Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЮ́РНБЕРГ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Вишлёв (история), В. Н. Стрелецкий /2013/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/
Фото Manfred Braun Нюрнберг. Вид исторического центра города.

НЮ́РНБЕРГ (Nürnberg), го­род на юге Гер­ма­нии, в сев. час­ти зем­ли Ба­ва­рия. Вто­рой (по­сле Мюн­хе­на) по чис­лу жи­те­лей и эко­но­мич. зна­че­нию го­род Ба­ва­рии, круп­ней­ший куль­тур­ный центр ис­то­ри­ко-куль­тур­ной обл. Фран­ко­ния. Нас. 519,5 тыс. чел. (2019); с го­ро­да­ми Эр­лан­ген, Фюрт, Шва­бах и др. об­ра­зу­ет по­ли­цен­три­че­скую гор. аг­ло­ме­ра­цию Нюрн­берг – Эр­лан­ген с нас. ок. 1,2 млн. чел. Рас­по­ло­жен на р. Пег­ниц, сли­ваю­щей­ся близ зап. ок­раи­ны го­ро­да с р. Ред­ниц в р. Рег­ниц (ле­вый при­ток Май­на); рус­ла этих рек ка­на­ли­зо­ва­ны, вхо­дят в сис­те­му ка­на­ла Майн-Ду­най (Ев­ро­пей­ский ка­нал). Круп­ный транс­порт­ный узел. В Н. пе­ре­се­ка­ют­ся 4 фе­де­раль­ные ав­то­ма­ги­ст­ра­ли: Дюс­сель­дорф – Кёльн – Франк­фурт-на-Май­не – Вюрц­бург – Нюрн­берг – Ре­генс­бург – Пас­сау, Са­ар­брюк­кен – Ман­гейм – Хай­льб­ронн – Нюрн­берг – Ам­берг, Бер­лин – Лейп­циг – Нюрн­берг – Ин­голь­штадт – Мюн­хен, Нюрн­берг – Эр­лан­ген – Бам­берг – Ко­бург – Зуль и 5 ско­ро­ст­ных фе­де­раль­ных ав­то­трасс. Че­рез го­род про­хо­дят ж.-д. ма­ги­ст­ра­ли на Франк­фурт-на-Май­не, Бер­лин, Пра­гу, Ве­ну, Мюн­хен, Штут­гарт, а так­же несколько же­лез­ных до­рог ре­гио­наль­но­го зна­че­ния. Н. – один из глав­ных в стра­не ж.-д. уз­лов вы­со­ко­ско­рост­но­го пас­са­жир­ско­го со­об­ще­ния. Порт на ка­на­ле Майн-Ду­най (от г. Бам­берг на р. Майн до г. Кель­хайм на р. Ду­най; от­крыт в 1992, дли­на 171 км). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. А. Дюрера (в 7 км к се­ве­ру от цен­тра Н.; 4,1 млн. пасс. в 2019). Гор. элек­трич­ки (S-Bahn); мет­ро­по­ли­тен (3 ли­нии, од­на из них со­еди­ня­ет Н. с г. Фюрт). Н. – один из герм. го­ро­дов с наи­бо­лее ин­тен­сив­ным ве­ло­си­пед­ным дви­же­ни­ем.

История

Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в письм. ис­точ­ни­ках 16.7.1050 под назв. Но­рен­берк (No­renberc). В 1062 по­лу­чил пра­во на про­ве­де­ние яр­ма­рок. Во 2-й пол. 12 в. пфальц рим. ко­ро­ля и герм. имп. Фрид­ри­ха I Бар­ба­рос­сы. В 1200 Н. да­ро­ва­но гор. пра­во, в 1219 – ста­тус им­пер­ско­го го­ро­да. С 14 в. Н. – один из важ­ней­ших по­ли­тич. цен­тров Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии герм. на­ции (в со­от­вет­ствии с Зо­ло­той бул­лой 1356 имп. Кар­ла IV ка­ж­дый вновь из­бран­ный герм. им­пе­ра­тор был обя­зан про­во­дить в Н. свой пер­вый рейхс­таг; в 1424–1796 в Н. хра­ни­лись ин­сиг­нии герм. им­пе­ра­то­ров), а так­же круп­ный центр ре­мес­ла и тор­гов­ли, иг­рав­ший зна­чит. роль в по­сред­нич. тор­гов­ле ме­ж­ду Южной Гер­ма­ни­ей и Ита­ли­ей. Управ­ле­ние го­ро­дом с 1427 на­хо­ди­лось в ру­ках бо­га­тых ку­печ. ро­дов. По ре­зуль­та­там вой­ны за ланд­схут­ское на­след­ст­во 1504–05 под власть Н. пе­ре­шёл (окон­ча­тель­но в 1520) ряд тер­ри­то­рий Курп­фаль­ца с го­ро­да­ми Фель­ден, Ла­уф, Хер­сб­рук, Альт­дорф. С начала 15 в. зна­чит. куль­тур­ный центр; здесь жи­ли и ра­бо­та­ли: гу­ма­ни­сты В. Пирк­хей­мер, Ф. Ме­ланх­тон и др.; ху­дож­ни­ки А. Дю­рер, Ф. Штос и др.; ас­тро­ном и ма­те­ма­тик Ре­гио­мон­тан (И. Мюл­лер; в 1471 ос­но­вал в Н. од­ну из пер­вых ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рий Ев­ро­пы). В 15–16 вв. Н. – центр ис­кус­ст­ва мей­стер­зин­ге­ров (центр. фи­гу­ра – Ганс Сакс). В 16 в. один из цен­тров но­то­пе­ча­та­ния в Гер­ма­нии [в 1524 здесь из­дан пер­вый в ис­то­рии сб-к про­тес­тант­ских хо­ра­лов – «Achtliederbuch» («Кни­га вось­ми пе­сен»), 4 из ко­то­рых при­пи­сы­ва­ют­ся М. Лю­те­ру]. В 15–17 вв. Н. – центр кси­ло­гра­фии (А. Дю­рер и др.), юве­лир­но­го де­ла (се­мья Ям­ни­цер).

