
МАДРИ́Д
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАДРИ́Д (Madrid), столица Испании, центр автономного сообщества Мадрид и одноим. провинции; административно включает 21 округ. Нас. 3,3 млн. чел. (2019), в пределах гор. агломерации св. 6,0 млн. чел. (третья по численности населения столичная агломерация в странах Зарубежной Европы после лондонской и парижской). Расположен в центре Пиренейского п-ова, к юго-востоку от горного массива Сьерра-де-Гвадаррама, на выс. 667 м. Город пересекает маловодная р. Мансанарес (бассейн р. Тахо). Крупнейший транспортный узел страны; от М. радиально расходятся осн. ж.-д. и автомобильные магистрали. Гл. скоростные ж.-д. магистрали: Мадрид – Сьюдад-Реаль – Пуэртольяно – Кордова – Севилья; Мадрид – Гвадалахара – Сарагоса – Лерида – Таррагона – Барселона – Жерона – Фигерас (и далее к границе с Францией); Мадрид – Сеговия – Вальядолид и др. В городе 2 ж.-д. вокзала – Аточа и Чамартин. Осн. скоростные шоссе ведут к границе с Францией (Мадрид – Аранда-де-Дуэро – Бургос – Миранда-де-Эбро – Витория – Сан-Себастьян – Ирун; Мадрид – Сарагоса – Лерида – Барселона – Жерона), Португалией (Мадрид – Мерида – Бадахос – Лиссабон) и крупнейшим центрам приморских провинций (Мадрид – Валенсия; Мадрид – Кордова – Севилья – Кадис; Мадрид – Медина-дель-Кампо – Бенавенте – Понферрада – Луго – Ла-Корунья). Метрополитен (протяжённость линий 294 км, 2019; 3-е место в Европе после лондонского и московского метро). Действует скоростной трамвай (т. н. лёгкое метро). Междунар. аэропорт Мадрид-Барахас имени Адольфо Суареса (17,1 млн. пассажиров в 2020 в связи с ограничениями на передвижение из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции; 61,7 млн. пассажиров в 2019).
История
Вырос вокруг крепости Маджерит (позднее Маджрит; в переводе с араб. яз. – источник воды), основанной предположительно эмиром Кордовы Мухаммадом I (852–886) для защиты подступов к Толедо. Впервые упоминается в 932, когда был захвачен королём Леона Рамиро II (931–951; через 2 года вновь перешёл под контроль Халифата). С сер. 11 в. в составе тайфы Толедо. В 1083 завоёван кастильским королём Альфонсо VI Храбрым (до кон. 12 в. мусульмане неоднократно предпринимали попытки отбить крепость). В 1123 получил гор. привилегии, в 1202 – фуэро. В 14–15 вв. резиденция кастильских королей и место заседаний кортесов. В кон. 15 в. из М. изгнано мусульм. и иудейское население. В 1520 один из центров Комунерос восстания. В 1561 король Филипп II перенёс столицу в М. В период войны за Испанское наследство 1701–14 дважды (26.6.1706, 28.9.1710) захватывался силами антифранцузской коалиции, 3.12.1710 – франко-исп. армией. В марте 1808 занят франц. войсками во главе с И. Мюратом. Восстание жителей М. 2.5.1808 положило начало Исп. революции 1808–14. Впоследствии центр революций 1820–23, 1834–43, 1854–56, 1868–1874 (см. Испанские революции 19 в.). В 1851 соединён железной дорогой с г. Аранхуэс. Во время Гражд. войны 1936–39 (см. Испанская революция 1931–1939) оплот республиканских сил. В нояб. 1936 республиканцы остановили наступление на М. франкистов во главе с ген. Э. Мола. 28.3.1939 без боя взят войсками Ф. Франко. 11.3.2004 в результате террористич. акта (одновременные взрывы на нескольких вокзалах города), ответственность за совершение которого взяла на себя Аль-Каида, погибло более 190 чел.
