Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИЛЬБА́О

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 477

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: Т. А. Галкина

БИЛЬБА́О (Bilbao), го­род на се­ве­ре Ис­па­нии. Нас. 352,3 тыс. чел. (2004), с при­го­ро­да­ми св. 1,2 млн. жит. Круп­нейший го­род ав­то­ном­ной обл. Стра­на Бас­ков, адм. центр пров. Бис­кайя. Важ­ный транс­порт­ный узел. Порт в ни­зовьях р. Нер­вь­он, в 13,6 км от Бис­кай­ско­го зал. Ат­лан­ти­че­ско­го ок. (дос­ту­пен для мор­ских су­дов; гру­зо­обо­рот ок. 8 млн. т в год, вы­воз гл. обр. же­лез­ной ру­ды, чу­гу­на, вин, кон­сер­вов, ма­шин и обо­ру­до­ва­ния; ввоз ка­мен­но­го уг­ля, неф­те­про­дук­тов, дре­ве­си­ны). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Сон­ди­ка. Ли­ния мет­ро­по­ли­те­на свя­зы­ва­ет Б. с ту­ри­ст­ским го­род­ком Плен­сия.

Бильбао. Здание Музея С. Гуггенхейма. 1994–97. Архитектор Ф. Гери.

Ос­но­ван в 1300. В сред­ние ве­ка важ­ный эко­но­мич. центр (эк­спорт же­лез­ной ру­ды и шерс­ти во Фланд­рию). В 1511 по­лу­чил эко­но­мич. при­ви­ле­гии. В 18 в. иг­рал важ­ную роль в тор­гов­ле с исп. ко­ло­ния­ми в Аме­ри­ке. В 1808–13 ок­ку­пи­ро­ван на­по­лео­нов­ски­ми войс­ка­ми. Не­од­но­крат­но осаж­дал­ся в ходе кар­ли­ст­ских войн

 >>
 19 в. В го­ды Нац.-ре­во­люц. вой­ны 1936–39 сто­ли­ца ба­ск­ско­го ав­то­ном­но­го райо­на и важ­ный опор­ный пункт рес­пуб­ли­кан­цев. Пос­ле 2-й ми­ро­вой вой­ны один из цен­тров борь­бы про­тив фран­ки­ст­ско­го ре­жи­ма.

В Ста­ром го­ро­де (на пра­вом бе­ре­гу ре­ки) со­хра­ни­лась ср.-век. пла­ни­ров­ка, уз­кие мо­щё­ные ули­цы. Го­тич. со­бор Сан­ть­я­го (ок. 1380) и ц. Сан-Ан­тон (1433, арх. Гюйо де Бо­ре­гар), ба­зи­ли­ка де-Бе­го­нья (св. по­кро­ви­тель­ни­цы пров. Бис­кайя; 16 в. – 1620), ц. Сан­тос-Хуа­нес (17 в.), ц. Св. Ни­ко­лая из Ба­ри (1743–56, арх. И. де Ибе­ро) и др. По­сле на­вод­не­ния 1983 этот рай­он Б. силь­но пе­ре­стро­ен.

Но­вая, пре­имущественно про­мыш­лен­ная, часть го­ро­да с ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой сло­жи­лась на ле­вом бе­ре­гу ре­ки по­сле 1870-х гг. За­строе­на на ру­бе­же 19–20 вв., пре­им. в сти­лях эк­лек­тиз­ма

 >>
и мо­дерна
 >>
: Дво­рец Со­ве­та (1897–1900, арх. Л. Алад­рен), не­оба­роч­ная Ра­ту­ша (1890–92, арх. Х. Ру­ко­ба) и др. Сре­ди со­ору­же­ний кон. 20 в.: т. н. Ме­тал­ли­че­ский дом (1986, арх. С. С. Хи­ро­нел­ла), мост Кам­по-Во­лан­тин (1990–97) и аэ­ро­порт Сон­ди­ка – оба арх. С. Ка­ла­тра­ва; Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма – зда­ние, об­ли­цо­ван­ное пла­сти­на­ми из ти­та­на (1994–1997, арх. Ф. Ге­ри; про­из­ве­де­ния мас­те­ров 20 в.). Пра­во- и ле­во­бе­реж­ные час­ти го­ро­да свя­за­ны мно­го­числ. мос­тами (в т. ч. один из пер­вых в ми­ре метал­лич. под­вес­ной мост, 1893, арх. А. де Па­ла­сио). Па­мят­ни­ки: ос­но­ва­те­лю го­ро­да Д. Ло­пе­су де Аро (1889, скульп­тор М. Бен­ль­ю­ре-и-Хиль), пе­да­го­гу Г. Ри­ве­ро (1930, скульп­тор М. де Уэр­та).