Церковь Либфрауэнкирхе. 1352–58.

В 1524/25 Н. од­ним из пер­вых им­пер­ских го­ро­дов при­сое­ди­нил­ся к Ре­фор­ма­ции. С пе­ре­ме­ще­ни­ем тор­го­вых пу­тей в 16 в. на­чал­ся эко­но­мич. упа­док го­ро­да. В го­ды Три­дца­ти­лет­ней вой­ны 1618– 48 в Н. бы­ли рас­квар­ти­ро­ва­ны швед. вой­ска, го­род вы­дер­жал дли­тель­ную оса­ду им­пер­ской ар­мии, од­на­ко в фи­нан­со­вом от­но­ше­нии был пол­ностью ра­зо­рён и окон­ча­тель­но ут­ра­тил зна­че­ние эко­но­мич. цен­тра. В 1796 за­хва­чен и раз­граб­лен франц. вой­ска­ми, в 1806 во­шёл в со­став ко­ро­лев­ст­ва Ба­ва­рия. В 19 в., осо­бен­но по­сле строи­тель­ст­ва пер­вой в Гер­ма­нии ж. д. Нюрн­берг – Фюрт (1835), на­ча­лось эко­но­мич. воз­ро­ж­де­ние го­ро­да. В 1841 пред­при­ни­мате­лем Й. Ф. Клет­том в Н. ос­но­ва­но ста­ле­ли­тей­ное и ма­ши­но­стро­ит. пред­при­ятие, из ко­то­ро­го по­сле объ­е­ди­не­ния в 1898 с аугс­бург­ской ма­ши­но­стро­ит. ком­па­ни­ей вы­рос круп­ный кон­церн «Mas­chi­nenfabrik Augsburg – Nürn­berg» (MAN). К нач. 20 в. го­род стал од­ним из ве­дущих на юге стра­ны цен­тров фаб­рич­но-за­во­дской ин­ду­ст­рии; осо­бен­но ве­ли­ко бы­ло его зна­че­ние как цен­тра ло­ко­мо­ти­во- и ва­го­но­строе­ния (на­ча­то в сер. 19 в.), элек­тро­тех­нич. пром-сти (за­ро­ди­лась в 1870-е гг.), про­из-ва па­ро­вых кот­лов, тур­бин, гид­ро­на­со­сов, мос­то­вых ферм, др. про­дук­ции. С 1927 в Н. про­во­ди­лись парт. съез­ды На­цио­нал-со­циа­ли­сти­че­ской не­мец­кой ра­бо­чей пар­тии (НСДАП; см. Нюрн­берг­ские съез­ды). По­сле ус­та­нов­ле­ния в Гер­ма­нии на­ци­ст­ско­го ре­жи­ма ме­сто при­ня­тия в 1935 анти­се­мит­ских Нюрн­берг­ских за­ко­нов. С кон. 1930-х гг. круп­ный центр во­ен. пром-сти (бро­не­тан­ко­вой, авиа­ци­он­ной, про­из-ва ар­тил­ле­рий­ско­го и стрел­ко­во­го ору­жия, взрыв­ча­тых ве­ществ, ди­зель­ных мо­то­ров для под­вод­ных ло­док); в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны св. 40% всех тан­ков «Пан­те­ра» про­из­ве­де­но на за­во­де MAN в Н. 2.1.1945 ис­то­рич. часть го­ро­да бы­ла прак­ти­че­ски пол­но­стью раз­ру­ше­на в ре­зуль­та­те на­лё­та анг­ло-амер. авиа­ции, го­род силь­но по­стра­дал так­же в хо­де взя­тия его со­юз­нич. вой­ска­ми в апреле 1945. По окон­ча­нии вой­ны во­шёл в амер. зо­ну ок­ку­па­ции Гер­ма­нии; ме­сто ра­бо­ты Ме­ж­ду­нар. во­ен. три­бу­на­ла, су­див­ше­го на­ци­ст­ских во­ен. пре­ступ­ни­ков (см. Нюрн­берг­ские про­цес­сы 1945–49). С 1949 в со­ста­ве ФРГ. Круп­ные во­ен. за­во­ды Н. в по­сле­во­ен­ные го­ды бы­ли де­мон­ти­ро­ва­ны; в 1950–70-е гг. бы­ст­ро раз­ви­ва­лись об­щее и транс­порт­ное ма­ши­но­строе­ние, элек­тро­тех­нич., ра­дио­тех­нич. и элек­трон­ная пром-сть. В по­след­ней четв. 20 в. в струк­ту­ре пром-сти силь­но вы­рос­ла до­ля вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных и нау­ко­ём­ких про­из­водств.