Архитектура
Самое раннее сооружение М. – крепость (алькасаба) Маджерит с дворцом Алькасар на левом берегу р. Мансанарес, построенная в 9 в. (сохр. фундамент; ныне на этом месте Королевский дворец). При короле Альфонсо VI Храбром на холме вокруг старого Алькасара вырос небольшой город со сложным рисунком улиц, сформировались новые кварталы, в частности худерия (ныне р-н Лавапьес), были расширены и перестроены гор. укрепления (т. н. Средневековая стена М., 11–13 вв.). В постройках этого времени соединились черты европ. ср.-век. зодчества и стиля мудехар: церкви Сан-Николас-де-лос-Сервитас (12–17 вв.), Сан-Педро-эль-Реаль и Сан-Херонимо-эль-Реаль (обе 13–17 вв.); Каса-де-лос-Луханес (15 в.).
В постройках кон. 15 – нач. 16 вв. ощутимо влияние итал. Возрождения: особняк Каса-де-лос-Сиснерос (16 в.), перестройка Алькасара (ок. 1537, архитекторы Л. де Вега и А. де Коваррубиас, не сохр.). В 1570–1670-е гг. центр М. приобрёл совр. облик. Король Филипп II и его придворный арх. Х. Б. де Эррера предполагали придать регулярный характер планировке города, расширить осн. улицы, создать систему парадных площадей; эти идеи, б. ч. нереализованные, тем не менее определили гл. тенденции развития М. в кон. 16–18 вв. Для построек этого периода характерен суровый облик, в котором элементы ренессансной архитектуры «дезорнаментадо» соединяются с чертами формирующегося стиля барокко: мост Сеговии (1582–1588, арх. Эррера), монастыри Дескальсас-Реалес (ок. 1559, арх. А. Сильеро, фасад – арх. Х. Б. де Толедо; церковь, ок. 1612, арх. Х. Гомес де Мора) и Ла-Энкарнасьон (1616, Гомес де Мора), дворцы Санта-Крус (1629–34, Гомес де Мора) и Буэн-Ретиро (1630-е гг., арх. А. де Карбонель и др.; сохр. только часть – т. н. Касон-дель-Буэн-Ретиро), ансамбль Пласа-Майор (1617–19, Гомес де Мора и др.). В это же время по приказу короля Филиппа IV возведена новая гор. стена, на неск. веков определившая границы застройки М. (имела не оборонительное, а скорее торговое значение; многочисл. ворота играли роль таможенных застав). Со 2-й пол. 17 в. барочные здания в М. приобретают более пышный облик, их строят, следуя то итал. образцам (ц. Сан-Хинес, кон. 13–17 вв., в интерьере – живопись Эль Греко, А. Кано и др.; ц. Колехиата-де-Сан-Исидро, 17 в.), то нац. формам стиля чурригереско (здание приюта Сан-Фернандо, 1726, арх. П. де Рибера, ныне Муниципальный музей).
После пожара 1734, уничтожившего здание Алькасара, в 1738 началось возведение нового Королевского дворца; в ходе его строительства формировались принципы исп. классицизма. Выдающимися мастерами нового стиля стали архитекторы В. Родригес (ц. Сан-Маркос, 1749–53; дворец Лирия, 1773) и Х. де Вильянуэва (Ботанич. сад, здания Обсерватории и Музея естеств. истории, ныне Музей Прадо; все 1785–90-е гг.). В стиле классицизма выстроены церкви Сан-Франсиско-эль-Гранде (1761–84, арх. Ф. Сабатини и др.), Эрмита-де-Сан-Антонио-де-ла-Флорида (1792–98, арх. Ф. Фонтана; фрески Ф. Гойи) и др. Одновременно в М. производилась реконструкция гор. среды: модернизация водоснабжения, мощение улиц; снесена стена времени Филиппа IV, на месте которой возникла новая сеть транспортных артерий, парадных площадей и триумфальных арок (ворота Пуэрта-де-Алькала, 1778, арх. Сабатини; бульвар Пасео-дель-Прадо, 1780-е гг.).
