ЧЁРНОЕ МО́РЕ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Г. Деев; Е. Г. Мирлин (геология) /2017/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/

ЧЁРНОЕ МО́РЕ, сре­ди­зем­ное мо­ре Ат­лан­ти­че­ско­го океана, ме­ж­ду юго-вост. ча­стью Ев­ро­пы и п-овом Ма­лая Азия. Омы­ва­ет бе­ре­га Рос­сии, Аб­ха­зии, Гру­зии, Тур­ции, Бол­га­рии, Ру­мы­нии, Ук­раи­ны. Од­но из наи­бо­лее изо­ли­ро­ван­ных внутр. мо­рей. Со­еди­ня­ет­ся на се­вере Кер­чен­ским про­ли­вом с Азов­ским морем, на юго-за­па­де прол. Бос­фор с Мра­мор­ным морем и да­лее че­рез прол. Дар­да­нел­лы с Эгей­ским морем и Сре­ди­зем­ным мо­рем. Пл. 422 тыс. км2, объ­ём 555 тыс. км3, наи­боль­шая глу­би­на 2210 м.

Бе­ре­го­вая ли­ния из­ре­за­на сла­бо, в осн. в сев. час­ти мо­ря. Бе­ре­га на вос­то­ке и юге кру­тые, го­ри­стые, к мо­рю вплот­ную под­сту­па­ют от­ро­ги Боль­шо­го Кав­ка­за и Пон­тий­ских гор; на за­па­де и се­ве­ро-за­па­де б. ч. пло­ские, не­вы­со­кие, мес­та­ми об­ры­ви­стые; в Кры­му в осн. низ­мен­ные, за ис­клю­че­ни­ем юж. го­ри­стых бе­ре­гов и Тар­хан­кут­ско­го п-ова на за­па­де. Боль­ших ост­ро­вов прак­ти­че­ски нет, са­мый круп­ный ост­ров Джа­рыл­гач (Украина; пл. 62 км2), из ма­лых – Бе­ре­зань и Змеи­ный (оба пло­щадью ме­нее 1 км2); са­мый боль­шой по­лу­остров – Крым­ский. Круп­ные за­ли­вы – Одес­ский, Ягор­лыц­кий, Тен­д­ров­ский, Джа­рыл­гач­ский, Кар­ки­нит­ский, Ка­ла­мит­ский, Фео­до­сий­ский – на се­ве­ре, Вар­нен­ский, Бур­гас­ский – на за­па­де, Сам­сун­ский и Си­ноп­ский – на юге. На се­ве­ре и се­ве­ро-за­па­де при впа­де­нии рек об­ра­зо­ва­лись ли­ма­ны. Ряд рай­онов по­бе­ре­жья мо­ря име­ют собств. на­зва­ния: Юж­ный бе­рег Кры­ма, Чер­но­мор­ское по­бе­ре­жье Кав­ка­за (Рос­сия), Ру­ме­лий­ский бе­рег и Ана­то­лий­ский бе­рег (Тур­ция). Го­до­вой реч­ной сток в Ч. м. со­став­ля­ет ок. 310 км3, при­чём 80% этих вод вы­но­сит­ся на сев.-зап. шель­фо­вую часть в осн. Ду­на­ем и Днеп­ром.