Архитектура

Дом-музей А. Дюрера. Сер. 15 в.

Ста­рый го­род с уз­ки­ми кри­вы­ми ули­ца­ми раз­де­лён р. Пег­ниц на рай­оны Зе­баль­дер­штадт на се­ве­ре и Ло­ренц­штадт на юге, об­не­сён­ные об­щей сте­ной (сев. часть ок. 1250, юж­ная – ок. 1320; рас­ши­ре­ны в 1377–1452; из 5,3 км стен со­хра­ни­лось 3,8 км; 5 гл. во­рот с баш­ня­ми 14–16 вв.) и рвом. Бе­ре­га ре­ки c ост­ро­ва­ми со­еди­ня­ют ста­рые мос­ты (т. н. Мост мяс­ни­ков, 1596–98, арх. Я. Вольф, и др.). У сев.-зап. час­ти гор. сте­ны на ска­ле рас­по­ло­жен зам­ко­вый ком­плекс (ук­ре­п­лён в 1538–45, итал. арх. А. Фа­цу­ни) с имп. зам­ком (Кай­зер­бург, ок. 1140–1190; 2-этаж­ная ро­ман­ская ча­сов­ня, 12 в., пе­ре­строе­на в 15 в.; т. н. Круг­лая баш­ня, 13 в., в 2001 от­кры­ты фун­да­мен­ты ок. 1000; му­зей зам­ка), зам­ком бург­гра­фа [Бург­гра­фен­бург (за­ло­жен в 1-й пол. 11 в.); 5-уголь­ная баш­ня (12 в.); т. н. Язы­че­ская баш­ня (баш­ня Св. Мар­га­ри­ты, ок. 1150; в ср. час­ти – ча­сов­ня Св. От­ма­ра и Св. Валь­пур­гии Хай­ден­хайм­ской); сто­ро­же­вая баш­ня Лу­гинс­ланд (1377)] и зер­но­хра­ни­ли­щем (1494–95, арх. Х. Бе­хайм; позд­нее имп. ко­нюш­ни; ны­не мо­ло­дёж­ное об­ще­жи­тие).

Центр Н. бо­гат па­мят­ни­ка­ми ста­рин­но­го зод­че­ст­ва 13–16 вв. (б. ч. ре­кон­ст­руи­ро­ва­на пос­ле 1945). На Глав­ной ры­ноч­ной пл. (Ха­уп­тмаркт) – Ра­ту­ша (1332–40, зод­чий Ф. Гросс; пе­ре­строе­на и рас­ши­ре­на в 1616–22, арх. Я. Вольф; вос­ста­нов­ле­на к 1963; при­строй­ка, вы­хо­дя­щая на пло­щадь, 1954–55), ка­то­лич. заль­ная ц. Бо­го­ма­те­ри [Либ­фрау­эн­кир­хе; 1352–58; на зап. фа­са­де – часы (1509) с ме­ха­низ­мом, в пол­день вос­про­из­во­дя­щим пред­став­ле­ние, на­по­ми­наю­щее о при­ня­тии Зо­ло­той бул­лы 1356], го­тич. фон­тан «Пре­крас­ный ко­ло­дец» с ка­мен­ной пи­ра­ми­дой (выс. 19 м) и 40 скульп­ту­ра­ми в 4 яру­са (ме­ж­ду 1370 и 1396, мас­тер Г. Ба­лье; ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1899–1903; ори­ги­нал – в Герм. нац. му­зее). Зна­чит. ин­те­рес пред­став­ля­ют ро­ман­ская ба­зи­ли­ка Св. Зе­баль­да и Ап. Пет­ра (ок. 1230–75; в 1309–45 рас­ши­ре­ны бо­ко­вые не­фы, до­бав­ле­ны го­тич. пор­та­лы; го­тич. заль­ный хор – 1361–79; на­вер­шия ба­шен 15 в.; вос­ста­нов­ле­на к 1979; вит­ра­жи 14 – нач. 16 вв., в т. ч. по ри­сун­кам А. Дю­ре­ра, Х. Кульм­ба­ха; над­гро­бие С. Шрей­ера, 1490–92, скульп­тор А. Крафт; ра­ка Св. Зе­баль­да, 1507–19, П. Фи­шер и сы­но­вья; Рас­пя­тие, 1520, скульп­тор Ф. Штос), го­тич. церк­ви – Св. Лав­рен­тия, с вы­со­ки­ми зап. баш­ня­ми (ок. 1250 – ок. 1380; зап. фа­сад с го­тич. ро­зой 1332 и рель­е­фа­ми ок. 1360; заль­ный вост. хор – 1439–77; вит­ра­жи 15 в.; под­ве­шен­ное пе­ред ал­та­рём де­рев. «Бла­го­ве­ще­ние», 1517–18, скульп­тор Штос; цер­ковь вос­ста­нов­ле­на к 1952), Св. Ека­те­ри­ны (1297; раз­ру­ше­на 2.5.1945, сохр. руи­ны), Св. Кла­ры (13 в.), Св. Иа­ко­ва (1289 – 14 в.), Св. Мар­ты (1385).