С сер. 19 в. расширялись площади, строились новые улицы (реконструкция пл. Пуэрта-дель-Соль, 1858–60; просп. Гран-Виа, 1897–1910, осн. застройка – 1910–50-е гг.). Реализуются проекты по расширению территории города: в рамках плана «Энсанче» арх. К. М. де Кастро (ок. 1860) в кон. 19 в. на северо-востоке М. возведён р-н Саламанка с ярко выраженной геометрич. структурой планировки. Инж. революция 19 в. проявилась в использовании металлич. конструкций с застеклением (Хрустальный дворец в парке дель-Буэн-Ретиро, ок. 1887, арх. Р. Веласкес Боско; старое здание ж.-д. вокзала Аточа, ок. 1888, арх. А. де Паласио). Доминирующим стилем в этот период становится эклектизм, сочетающий формы необарокко, «неомудехара», неоготики: интерьер собора Нуэстра-Сеньора-де-ла-Альмудена (1879–1993), здание Мин-ва земледелия (ок. 1897, Веласкес Боско); здание почты и телеграфа [Паласио-де-Комуникасьонес (ныне здание мэрии)] на пл. Ла-Сибелес (1904–1918, арх. А. Паласиас-и-Рамило), арена для боя быков «Лас Вентас» (1922–1931, арх. Х. Эспелиу). С 1910-х гг. в архитектуре М. появляются черты модерна, позднее – ар деко, которые соединяются с пышностью и роскошью форм эклектизма. У мадридцев это архит. течение получило назв. «монументальный кондитерский стиль».
В 1939–75, в годы диктатуры Ф. Франко, происходит значит. «классицизация» языка архитектуры М., которая выражалась как в переработке форм ар деко (ансамбль пл. Испании с «Мадридской башней», 1954–57, и небоскрёбом «Испания», ок. 1953, архитекторы Х. и Х. М. Отаменди Мачимбаррена), так и в создании стиля «неоэрререско» (здание Мин-ва авиации, 1942–51, арх. Л. Гутьеррес Сото; арка Победы, 1953–56, архитекторы М. Лопес Отеро, П. Браво Санфелиу).
С 1960-х гг. в М. возводились постройки в русле модернизма: жилой комплекс «Белые башни» (1960–68, архитекторы Ф. X. Саэнс де Ойса, Р. Монео), Реставрационный центр в университетском городке (с 1961, архитекторы Ф. Игерас, Монео), здание «Банкинтер» (1972–77, Монео). Силуэты высотных зданий новых кварталов, расположенных по образцу парижского р-на Дефанс в отдалении от историч. центра, определили новую панораму города: пл. Кастилии с наклонными парными башнями KIO («Ворота Европы»; 1995, архитекторы Ф. Джонсон, Дж. Берджи), р-н AZCA с башнями Банка Бильбао (1979–81, арх. Саэнс де Ойса), «Европа» (1985; арх. М. Ориоль-и-Ибарра), «Пикассо» (1982–88, арх. М. Ямасаки), бизнес-парк CTBA (Cuatro Torres Business Area) с небоскрёбами «Каха Мадрид» (2002–09, выс. 250 м; арх. Н. Фостер), «Сасир Вальеэрмосо» (2004–08, выс. 236 м; архитекторы К. Рубио Карвахаль, Э. Альварес-Сала), «Кристаль» (2004–08, выс. 250 м; арх. С. Пелли), «Эспасио» (2004–08, выс. 225 м; архит. бюро «Пей Кобб Фрид»). Возведены новая зона ж.-д. вокзала Аточа (1985–92, арх. Монео), 4-й терминал аэропорта Барахас в стиле хай-тек (2000–05, арх. Р. Роджерс и др.). На окраинах М. с кон. 20 в. возводятся массивы доступного жилья (напр., в р-не Карабанчель) по проектам исп. и зарубежных архитекторов (Т. Мейна, Д. Чипперфилда, В. Аретса, А. Саэро-Поло и бюро FOA, архит. мастерских MVRDV, «Dosmasuno», «Somos» и др.).