Рельеф и геологическое строение дна

В Ч. м. чёт­ко вы­ра­же­ны шельф, ма­те­ри­ко­вый склон и глу­бо­ко­вод­ная кот­ло­ви­на. Шельф за­ни­ма­ет 25% пло­ща­ди дна и ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся глу­би­на­ми 100–120 м, в осн. он очень уз­кий (10–20 км), наи­боль­шей ши­ри­ны (св. 200 км) дос­ти­га­ет в сев.-зап. час­ти. На ма­те­ри­ко­вый склон при­хо­дит­ся св. 40% пл., глу­би­ны до 2000 м, во мно­гих мес­тах про­ре­зан под­вод­ны­ми до­ли­на­ми и кань­о­на­ми. Ме­ж­ду го­ро­да­ми Си­ноп и Сам­сун па­рал­лель­но бе­ре­гу про­тя­ги­ва­ет­ся неск. под­вод­ных хреб­тов дли­ной св. 150 км. Глу­бо­ко­вод­ная кот­ло­ви­на (до 35% пл.) пред­став­ля­ет со­бой пло­скую ак­ку­му­ля­тив­ную рав­ни­ну с наи­боль­ши­ми глу­би­на­ми в центр. час­ти. Для шель­фа ха­рак­тер­на кон­ти­нен­таль­ная зем­ная ко­ра, ма­те­ри­ко­вый склон под­сти­ла­ет­ся кон­ти­нен­таль­ной ко­рой со­кра­щён­ной мощ­но­сти, глу­бо­ко­вод­ная кот­ло­ви­на – су­бо­кеа­нич. ко­рой (мощ­ность из­ме­ня­ет­ся от 25 км на пе­ри­фе­рии до 18 км в центр. час­ти). Мощ­ность оса­доч­но­го чех­ла воз­рас­та­ет от 8 км в цен­тре до 15 км на пе­ри­фе­рии. В пре­де­лах глу­бо­ко­вод­ной кот­ло­ви­ны от­чёт­ли­во вы­де­ля­ют­ся 2 впа­ди­ны (За­пад­но-Чер­но­мор­ская и Вос­точ­но-Чер­но­мор­ская) с разл. строе­ни­ем и вре­ме­нем фор­ми­ро­ва­ния зем­ной ко­ры. Впа­ди­ны раз­де­ле­ны Цен­траль­но­чер­но­мор­ским под­ня­ти­ем, ко­то­рое вы­ра­же­но в струк­ту­ре фун­да­мен­та и в под­вод­ном рель­е­фе в ви­де под­ня­тий Ан­д­ру­со­ва и Ар­хан­гель­ско­го (про­тя­ги­ва­ют­ся с юго-вос­то­ка от Си­но­па на се­ве­ро-за­пад до вы­сту­па Крым­ско­го п-ова). Цен­траль­но­чер­но­мор­ское под­ня­тие под­сти­ла­ет­ся кон­ти­нен­таль­ной зем­ной ко­рой с мощ­но­стью оса­доч­но­го чех­ла 5–9 км. В За­пад­но-Чер­но­мор­ской впа­ди­не мощ­ность осад­ков дос­ти­га­ет 15 км (стра­ти­гра­фич. диа­па­зон – от ниж­не­го ме­ла до чет­вер­тич­ной сис­те­мы), в Вос­точ­но-Чер­но­мор­ской впа­ди­не – не пре­вы­ша­ет 10 км (оса­доч­ный раз­рез на­чи­на­ет­ся с па­лео­це­на). При­ро­да впа­дин свя­зы­ва­ет­ся с риф­тин­гом кон­ти­нен­таль­ной ко­ры и со спре­дин­гом океа­нич. ко­ры в за­ду­го­вых бас­сей­нах, воз­ник­ших в пе­ри­фе­рич. час­ти океа­на Не­оте­тис в ты­лу вул­ка­нич. ду­ги, ко­то­рая про­тя­ги­ва­лась вдоль юж. ок­раи­ны Ев­ра­зий­ской ли­то­сфер­ной пли­ты. Риф­тинг и спре­динг за­кон­чи­лись на за­па­де в на­ча­ле позд­не­го ме­ла (се­но­ман), на вос­то­ке – в сред­нем эо­це­не, по­сле че­го впа­ди­ны объ­е­ди­ни­лись. Счи­та­ет­ся, что пер­во­на­чаль­но об­ра­зо­вав­ший­ся бас­сейн был мел­ко­вод­ным, в плио­це­не про­изош­ло его уг­луб­ле­ние. Вдоль крым­ско-кав­каз­ской ок­раи­ны Ч. м. про­тя­ги­ва­ет­ся по­яс сейс­мич­но­сти, при­ро­да ко­то­ро­го обу­слов­ле­на над­ви­га­ни­ем склад­ча­тых зон Крым­ско­го п-ова и Кав­ка­за на впа­ди­ну мо­ря. В глу­бо­ко­вод­ной час­ти Ч. м. рас­про­стра­не­ны пе­ли­то­вые илы, мел­ко­зер­ни­стые пес­ки, алев­ри­ты; по на­прав­ле­нию к ма­те­ри­ко­во­му скло­ну они сме­ня­ют­ся круп­но­зер­ни­сты­ми пес­ка­ми, гру­бо­об­ло­моч­ны­ми от­ло­же­ния­ми. На глу­би­нах до 2000 м встре­че­ны от­ло­же­ния муть­е­вых по­то­ков (тур­би­ди­ты). Осн. по­лез­ные ис­ко­пае­мые – нефть и при­род­ный го­рю­чий газ (в сев.-зап. час­ти), при­бреж­ные рос­сы­пи ти­та­но­маг­не­ти­то­вых пес­ков (Та­ман­ский п-ов, по­бе­ре­жье Кав­ка­за).