Сре­ди гражд. по­стро­ек 13–16 вв.: ро­ман­ская Во­дя­ная баш­ня (1320–25), гос­пи­таль (бо­га­дель­ня) Св. Ду­ха (1332–39, рас­ши­рен в 1506–11, арх. Х. Бе­хайм; во дво­ре – скульп­тур­ное Рас­пя­тие ра­бо­ты А. Краф­та; ны­не дом пре­ста­ре­лых), хра­ни­ли­ще для ви­на (1446–48; од­на из са­мых боль­ших фах­вер­ко­вых по­стро­ек Гер­ма­нии; ны­не сту­денч. об­ще­жи­тие); зда­ние та­мож­ни (Ма­ут­хал­ле; 1498–1502, арх. Бе­хайм); по­строй­ки ре­мес­лен­но­го дво­ра «Нюрн­берг». Пло­ща­ди ук­ра­ше­ны фон­та­на­ми: «Че­ло­век с гу­ся­ми» (ок. 1540), «Ку­пи­дон» (1549–57; оба – скульп­тор П. Ла­бен­вольф), «Фон­тан доб­ро­де­те­лей» (1584–89, скульп­то­ры Б. Вур­цель­бау­эр и Г. Ла­бен­вольф), «Неп­тун» [ус­та­нов­лен в 1962; по­вто­ря­ет скульп­тур­ный ан­самбль 1660–68, про­дан­ный в 1797 рос. имп. Пав­лу I (ны­не в Пе­тер­го­фе)], «Брач­ная ка­ру­сель» (1984, Ю. Ве­бер). Осо­бый ко­ло­рит го­ро­ду до­бав­ля­ют жи­лые зда­ния 13–17 вв. с вы­со­ки­ми ост­ро­ко­неч­ны­ми фрон­то­на­ми и обиль­ным де­ко­ром: ба­шен­ный дом «Нас­сау­эр-ха­ус» (ок. 1200; ажур­ный па­ра­пет, баш­ни и кров­ля – 1431–37), до­ма – А. Дю­ре­ра, уро­жен­ца Н. (сер. 15 в., ку­п­лен ху­дож­ни­ком в 1509; с 1825 Дом-му­зей Дю­ре­ра), Фем­бо (1591–1600, арх. Я. Вольф; эр­ке­ры, ба­роч­ный фрон­тон; ны­не Му­зей ис­то­рии го­ро­да, фон­тан «Апол­лон», 1532, скульп­тор П. Флёт­нер), В. То­п­ле­ра (1590–97). В сев.-вост. час­ти Ста­ро­го го­ро­да рас­по­ло­жен за­мок Тухер (1533; ны­не му­зей). Сре­ди па­мят­ни­ков в сти­ле ба­рок­ко – ц. Св. Эги­дия (1711–18, арх. Г. Трост), в сти­ле клас­си­циз­ма – ц. Св. Ели­за­ве­ты (1785–1903). В 19 – нач. 20 вв. во­круг Ста­ро­го го­ро­да по­строе­ны но­вые жи­лые квар­та­лы с ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой (Санкт-Йо­хан­нис, Галь­ген­хоф, Санкт-Йобст); нео­го­тич. гос­ти­ни­ца «Deu­tscher Kaiser» (1888–89); ж.-д. во­кзал (1844, пе­ре­стро­ен в сти­ле нео­барок­ко в 1900–06); Дво­рец пра­во­су­дия (1909–1916). Вы­ста­воч­ное зда­ние ас­со­циа­ции ис­кусств (1930-е гг., арх. О. Э. Швей­цер).