М. – одна из самых зелёных европ. столиц. Среди крупнейших парков – Буэн-Ретиро (быв. сады одноим. королевского дворца), Каса-де-Кампо (быв. королевские охотничьи угодья) и активно развивающийся «Линейный парк Мансанарес» (на берегах р. Мансанарес).
Среди памятников М. – X. Колумбу (1885), Ф. Гойе (1905), 2 памятника М. де Сервантесу (1835, скульптор А. Сола; 1927, арх. П. Мугуруса, скульптор К. Валера).
Центры науки и культуры
М. – крупнейший центр науки, образования и культуры Испании. Науч. исследования организуются и координируются Высшим советом науч. исследований (1939), который руководит деятельностью св. 100 науч. институтов и центров. Функции АН выполняет Ин-т Испании (1938), объединяющий: Королевскую академию исп. языка (1713), Королевскую академию юридич. наук (основана в 1730; совр. назв. с 1882), Королевскую нац. академию медицины (1734; совр. назв. с 1861), Королевскую академию истории (1738), Королевскую академию изящных искусств «Сан Фернандо» (1752), Королевскую академию точных, физич. и естеств. наук (1847), Королевскую академию моральных и политич. наук (1857), Королевскую нац. академию фармации (1932). Среди др. науч. учреждений – Нац. астрономич. обсерватория (1790), Ин-т геологии и горного дела (1849), Нац. географич. ин-т (1870), Нац. ин-т метеорологии (1887), Нац. ин-т океанографии (1914), Исп. ин-т музыковедения (1943), Нац. ин-т с.-х. технологии и продовольствия (1971), Центр социологич. исследований (1977), Ин-т европейско-латиноамер. исследований, Ин-т культурного наследия Испании (оба 1984), Науч. парк (2001). Крупные вузы: Мадридский университет Комплутенсе, Автономный ун-т (1968), Политехнич. ун-т (1971), Нац. ун-т дистанц. обучения (1972, св. 60 филиалов в Испании и 20 за рубежом), Ун-т Альфонсо X Мудрого (1993), Королевская консерватория (1830; до 1963 Нац. школа музыки и сценич. иск-ва). Среди негосударств. вузов – Епископальный ун-т Комильяс (основан в 1890 папой Римским Львом XIII в Комильясе, с 1960 в М.). В городе действуют ок. 20 библиотек, в т. ч. Нац. б-ка Испании (1712), Центр. военно-морская б-ка (1856), Центр. военная б-ка (1932). Нац. историч. архив (1866).
Крупнейшие худож. музеи М. – т. н. треугольник искусств (в нач. 21 в. активно ведётся их расширение): Прадо (новое крыло музея 2001–07, арх. Р. Монео), Тиссена-Борнемисы собрание [во дворце Вильяэрмоса (17–19 вв.), реконструирован Монео, 1989; новое крыло – в формах неомодернизма, 2004, архит. бюро BOPBAA], Центр искусств королевы Софии (основан в 1986; здание – 2001–2005, арх. Ж. Нувель). Среди др. музеев: Нац. музей естеств. наук (1771), Военно-морской (1843), Нац. археологический (1867), Нац. антропологический (1910), Нац. музей декоративного иск-ва (1912), романтизма (1924), Музей истории Мадрида (1929), Нац. музей науки и техники (1980), Серральбо (1944), железнодорожный (1967). Дома-музеи: Х. Сорольи, Лопе де Веги (Лопе Ф. де Веги Карпьо). Культурный центр «Кайкса форум» (2008, архит. бюро «Херцог и де Мерон»). Королевский ботанич. сад (1755; пл. 6,7 га; более 30 тыс. растений). Планетарий (1986).