Климат

Ч. м., ок­ру­жён­ное боль­ши­ми про­стран­ст­ва­ми су­ши, от­ли­ча­ет­ся кон­ти­нен­таль­ны­ми чер­та­ми кли­ма­та, про­яв­ляю­щи­ми­ся в боль­ших се­зон­ных ко­ле­ба­ни­ях темп-ры воз­ду­ха. Ха­рак­тер при­бреж­но­го рель­е­фа су­ши фор­ми­ру­ет кли­ма­тич. осо­бен­но­сти от­дель­ных рай­онов мо­ря. В сев.-зап. час­ти, от­кры­той для сев. возд. масс, в зна­чит. сте­пе­ни про­яв­ля­ет­ся кон­ти­нен­таль­ный кли­мат с хо­лод­ной зи­мой и су­хим жар­ким ле­том, в юго-вост. час­ти, за­щи­щён­ной гор­ным мас­си­вом, – суб­тро­пич. кли­мат с обиль­ны­ми осад­ка­ми, тё­п­лой зи­мой и влаж­ным ле­том. Зи­мой при втор­же­нии возд. масс из Сев. Ат­лан­ти­ки раз­ви­ва­ет­ся ак­тив­ная ци­кло­нич. дея­тель­ность со шква­ли­сты­ми вет­ра­ми и ат­мо­сфер­ны­ми осад­ка­ми. Над мо­рем час­ты втор­же­ния хо­лод­но­го арк­тич. воз­ду­ха с сев.-вост. вет­ра­ми, ино­гда дос­ти­гаю­щи­ми си­лы штор­ма. Осо­бен­но мощ­но в рай­оне Но­во­рос­сий­ска про­яв­ля­ет­ся бо­ра, по­вто­ряе­мо­стью до 20 раз и бо­лее в го­ду, пре­им. зи­мой, ско­рость вет­ра дос­ти­га­ет 30–40 м/с. При ос­лаб­ле­нии сев.-вост. вет­ров над мо­рем про­хо­дят сре­ди­зем­но­мор­ские ци­кло­ны, при­но­ся­щие не­ус­той­чи­вую по­го­ду с тё­п­лы­ми юго-зап. вет­ра­ми. Темп-ра воз­ду­ха зи­мой от –2 до –4 °С на се­ве­ро-за­па­де, ок. 0 °C на се­ве­ро-вос­то­ке и до 4–5 °С на юго-вос­то­ке. Ле­том над мо­рем пре­об­ла­да­ют сла­бые вет­ры с се­ве­ро-за­па­да и ус­та­нав­ли­ва­ет­ся яс­ная, су­хая, жар­кая по­го­да, тем­пе­ра­тур­ное по­ле бо­лее од­но­род­но, в ср. от 22–23 °С на за­па­де до 24–25 °С на вос­то­ке. Ат­мо­сфер­ные осад­ки по мо­рю рас­пре­де­ле­ны край­не не­рав­но­мер­но. Наи­боль­шее их ко­ли­че­ст­во вы­па­да­ет в рай­оне Ба­ту­ми (до 2500 мм/год) и По­ти (1600 мм/год). На Юж. бе­ре­гу Кры­ма го­до­вой слой осад­ков 600–700 мм, на сев.-зап. по­бе­ре­жье ок. 300 мм.