В юго-вост. час­ти Н. на­хо­дит­ся тер­ри­то­рия, на ко­то­рой про­во­ди­лись съез­ды НСДАП (ны­не му­зей под от­кры­тым не­бом); здесь рас­по­ла­га­лись Па­мят­ник пав­шим (1929), Зал и Аре­на Лу­ит­поль­да (1920-е гг.), не­до­стро­ен­ное зда­ние За­ла кон­грес­сов (1935–40, ар­хитекторы Л. Руфф и Ф. Руфф; ны­не Центр до­кумен­та­ции и зал Нюрн­берг­ско­го сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра), три­бу­на Цеп­пе­ли­на (1935–37, арх. А. Шпе­ер; ко­лон­на­да взо­рва­на в 1967), ка­зар­мы (1937–39) и др. Го­род ак­тив­но вос­ста­нав­ли­вал­ся по­сле раз­ру­ше­ний 1944–45; в 1957–90-е гг. воз­ве­дён го­род-спут­ник Лан­гвас­сер.

Па­мят­ни­ки: А. Дю­ре­ру (1830–40, скульп­тор К. Ра­ух), Г. Сак­су (1874), М. Бе­хай­му, имп. Виль­гель­му I.

Центры науки и культуры

Как центр выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния и НИОКР Н. ус­ту­па­ет со­сед­не­му Эр­лан­ге­ну. Гл. ву­зы: Ака­де­мия ху­до­жеств (ста­рей­шая в Гер­ма­нии, ос­но­ва­на в 1662), Ун-т при­клад­ных на­ук им. Г. С. Ома (1971), Выс­шая шко­ла му­зы­ки (2008), Университет им. Фридриха Александра Эрланген-Нюрнберг (1743). Гор. пуб­лич­ная б-ка Н. (ос­но­ва­на при Ра­ту­ше в 1370; ста­рей­шая из гор. биб­лио­тек в не­мец­ко­языч­ных стра­нах), гор. ар­хив (1865).

Н. – один из важ­ней­ших и тра­ди­ци­он­ных цен­тров нем. куль­ту­ры. Герм. нац. му­зей – круп­ней­ший ис­то­ри­ко-куль­тур­ный му­зей стра­ны (1852; с 1993 в но­вом зда­нии; ок. 1,2 млн. экс­по­на­тов; жи­во­пись, скульп­ту­ра 13–20 вв., де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное иск-во; кол­лек­ция ста­рин­ных муз. ин­ст­ру­мен­тов – од­на из наи­бо­лее пред­ста­ви­тель­ных в Ев­ро­пе; гло­бус, 1492, мас­тер М. Бе­хайм); его от­де­ле­ния – Му­зей ре­мес­ла (1869), за­мок Нойн­хоф на сев. ок­раи­не го­ро­да (15–16 вв.). Му­зеи: ес­теств. ис­то­рии (1884), герм. же­лез­ных до­рог (1899; круп­ней­ший му­зей транс­пор­та в ФРГ), гор. му­зей «Фем­бо­ха­ус» (1958, фран­кон­ская бы­то­вая куль­ту­ра, кол­лек­ции мо­нет, фа­ян­са), иг­руш­ки (1971; в зда­нии 17 в.; уни­каль­ное со­б­ра­ние иг­ру­шек со все­го ми­ра, нюрн­берг­ские иг­руш­ки с 14 в.), Но­вый му­зей иск-ва и ди­зай­на (2000) и др. Ху­дож. га­ле­рея (1967).

Оперный театр. 1903–05. Архитектор Г. Зелинг.

Гл. те­ат­раль­ная сце­на – Нюрн­берг­ский гос. те­атр (ос­но­ван в 1898), в его со­ста­ве – Опер­ный те­атр (зда­ние в юген­д­сти­ле, 1903–05, арх. Г. Зе­линг; не­од­но­крат­но пе­ре­страи­ва­лось). Те­ат­ры: дра­ма­тич. «Бур­гтеа­тр» (1979), ку­коль­ный и др. Ор­ке­ст­ры: Гос. фи­лар­мо­ни­че­ский (1968; кро­ме са­мо­сто­ят. вы­сту­п­ле­ний, уча­ст­ву­ет в пред­став­ле­ни­ях Нюрн­берг­ской опе­ры), Сим­фо­ни­че­ский (1946; совр. назв. с 1963). Кон­церт­ный зал «Мей­стер­зин­гер-хал­ле» (1961–63). С 1979 еже­год­но про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь ку­коль­ных те­ат­ров, с 1999 ка­ж­дые 2 го­да – Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь филь­мов о пра­вах че­ло­ве­ка «Пер­спек­ти­ва». Ме­ж­ду­нар. муз. фес­ти­ва­ли: «Ор­ган­ная не­де­ля» (еже­год­но с 1951), «Клас­си­ка на от­кры­том воз­ду­хе» (еже­год­но с 2000). Тра­ди­ци­он­но в Н. про­хо­дит ста­рей­шая (с 1628) и од­на из са­мых из­вест­ных в Гер­ма­нии ро­ж­де­ст­вен­ских яр­ма­рок (еже­год­но в но­яб­ре); с 1950 – круп­ней­шая в ми­ре Ме­ж­ду­нар. яр­мар­ка иг­ру­шек.