Театры: музыкальные – Королевский («Театро Реаль», 1850), «Сарсуэла» (1856); драматические – «Эспаньоль» (старейший театр Испании, основан в 1582 как «Корраль дель Принсипе»; совр. назв. с 1849), «Альбенис» (1945), Нац. труппа классич. театра (1986), «Ла Абадия» (1995), Нац. драматич. центр (объединяет театры «Мария Герреро» и «Валье-Инклан»). Нац. балет Испании (1978), «Нац. театр танца» (1986, совр. назв. с 1990), Балет Виктора Ульяте (1988). Оркестры: Мадридский симфонический (1904), Филармонический (1915), Нац. оркестр Испании (1937), Симфонич. оркестр и хор Исп. радио и ТВ (1965), Гор. симфонич. оркестр и хор (1987). Нац. хор Испании (1971; ранее функционировал под назв. «Хор Высшей певческой школы»). Национальный музыкальный центр. Центр совр. музыки (1983) – организатор междунар. науч. конференций, концертов; при нём функционирует Лаборатория компьютерной и электронной музыки (1989). Междунар. фестивали: Осенний (муз., танцевальное, театральное, цирковое иск-во; ежегодно с 1984), совр. музыки (ежегодно с 1999), а также фестивали фламенко, танца, кинофестиваль. Нац. фильмотека (1953).
Спорт
М. – одна из футбольных столиц мира; в городе проходили: финалы футбольных чемпионата Европы (1964), Двенадцатого чемпионата мира (1982), Кубка европ. чемпионов и Лиги чемпионов УЕФА (1957, 1969, 1988, 2010, 2019). Ведущие клубы Европы и Испании – «Атлетико» и «Реал» – многократные чемпионы страны, победители ряда престижных междунар. соревнований выступают соответственно на стадионах «Ванда Метрополитано» (построен в 1993, реконструирован в 2011–17; 68,5 тыс. мест) и «Сантьяго Бернабеу» (построен в 1947, реконструирован в 1982; 81 тыс. мест). Также известен клуб «Райо Вальекано» (1924) – регулярный участник чемпионатов в первом дивизионе (Ла Лига); одноимённая женская команда (2000) – 3-кратный чемпион Испании (2009–11). Баскетбольная команда «Реал» (1931) – одна из сильнейших в Европе, 35-кратный чемпион страны, победитель 10 Кубков европ. чемпионов (в дальнейшем – Евролига; 1964–2018), четырёх Кубков обладателей кубков (1984–97) и ряда др. престижных междунар. состязаний; выступает на арене «ВиСинк Центр» (или Дворец спорта автономного сообщества Мадрид; открыт в 1960; в 2005 полностью перестроен; вмещает до 15 тыс. зрителей на баскетбольных матчах); там же играет другой популярный баскетбольный клуб М. «Эстудиантес» (1948). С 1990 проводится мужской теннисный турнир Ассоциации теннисистов-профессионалов (АТП) Открытый чемпионат Мадрида, с 2009 – турнир Женской теннисной ассоциации (ВТА), в 2006 и 2007 – итоговый женский теннисный турнир года «Чемпионат ВТА-Тура», с 2019 – финалы Кубка Дэвиса. Среди др. совр. спортивных сооружений – Легкоатлетич. стадион (1989–94, архитекторы А. Крус, А. Ортис), многоцелевой стадион «Каха Махика» (2009). Одна из крупнейших в мире (23,8 тыс. мест – 3-е место после аналогичных в Мехико и венесуэльской Валенсии) арен для боя быков «Лас Вентас» (1931). В 1575 в М. при дворе короля Филиппа II состоялся первый турнир в истории шахмат с участием четырёх шахматистов. Среди крупных международных соревнований, проводившихся в М., чемпионаты мира по художественной гимнастике (1975), водным видам спорта (1986), шоссейным велогонкам (2005); матчи мужских чемпионатов мира по баскетболу (1986 и 2014) и гандболу (2013); чемпионаты Европы по дзюдо (1965 и 1973), боксу (1971), спортивной гимнастике (среди мужчин в 1971, среди женщин в 1981), тяжёлой атлетике (1973), лёгкой атлетике в помещении (1986 и 2005), водным видам спорта (2004); матчи чемпионата Европы по баскетболу (мужчины; 2007). В М. обычно финиширует одна из трёх крупнейших веломногодневок – «Вуэльта». Близ М. проводились этапы испанского Гран-при «Формулы-1» (с 1968 по 1981), на трассе «Харама» (1967), Гран-при по мотогонкам (с 1969 по 1988) и др. состязания.