Гидрологический режим

В Ч. м. впада­ют круп­ные ре­ки Ду­най, Днепр, Днестр и бо­лее мел­кие – Юж. Буг (на се­ве­ре), Мзым­та, Псоу, Бзыбь, Рио­ни, Ко­дор, Ин­гу­ри (на вос­то­ке), Чо­рох, Кы­зы­лыр­мак, Ешильыр­мак, Са­ка­рья (на юге), Кам­чия, Ве­ле­ка (на за­па­де). До 80% пре­сно­го сто­ка при­но­сят Ду­най (200 км3/год), Днепр (50 км3/год) и Днестр (10 км3/год). Сум­мар­но ре­ки при­но­сят в мо­ре еже­год­но в ср. 346 км3 пре­сной во­ды. Наи­боль­шая часть реч­но­го сто­ка при­хо­дит­ся на вре­мя ве­сен­не­го по­ло­во­дья. Осе­нью реч­ной сток ми­ни­ма­лен. Во­до­об­мен че­рез прол. Бос­фор, в по­верх­но­ст­ном слое ко­то­ро­го те­че­ние на­прав­ле­но в Мра­мор­ное м. (вы­но­сит 340–360 км3/год), а в при­дон­ном – в Ч. м. (ок. 170 км3/год). Вет­ро­вое вол­не­ние в за­ви­си­мо­сти от вет­ро­вой об­станов­ки наи­бо­лее силь­но раз­ви­ва­ет­ся в осен­не-зим­нее вре­мя. В за­ви­си­мо­сти от ско­ро­сти вет­ра и дли­ны раз­го­на пре­об­ла­да­ют вол­ны высотой 1–3 м. В от­кры­том мо­ре макс. высота вол­ны дос­ти­га­ет 11 м. Са­мое сла­бое вол­не­ние от­ме­ча­ет­ся в юго-зап. и юго-вост. об­лас­тях, где прак­ти­че­ски не бы­ва­ет волн высо­той бо­лее 3 м.

Уро­вень мо­ря из­ме­ня­ет­ся под дей­ст­ви­ем сгон­но-на­гон­ных яв­ле­ний, се­зон­ных ко­ле­ба­ний пре­сно­го сто­ка, при­лив­ных и сей­ше­вых воз­му­ще­ний. Наи­боль­шей ве­ли­чи­ны дос­ти­га­ют сгон­но-на­гон­ные ко­ле­ба­ния, пре­вы­шаю­щие 1 м в зап. и сев.-зап. рай­онах при со­от­вет­ст­вую­щей вет­ро­вой об­ста­нов­ке. У бе­ре­гов Кры­ма и Кав­ка­за на­го­ны ред­ко дос­ти­га­ют 30–40 см. Сей­ше­вые ко­ле­ба­ния обыч­но не пре­вы­ша­ют 10 см. При­ли­вы не­пра­виль­ные по­лу­су­точ­ные, ве­ли­чи­на их со­став­ля­ет неск. сан­ти­мет­ров, по­это­му в прак­тич. пла­не они не­за­мет­ны на фо­не др. ко­ле­ба­ний.