Спорт

Фут­боль­ный клуб «Нюрн­берг» (ос­но­ван в 1900) – 9-крат­ный чем­пи­он стра­ны (с 1920 по 1968) и 4-крат­ный об­ла­да­тель Куб­ка Гер­ма­нии (с 1935 по 2007). При­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на «Макс-Морлок-Штадионе» (ранее «Фран­кен­шта­ди­он»), где в 2006 про­хо­ди­ли мат­чи чем­пио­на­та ми­ра по фут­бо­лу. В 1883–1906 в Н. со­стоя­лись три круп­ных ме­ж­ду­нар. шах­мат­ных тур­ни­ра с уча­сти­ем силь­ней­ших шах­ма­ти­стов ми­ра. В 2001 на «Арене Нюрнберг» (открыта в 2001; вместимость  8238 зрителей; домашняя арена для хоккейного клуба «Нюрнберг Айс Тайгерс») проходили матчи чемпионата мира по хоккею с шайбой. С 2013 организуется турнир Женской теннисной ассоциации. Расположена гоночная трасса «Норисринг» (1947), с 1967 на ней проводится традиционная гонка («Норисринг Трофи»; до 1989  «200 миль Норисринга»). Ежегодно организуется шоссейная велогонка «Рунд ум ди Нюрнбергер Альтштадт» («Вокруг старого Нюрнберга» мужская с 1991, женская с 2001. 

Хозяйство

До­ля сфе­ры ус­луг в струк­ту­ре ВРП пре­вы­ша­ет 75%. Н. – круп­ный центр фи­нан­со­вых и де­ло­вых, транс­порт­но-ло­ги­стич. ус­луг, оп­то­вой и роз­нич­ной тор­гов­ли. Го­род име­ет об­ще­на­цио­наль­ное зна­че­ние как центр стра­хо­вых ус­луг; здесь раз­ме­ща­ют­ся од­на из круп­ней­ших стра­хо­вых кор­по­ра­ций стра­ны «Nürn­berger Versicherung» (за­ни­ма­ет ве­ду­щие по­зи­ции в сфе­ре стра­хо­ва­ния жиз­ни), круп­ные стра­хо­вые фир­мы «Ne­cker­mann Versicherungen», «Ergo Direkt Versicherungen», «UniVer­sa Versicherun­gen». Зна­чит. центр рек­лам­но­го биз­не­са, кон­сал­тин­го­вых, юри­ди­че­ских, бух­гал­тер­ских ус­луг, дистрибуции программного обеспечения. Нюрн­берг­ские ком­па­нии DATEV и «Triumph-Adler» – од­ни из наи­бо­лее из­вест­ных в Гер­ма­нии в сфе­ре под­го­тов­ки сис­тем управ­ле­ния до­ку­мен­та­ми и их обслуживания, об­ра­бот­ки дан­ных для ве­де­ния биз­не­са, кон­сал­тин­га.

Нюрн­берг­ская яр­мар­ка-вы­став­ка (ком­плекс «Messe Nürn­berg», 1974; пло­щадь па­виль­о­нов 180 тыс. м2, экс­по­зи­ций под от­кры­тым не­бом – св. 50 тыс. м2; еже­год­но в её рам­ках про­хо­дит св. 120 те­ма­тич. вы­ста­вок и яр­ма­рок, где уча­ст­ву­ют ок. 35 тыс. фирм-экс­по­нен­тов, бо­лее 1,5 млн. по­сети­те­лей, 2019) по совокупному объёму про­во­ди­мых опе­ра­ций за­ни­ма­ет 5-е ме­сто в ря­ду ана­логич­ных ме­ро­прия­тий, про­ходящих в стра­не (по­сле Франк­фурт­ской, Мюн­хен­ской, Бер­лин­ской и Кёльн­ской, 2018). Н. – тра­диц. ме­сто про­ве­де­ния на­уч. кон­фе­рен­ций и кон­грес­сов, съез­дов по­ли­тич. пар­тий и разл. об­ществ. ор­га­ни­за­ций (Кон­гресс-центр Н. рас­счи­тан на од­но­вре­мен­ный при­ём до 12,8 тыс. уча­ст­ни­ков).