Хозяйство
В структуре гор. экономики преобладает сфера услуг, в которой создаётся ок. 4/5 ВРП (основные сектора – финансовые, деловые услуги и торговля) и занята б. ч. работающих. М. – крупный финансовый центр, здесь размещаются офисы большинства национальных и крупных иностр. банков, страховых компаний. Мадридская фондовая биржа (1831) – крупнейшая в Испании. В городе находятся штаб-квартиры крупнейших нац. компаний, в т. ч. Repsol (нефтегазовый сектор), Endesa (энергетика), Telefónica (телекоммуникационные услуги), торговой группы El Corte Inglés и др. М. – центр туризма мирового значения; по числу иностр. туристов (св. половины всех прибывших; всего ок. 10 млн. чел. в 2019) среди европ. столиц уступает только Парижу, Лондону и Риму. Междунар. ярмарочный центр: гос. компания IFEMA (создана в 1980; входит в число крупнейших европ. ярмарочных организаций) ежегодно проводит ок. 90 выставок-ярмарок, которые посещают св. 4,5 млн. чел. Среди важнейших междунар. мероприятий: выставки совр. иск-ва ARCO, ювелирных изделий и антиквариата FERIARTE, информац. технологий, мультимедиа и связи в сфере образования SIMO Educación, туризма FITUR, а также салоны автомобильный, моды и др. Выставочный комплекс IFEMA (находится близ парка Хуана Карлоса I) является одним из крупнейших в Европе (реконструирован в 2002, новые павильоны – 2008). Важные отрасли сферы услуг – сектор гос. управления (связан с адм.-политич. функциями города), наука и образование, логистика. М. – крупный центр печатно-издательского дела, рекламного бизнеса и маркетинга.
Значит. часть пром. предприятий выведена за пределы гор. черты в индустриальные полигоны в пределах провинции. С нач. 1990-х гг. осуществляется масштабная модернизация пром. мощностей, активно создаются новые (ок. 20% действующих предприятий построены в нач. 2000-х гг.). В М. сосредоточено 60% всех хозяйствующих субъектов (288 тыс.) и ок. 50% пром. предприятий одноимённой провинции (11,5 тыс.; в осн. мелкие и средние; 2019). Ведущие отрасли: машиностроение, в т. ч. транспортное [автостроение: в М. – 2 автозавода международного концерна Stellantis, образованного в 2021 слиянием франц. Groupe PSA и итал.-амер. группы FСА (выпуск легковых автомобилей и их комплектующих, тяжёлых и лёгких грузовиков); авиа-, локомотивостроение], электронная (включая ИТ- и телекоммуникации), химическая (в т. ч. выпуск пластмасс, красок и лаков, бытовой химии, парфюмерии), фармацевтическая и микробиологическая, текстильная и швейная, кожевенно-обувная, полиграфическая, пищевкусовая. Традиц. произ-во худож. ремесленных изделий (вышивки, кружева, веера, кастаньеты, ювелирные украшения). Развита стройиндустрия.