В Ч. м. от­ме­ча­ет­ся ци­кло­нич. ха­рак­тер цир­ку­ля­ции. Осн. чер­но­мор­ское те­че­ние ши­ро­кой лен­той (40–80 км) опо­ясы­ва­ет ак­ва­то­рию мо­ря про­тив ча­со­вой стрел­ки, по­вто­ряя кон­ту­ры ма­те­ри­ко­во­го скло­на, со ско­ро­стя­ми 40–50 см/с, в стреж­не до 100 см/с и бо­лее. Внут­ри это­го коль­ца су­ще­ст­ву­ют ещё два са­мо­стоя­тель­ных ци­кло­нич. кру­го­во­ро­та в зап. и вост. час­тях мо­ря.

Еже­год­но в сев.-зап. час­ти мо­ря в уз­кой при­бреж­ной по­ло­се, где на мел­ко­во­дьях про­ис­хо­дит силь­ное вы­хо­ла­жи­ва­ние, соз­да­ют­ся ус­ло­вия для кри­стал­ли­за­ции и су­ще­ст­во­ва­ния льда. Да­же в су­ро­вые зи­мы пло­щадь ле­дя­но­го по­кро­ва ред­ко пре­вы­ша­ет 5%, а обыч­но это 0,5–1,5% всей ак­ва­то­рии. Толь­ко в очень хо­лод­ные зи­мы при­пай рас­про­стра­ня­ет­ся до г. Кон­стан­ца, а пла­ву­чий лёд дос­ти­га­ет Бос­фо­ра. Та­кое про­ис­хо­дит при­мер­но 3 раза за 100 лет. Обыч­но льдо­об­ра­зо­ва­ние на­чи­на­ет­ся в се­ре­ди­не де­каб­ря и раз­ви­ва­ет­ся до фев­ра­ля. В мар­те – ап­ре­ле лёд та­ет и пол­но­стью ис­че­за­ет. Про­дол­жи­тель­ность ле­до­во­го се­зо­на силь­но ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий кон­крет­ной зи­мы от 130 сут в очень су­ро­вые зи­мы до 40 сут в мяг­кие. Тол­щи­на льда обыч­но ок. 15 см, ино­гда до­хо­дит до 50 см.

Темп-ра во­ды зи­мой от –0,5 до 0 °С у по­бе­ре­жий сев.-зап. час­ти до 7–8 °С в центр. рай­онах и 9–10 °С в юго-вост. час­ти. Ле­том по­всю­ду по­верх­но­ст­ный слой про­грет до 23–26 °С. Та­кие вы­со­кие темп-ры ха­рак­тер­ны толь­ко для верх­него 10–12-мет­ро­во­го слоя. С рос­том глу­би­ны темп-ра умень­ша­ет­ся, дос­ти­гая 8 °С на го­ри­зон­те 60 м. От это­го уров­ня и до при­мер­но 100 м ле­том рас­по­ла­га­ет­ся хо­лод­ный про­ме­жу­точ­ный слой. Осн. мас­са во­ды глуб­же 100–150 м име­ет темп-ру 8,5–9,2 °С.

Со­лё­ность на по­верх­но­сти б. ч. ак­ва­то­рии из­ме­ня­ет­ся в пре­де­лах 17,5–18,3‰. Са­мые низ­кие её зна­че­ния от­ме­ча­ют­ся в при­ус­ть­е­вых рай­онах круп­ных рек (от 2 до 10‰). С уве­ли­че­ни­ем глу­би­ны от 100 м и глуб­же со­лё­ность рас­тёт и в при­дон­ных сло­ях дос­ти­га­ет 22,0–22,4‰.