Н. – круп­ней­ший в стра­не центр мар­ке­тин­го­вых ис­сле­до­ва­ний (здесь ра­бо­та­ет ка­ж­дый чет­вёр­тый в ФРГ спе­циа­лист в об­лас­ти мар­ке­тин­га). Ве­ду­щие уч­ре­ж­де­ния – круп­ней­шая в Гер­ма­нии ча­ст­ная мар­ке­тин­го­вая ком­па­ния GfK («Ge­sellschaft für Konsumforschung»), Ин-т ис­сле­до­ва­ний рын­ка тру­да (IAB), Ис­сле­до­ва­тель­ский ин-т проф. об­ра­зо­ва­ния. В го­ро­де на­хо­дят­ся Фе­де­раль­ное агент­ст­во тру­да и Фе­де­раль­ное ве­дом­ст­во по ми­гра­ци­ям и де­лам бе­жен­цев, а так­же ряд адм. уч­ре­ж­де­ний зе­мель­но­го и ре­гио­наль­но­го уров­ня.

Важ­ный центр из­да­тель­ской дея­тель­но­сти. Ве­ду­щие из­да­тель­ст­ва – «Verlag Nürnberger Presse» (1945; вы­пус­ка­ет две глав­ные еже­днев­ные гор. га­зе­ты, раз­но­об­раз­ную книж­ную про­дук­цию), «Olim­pia Verlag» (нац. ли­дер на рын­ке спор­тив­ных из­да­ний – жур­на­лов и книг). Н. с его мно­го­числ. ис­то­ри­ко-ар­хит. па­мят­ни­ка­ми – один из важ­ней­ших ту­ри­стич. цен­тров Ба­ва­рии и всей Гер­ма­нии; ин­ду­ст­рия ту­риз­ма и об­слу­жи­ваю­щие её от­рас­ли обес­пе­чи­ва­ют зна­чит. по­сту­п­ле­ния в гор. бюд­жет.

Порт (на зап. ок­раи­не го­ро­да) расположен на ка­на­ле Майн-Ду­най (гру­зо­обо­рот 0,23 млн. т, 2019). В рай­оне пор­та рас­по­ло­жен один из круп­ней­ших в юж. зем­лях Гер­ма­нии ло­ги­стич. кла­стер (пл. 340 га, более 200 пред­при­ятий, ок. 6,7 тыс. за­ня­тых, 2016). Аэ­ро­порт Н. вхо­дит в де­сят­ку са­мых круп­ных в стра­не (4,1 млн. пас­са­жи­ров, 2019). По обо­ро­ту роз­нич­ной тор­гов­ли на ду­шу на­се­ле­ния Н. за­ни­ма­ет 2-е ме­сто по­сле Мюн­хе­на сре­ди круп­ных герм. го­ро­дов.

Гл. от­расль пром-сти – ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­ное ма­ши­но­строе­ние. В 20 в. круп­ней­шим ра­бо­то­да­те­лем Н. был ком­би­нат кон­цер­на MAN, вы­пус­кав­ший раз­но­образ­ную про­дук­цию об­ще­го и транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния (в 1990-е – 2000-е гг. ком­би­нат раз­ук­руп­нён, с нач. 21 в. часть его бывших про­из­водств. звень­ев при­над­ле­жит др. ком­па­ни­ям; бо́льшая часть их про­дук­ции со­хра­ня­ет ло­го­тип MAN). Н. – один из ве­ду­щих цен­тров герм. мо­то­ро­строе­ния; ком­па­ния «MAN Truck & Bus» вы­пус­ка­ет су­до­вые дви­га­те­ли, ав­то­мо­биль­ные мо­то­ры, а так­же ди­зель­ные, га­зо­вые и др. дви­га­те­ли пром. на­зна­че­ния. До нач. 21 в. Н. ос­та­вал­ся од­ним из важ­ней­ших в стра­не цен­тров про­из-ва ж.-д. под­виж­но­го со­ста­ва, осо­бен­но ло­ко­мо­ти­вов (ло­ко­мо­ти­во­строи­тель­ный за­вод MAN за­крыт в 2001). Ав­то­мо­биль­ная пром-сть пред­став­ле­на ав­то­за­во­дом амер. кор­по­ра­ции «Federal-Mogul Corporation» (круп­ней­ший в ФРГ про­из­во­ди­тель порш­ней для ав­то­мо­би­лей).

