истории басков (1921), религ. иск-ва (открыт для посещения в 1915), галерея Венус и др. Театры: Арриага, Айала, Колисео Альбиа и др. Симфонич. оркестр (с 1922). Консерватория (с 1919). Ассоциация друзей оперы (с 1953). Оперы и балеты ставятся на сцене дворца «Эускальдуна» (Palacio Euskalduna, 1999). Ежегодно проводятся междунар. фестивали театров кукол и марионеток, а также документальных и короткометражных фильмов.
Б. – третий после Мадрида и Барселоны торгово-финансовый центр страны (крупные банки, междунар. торговая ярмарка, фондовая биржа), гл. экономич. и культурный центр на севере Испании. Со 2-й пол. 19 в. развивался как один из важнейших исп. центров тяжёлой пром-сти. Ведущие отрасли – чёрная и цветная (выплавка меди) металлургия, машиностроение (особенно произ-во локомотивов, ж.-д. оборудования, электропечей, котлов, автомобиле- и станкостроение; крупные верфи), нефтеперерабатывающая и химическая (азотные удобрения, пластмассы и др.). Предприятия стекольной, текстильной, деревообрабатывающей, бумажной, пищевой (гл. обр. рыбной) отраслей. Вокруг Б. сложилась одна из самых значительных в Испании пром. конурбаций; предприятия сосредоточены в Б. и пригородах (Сестао, Баракальдо и др.) в осн. вдоль левого берега реки. В кон. 20 – нач. 21 вв. часть старых заводов закрыта. В экономике всё большее значение приобретает туризм. Часть левобережного района, где располагались старые доки и судостроит. предприятия (напр., верфи Эускальдуна, основаны в 1900), превращена в культурный центр.