Свое­об­ра­зие гид­ро­хи­мич. струк­ту­ры вод Ч. м. за­клю­ча­ет­ся в по­сто­ян­ном су­ще­ст­во­ва­нии ядо­ви­то­го се­ро­во­до­род­но­го за­ра­же­ния глу­бин­ных вод. Наи­боль­шее на­сы­ще­ние ки­сло­ро­дом (бо­лее 8 мл/л) на­блю­да­ет­ся на го­ри­зон­те 25 м, а глуб­же со­дер­жа­ние ки­сло­ро­да умень­ша­ет­ся до пол­но­го ис­чез­но­ве­ния на 150–160 м. На этих же го­ри­зон­тах об­на­ру­жи­ва­ет­ся при­сут­ст­вие се­ро­во­до­ро­да, и его кон­цен­тра­ция не­пре­рыв­но уве­ли­чи­ва­ет­ся до дна, где со­став­ля­ет 8–10 мл/л. Слой, в ко­то­ром по­яв­ля­ет­ся се­ро­во­до­род, счи­та­ет­ся гра­ни­цей аэроб­ной жиз­ни.

История исследования

Ч. м. слу­жи­ло ожив­лён­ным мор. пу­тём, хо­ро­шо из­вест­ным фи­ни­кий­цам и гре­кам. В 3 в. до н. э. гре­ка­ми со­став­ле­на пер­вая кар­та Ч. м. С кон. 9 в. н. э. оно ис­поль­зо­ва­лось для пла­ва­ния из Бал­тий­ско­го м. в Ви­зан­тию (часть пу­ти «из ва­ряг в гре­ки»). Изу­че­ние и на­уч. ос­вое­ние Ч. м. ве­дёт­ся с нач. 19 в. Пер­вая рус. экс­пе­ди­ция Г. П. Ман­га­на­ры про­из­ве­ла съём­ку бе­ре­гов, про­ме­ры глу­бин, изу­че­ние грун­та, на ос­но­ве че­го бы­ли со­став­ле­ны ло­ция и кар­та Ч. м. В по­сле­дую­щем та­кие ра­бо­ты по­вто­ря­лись мн. гид­ро­гра­фич. экс­пе­ди­ция­ми, ко­то­рые про­во­ди­ли так­же на­блю­де­ния над темп-рой во­ды и те­че­ния­ми. В 1842 в Рос­сии был из­дан пер­вый ат­лас глу­бин (до 180 м), грун­тов и те­че­ний. Боль­шое зна­че­ние име­ли ис­сле­до­ва­ния в 1881–82 С. О. Ма­ка­ро­вым прол. Бос­фор, в ко­то­ром бы­ло ус­та­нов­ле­но двух­слой­ное те­че­ние. В 1891 экс­пе­ди­ци­ей на су­дах «До­нец» и «За­по­ро­жец» под рук. И. Б. Шпинд­ле­ра вы­пол­не­ны глу­бо­ко­вод­ные на­блю­де­ния и об­на­ру­жен се­ро­во­до­род.

Хозяйственное использование

Про­мы­сло­вое зна­че­ние в Ч. м. име­ют ок. 20% ви­дов рыб: шпрот, кам­ба­ла, быч­ки, ке­фаль, хам­са, пе­ла­ми­да, став­ри­да, сель­ди, осет­ро­вые и др. В кон. 20 – нач. 21 вв. рыб­ный про­мы­сел зна­чи­тель­но со­кра­тил­ся вслед­ст­вие пе­ре­ло­ва ры­бы и ухуд­ше­ния эко­ло­гич. со­стоя­ния мо­ря. Зна­чит. про­бле­му пред­став­ля­ют за­пре­щён­ное дон­ное тра­ле­ние и бра­конь­ер­ст­во, осо­бен­но в от­но­ше­нии осет­ро­вых. Раз­ви­ва­ет­ся ис­кус­ст­вен­ное раз­ве­де­ние уст­риц и ми­дий.