Осн. на­прав­ле­ния спе­циа­ли­за­ции бы­ст­ро­раз­ви­ваю­щих­ся элек­трон­ной пром-сти и при­бо­ро­строе­ния – про­из-во элек­трон­но-вы­чис­лит. тех­ни­ки, вы­со­ко­точ­ных элек­трон­ных и оп­тич. при­бо­ров, те­ле­ком­му­ни­кац. обо­ру­до­ва­ния, а так­же раз­ра­бот­ка и про­из-во про­грамм­но­го обес­пе­че­ния (пред­при­ятия «Siemens», «Robert Bosch» и др.). В сев. час­ти Н. – на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский и опыт­но-про­из­вод­ст­вен­ный центр финского те­ле­ком­му­никац. кон­цер­на «Nokia» («Nokia Solutions and Networks»). Нюрн­берг­ское пред­при­ятие ком­па­нии «Diehl Aerospace» – важ­ный по­став­щик элек­трон­ных сис­тем и тех­но­ло­гич. обо­ру­до­ва­ния для авиа­ци­он­ной и ра­кет­но-кос­мич. пром-сти. Су­ще­ст­вен­но со­кра­ти­лось про­из-во тра­ди­ци­он­ной элек­тро­тех­нич. и ра­дио­тех­нич. про­дук­ции, а так­же то­ва­ров бы­то­вой элек­тро­ни­ки – те­ле­ви­зо­ров, ау­дио­ап­па­ра­ту­ры и др. Со­хра­ня­ет зна­че­ние про­из-во ме­тал­ло­ре­жу­щих стан­ков, кот­лов, на­со­сов, кра­нов, лиф­тов, а так­же мо­то­цик­лов (про­дук­ция под ло­го­ти­пом «Sachs Bikes» ком­па­нии SFM [«Sachs Fahrzeug und Moto­ren­technik»]), офис­но­го обо­ру­до­ва­ния (ко­пи­ро­валь­ные ап­па­ра­ты, фак­сы, ска­не­ры, прин­те­ры, но­ут­бу­ки и др.), проводов, кабелей и систем электропроводки (компания «Leoni»).

Н. – один из ве­ду­щих в Гер­ма­нии цен­тров по­ли­гра­фич. пром-сти (ком­би­нат «Druckhaus Nürnberg», круп­ная ти­по­гра­фия ком­па­нии «Prino­vis» и ок. 50 др. не­боль­ших пред­при­ятий и ти­по­гра­фий). Раз­ви­ты пи­во­ва­ре­ние («Lederer Bräu», од­на из ста­рей­ших герм. пи­во­ва­рен­ных ком­па­ний), про­из-во кол­бас, мяс­ных кон­сер­вов, а так­же раз­но­об­раз­ных кон­дитер­ских из­де­лий (в т. ч. им­бир­ные пряни­ки – пекарни фир­мы «Lebku­chen-Schmidt»). Пред­при­ятия по пе­ре­ра­бот­ке дре­ве­си­ны, про­из-ву ме­бе­ли и бу­ма­ги, строй­ма­те­риа­лов и стек­ла, ли­тью чёр­ных и про­ка­ту цвет­ных ме­тал­лов.

Тра­ди­ци­он­ная от­расль – про­из-во ка­ран­да­шей (с сер. 17 в.). Н. – центр про­из­водств. дея­тель­но­сти фирм «Staedt­ler» (ос­но­ва­на в 1835) и «Schwan-Stabi­lo» (1855), ста­рей­ших в Гер­ма­нии по вы­пус­ку ка­ран­да­шей и др. пись­мен­ных при­над­леж­но­стей. Др. из­вест­ная от­расль – из­го­тов­ле­ние иг­ру­шек (св. 200 не­боль­ших, в т. ч. се­мей­ных и кус­тар­ных, пред­при­ятий). В ок­ре­ст­но­стях го­ро­да ве­дут­ся пром. ле­со­за­го­тов­ки (лес­ной мас­сив Нюрн­бер­гер-Рай­хсвальд), до­бы­ча пес­ча­ни­ка и др. стро­ит. сы­рья, а так­же на­хо­дит­ся круп­ный рай­он ин­тен­сив­но­го ово­ще­вод­ст­ва (Knoblauchs­land – «Чес­ноч­ная стра­на»). Сред­не­вы­сот­ный мас­сив Фран­кон­ская Швей­ца­рия к се­ве­ру от Н. – один из важ­ней­ших рек­реа­ци­он­ных рай­онов Ба­ва­рии.

Лит.: Lutze E. Die Nürnberger Pfarrkirchen Sankt Sebald und Sankt Lorenz. B., 1939; Pfei­f­fer G., Schwemmer W. Geschichte Nürn­bergs in Bilddokumenten. Münch., 1971; Schwem­mer W. Das Bürgerhaus in Nürnberg. Tüb., 1972; Strauss G. Nuremberg in the sixteenth cen­tury: city politics and life between Middle Ages and modern times. 2nd ed. Bloomington, 1976; Brix M. Nürnberg und Lübeck im 19. Jahrhundert: Denkmalpflege, Stadtbildpflege, Stadtumbau. Münch., 1981; Fehring G. P., Ress A. Stadt Nürn­berg. 2. Aufl. Münch.; B., 1982; Bosch H. Die Nürnberger Hausmaler. Münch., 1984; Schul­theiss W. Kleine Geschichte Nürnbergs. Nürn­berg, 1987; Stadtlexikon Nürnberg / Hrsg. M. Diefenbacher, R. Endres. 2. Aufl. Nürn­berg, 2000; Schieber M. Nürnberg: eine illustrierte Geschichte der Stadt. Münch., 2000; Гри­цак Е. Н. Мюн­хен и Нюрн­берг. М., 2006.

  • НЮ́РНБЕРГ город на юге Германии, в сев. части земли Бавария (2013)
Вернуться к началу