Ака­де­мия ме­ди­ци­ны (1895), Ака­де­мия ба­ск­ско­го язы­ка (1919). Ун-т Де­усто (1886), тех­нич. ун-т (1942), ун-т Стра­ны Бас­ков (ос­но­ван в 1968, ре­ор­га­ни­зо­ван в 1980); св. 10 учеб­ных ака­де­мий, в т. ч. Ака­де­мия да Вин­чи (1985); Центр об­ра­зо­ва­ния «Ар­мен­голь» (1962) и др. Му­ни­ци­паль­ная б-ка. Му­зеи: изящ­ных ис­кусств (1913), ар­хео­ло­гии, эт­но­гра­фии и ис­то­рии бас­ков (1921), ре­лиг. иск-ва (от­крыт для по­се­ще­ния в 1915), га­ле­рея Ве­нус и др. Те­ат­ры: Ар­риа­га, Ай­а­ла, Ко­ли­сео Аль­биа и др. Сим­фо­нич. ор­кестр (с 1922). Кон­сер­ва­то­рия (с 1919). Ас­со­циа­ция дру­зей опе­ры (с 1953). Опе­ры и ба­ле­ты ста­вят­ся на сцене двор­ца «Эу­скаль­ду­на» (Palacio Euskalduna, 1999). Еже­год­но про­во­дят­ся ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли те­ат­ров ку­кол и ма­рио­не­ток, а так­же до­ку­мен­таль­ных и ко­рот­ко­мет­раж­ных филь­мов.

Б. – тре­тий по­сле Мад­ри­да и Бар­се­ло­ны тор­го­во-фи­нан­со­вый центр стра­ны (круп­ные бан­ки, ме­ж­ду­нар. тор­го­вая яр­мар­ка, фон­до­вая бир­жа), гл. эко­но­мич. и куль­тур­ный центр на се­ве­ре Ис­па­нии. Со 2-й пол. 19 в. раз­ви­вал­ся как один из важ­ней­ших исп. цен­тров тя­жё­лой пром-сти. Ве­ду­щие от­рас­ли – чёр­ная и цвет­ная (вы­плав­ка ме­ди) ме­тал­лур­гия, ма­ши­но­строе­ние (осо­бен­но про­из-во ло­ко­мо­ти­вов, ж.-д. обо­ру­до­вания, элек­тро­пе­чей, кот­лов, ав­то­мо­би­ле- и стан­ко­строе­ние; круп­ные вер­фи), неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая и хи­ми­че­ская (азот­ные удоб­ре­ния, пла­ст­мас­сы и др.). Пред­при­ятия сте­коль­ной, тек­стиль­ной, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей, бу­маж­ной, пи­ще­вой (гл. обр. рыб­ной) от­рас­лей. Во­круг Б. сло­жи­лась од­на из са­мых зна­чи­тель­ных в Ис­па­нии пром. ко­нур­ба­ций; пред­при­ятия со­сре­до­то­че­ны в Б. и при­го­ро­дах (Сес­тао, Ба­ра­каль­до и др.) в осн. вдоль ле­во­го бе­ре­га ре­ки. В кон. 20 – нач. 21 вв. часть ста­рых за­во­дов за­кры­та. В эко­но­ми­ке всё боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ет ту­ризм. Часть ле­во­бе­реж­но­го райо­на, где рас­по­ла­га­лись ста­рые до­ки и су­до­строит. пред­при­ятия (напр., вер­фи Эу­скаль­ду­на, ос­но­ва­ны в 1900), пре­вра­ще­на в куль­тур­ный центр.

Лит.: Bilbo, arte eta historia. Bilbao, 1990. Vol. 1–2; Bilbao, 1300–2000: an urban vision. Bilbao, 2001.

Вернуться к началу