Для эко­но­ми­ки го­су­дарств, омы­вае­мых во­да­ми Ч. м., боль­шое зна­че­ние име­ют мор. пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров и гру­зов. Тан­ке­ры обес­пе­чи­ва­ют экс­порт неф­ти и неф­те­про­дук­тов из пор­тов Рос­сии (Но­во­рос­сий­ска и Ту­ап­се), Гру­зии (Ба­ту­ми). По дну мо­ря про­ло­жены глу­бо­ко­вод­ные га­зо­про­воды «Го­лу­бой по­ток» и «Турецкий по­ток», со­еди­няю­щие Рос­сию и Тур­цию. Пропускная способность (мощность) газопроводов 16 млрд. м³ и 31,5 млрд. м³ газа в год. По­ми­мо за­ни­маю­щих глав­ное ме­сто в экс­пор­те неф­ти и неф­те­про­дук­тов, вы­во­зят­ся ру­ды, ме­талл, це­мент, зер­но. Осн. объ­ё­мы вво­за при­хо­дят­ся на ру­ды цвет­ных ме­тал­лов, ме­талл, са­хар и др. про­дук­ты пи­та­ния, ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние. По Ч. м. транс­пор­ти­ру­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ст­во гру­зов внут­ри Рос­сии, при этом ис­поль­зу­ют­ся свя­зан­ные с ним Вол­го-Дон­ской ка­нал (со­еди­ня­ет Ч. м. с Вол­гой и Кас­пий­ским м.), Вол­го-Бал­тий­ский вод­ный путь и Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­нал (с Бал­тий­ским м. и Бе­лым м.). Боль­шой по­ток гру­зов из Бал­кан­ских стран идёт к Ч. м. по Ду­наю, ко­то­рый че­рез сис­те­му ка­на­лов со­еди­нён с Се­вер­ным мо­рем. Координацию хозяйств. использования Ч. м. осуществляет орг-ция Черномор­ское эко­номич. сотрудничество, со­здан­ная 25.6.1992 (в составе – 12 стран).

Круп­ные пор­ты: Бур­гас, Вар­на (Бол­га­рия), Кон­стан­ца (Ру­мы­ния), Южный, Черноморск, Одес­са, Ни­ко­ла­ев (Ук­раи­на), Но­во­рос­сийск, Се­ва­сто­поль, Со­чи, Ту­ап­се (Рос­сия), Ба­ту­ми, По­ти (Гру­зия), Си­ноп, Траб­зон (Тур­ция).

Через Керченский пролив построен Крымский мост общей протяжённостью 19 км, соединяющий Керченский и Таманский п-ова, состоящий из 2-х параллельных мостов – автодорожного (открыт 15.5.2018) и железнодорожного (23.12.2019).

К круп­ней­шим ку­рорт­ным рай­онам от­но­сят: Юж. бе­рег Кры­ма (Ял­та, Алуш­та, Су­дак, Кок­те­бель, Фео­до­сия и др.), Чер­но­мор­ское по­бе­ре­жье Кав­ка­за (Ана­па, Ге­ленд­жик, Со­чи и др. в Рос­сии; Га­гра, Пи­цун­да, Су­хум и др. в Аб­ха­зии; Ба­ту­ми, По­ти и др. в Гру­зии), Чер­но­мор­ское по­бе­ре­жье Бол­га­рии (Зо­ло­тые Пес­ки и Сол­неч­ный Бе­рег) и Ру­мы­нии (Ма­мая, Эфо­рия).

Экологическая ситуация

Боль­шое зна­че­ние име­ет ох­ра­на вод Ч. м. Эко­ло­гич. со­стоя­ние Ч. м. за по­след­нее де­ся­ти­ле­тие ухуд­ши­лось не­смот­ря на сни­же­ние эко­но­мич. ак­тив­но­сти при­чер­но­мор­ских стран, оно рас­смат­ри­ва­ет­ся как од­но из са­мых гряз­ных мо­рей в ми­ре. В наи­боль­шей сте­пе­ни мо­ре за­гряз­ня­ет­ся неф­тью и неф­те­про­дук­та­ми, фе­но­ла­ми и де­тер­ген­та­ми. За­гряз­не­ны неф­тью зап. часть мо­ря, на ко­то­рую при­хо­дит­ся наи­боль­ший объ­ём тан­кер­ных пе­ре­во­зок, и ак­ва­то­рии пор­тов. За­гряз­не­ние впа­даю­щих в мо­ре рек, осо­бен­но сто­ка­ми с по­лей, со­дер­жа­щи­ми нит­ра­ты и фос­фа­ты, вле­чёт за со­бой эв­тро­фи­ка­цию вод мо­ря, бур­ный рост фи­то­планк­то­на («цве­те­ние» мо­ря – ин­тен­сив­ное раз­ви­тие си­не­зе­лё­ных во­до­рос­лей), умень­ше­ние про­зрач­но­сти вод, ги­бель мно­го­кле­точ­ных во­до­рос­лей. 20 стран Ев­ро­пы осу­ще­ст­в­ля­ют сброс не­очи­щен­ных или не­дос­та­точ­но очи­щен­ных сточ­ных вод в мо­ре, в т. ч. че­рез Ду­най, Прут и Днепр в сев.-зап. мел­ко­вод­ную часть, где рас­по­ло­же­ны осн. не­рес­ти­ли­ща. На­блю­да­ет­ся из­ме­не­ние со­ста­ва, умень­ше­ние ко­ли­че­ст­ва осо­бей и му­та­ция вод­но­го ми­ра под воз­дей­ст­ви­ем ан­тро­по­ген­ных фак­то­ров (в т. ч. за­ме­на ко­рен­ных ви­дов при­род­но­го ми­ра эк­зо­ти­че­ски­ми).

Бол­га­ри­ей, Гру­зи­ей, Рос­си­ей, Ру­мы­ни­ей, Тур­ци­ей и Ук­раи­ной под­пи­сан ряд ме­ж­ду­нар. до­ку­мен­тов, ре­гу­ли­рую­щих во­про­сы ох­ра­ны и за­щи­ты Ч. м. от за­гряз­не­ния. 31 окт. в стра­нах Чер­но­мор­ско­го ре­гио­на от­ме­ча­ет­ся Ме­ж­ду­нар. день Ч. м., про­во­дят­ся эко­ло­гич. ак­ции, в т. ч. кам­па­ния по очи­ст­ке пля­жей.

Лит.: Фи­лип­пов Д. М. Цир­ку­ля­ция и струк­ту­ра вод Чер­но­го мо­ря. М., 1968; Гон­ча­ров В. П., Не­проч­нов Ю. П., Не­проч­но­ва А. Ф. Рель­еф дна и глу­бин­ное строе­ние Чер­но­мор­ской впа­ди­ны. М., 1972; Сте­па­нов В. Н., Ан­д­ре­ев В. Н. Чер­ное мо­ре. Л., 1981; Со­ро­кин Ю. И. Чер­ное мо­ре: При­ро­да, ре­сур­сы. М., 1982; Доб­ро­воль­ский А. Д., За­ло­гин Б. С. Мо­ря СССР. М., 1982; Бир­кун А. А. мл., Кри­во­хи­жин С. В. Зве­ри Чер­но­го мо­ря. Сим­фе­ро­поль, 1996; За­ло­гин Б. С., Ко­са­рев А. Н. Мо­ря. М., 1999; Зай­цев Ю. П., По­ли­кар­пов Г. Г. Эко­ло­ги­че­ские про­цес­сы в кри­ти­че­ских зо­нах Чер­но­го мо­ря: Син­тез ре­зуль­та­тов двух на­прав­ле­ний ис­сле­до­ва­ний с се­ре­ди­ны XX до на­ча­ла XXI ве­ков // Мор­ской эко­ло­ги­че­ский жур­нал. 2002. Т. 1. Вып. 1. Система Черного моря = The Black sea system: [монография] /  ответств. редактор: А. П. Лисицын; Российская академия наук, Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН]. М., 2018 - 806 с.

  • ЧЁРНОЕ МО́РЕ средиземное море Атлантического ок., между юго-вост. частью Европы и п-овом Малая Азия (2017)
Вернуться к началу