
ДУ́ЙСБУРГ
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУ́ЙСБУРГ (Duisburg), город на западе Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия, в Рурском индустриальном районе. Расположен на правом берегу Рейна (вытянут на 30 км от юж. окраины Хуккинген до северной – Вальзум), у впадения в него рек Рур и Эмшер и у канала Рейн – Херне. Население 498,7 тыс. чел. (2019). Входит в состав крупнейшей в стране полицентрической городской агломерации – Нижнерейнско-Рурской конурбации с населением около 11 млн. чел.; вместе с фактически слившимися Эссеном, Бохумом, Дортмундом и рядом др. менее крупных городов образует её главное ядро – Рурштадт. В 20 в. в состав Д. было включено много пригородов (в 1905 – Рурорт и Мейдерих, в 1929 – Хамборн и др., в 1975 – Вальзум, Хомберг, Рейнхаузен, Румельн-Кальденхаузен и Берль). Важный транспортный узел, западные «ворота» Рура. Д. – крупнейший речной порт Европы (пл. 1550 га; 21 причал, длина причальных линий св. 40 км; ежегодно заходит около 20 тыс. судов). В грузообороте (61,1 млн. т в 2019) существенна доля транзитных и перевалочных грузов. Осн. инфраструктура портового комплекса сосредоточена в Рурорте. Д. выполняет функции самого западного германского морского порта (перегружается около 2 млн. т грузов, заходит около 2 тыс. судов типа «река – море»). По Рейну в Д. ввозятся руды, металлолом, лесоматериалы, зерно и др. агропродукты, промышленные полуфабрикаты, а также крупногабаритная продукция машиностроения; вывозятся гл. обр. машины, оборудование и разнообразная металлопродукция, а также кокс, химикаты, продукция деревообработки. Канал Рейн – Херне связывает Д. с др. каналами Рурской обл. и системой Среднегерманского канала. На базе порта Д. с 1991 функционирует зона свободной торговли «Rhein-Ruhr-Hafen Duisburg».
Д. – второй по значению (после Франкфурта-на-Майне) железнодорожный узел Германии (сходятся 6 лучей ж.-д. магистралей); один из крупнейших ж.-д. узлов ЕС по грузообороту. Крупный узел автодорог (5 автобанов, а также дороги регионального и местного значения). Велико значение Д. в комбинированных перевозках грузов, в т. ч. в транспортировке контейнеров (с ж.-д. составов на суда перегружаются 4,0 млн. контейнеров TEU, 2019).
История
Возник на месте заложенного предположительно в середине 8 в. королевского бурга, который в 10 в. был преобразован в пфальц и получил назв. Диспарг (лат. Dispargum). Первое упоминание о Д. в письменных источниках относится к 883–884 в связи с его захватом на короткое время викингами. Ок. 1120 окружён валом и каменной стеной (новая стена воздвигнута в кон. 13 в.). В 1129 получил статус имперского города. Д., развивавшийся на пересечении торгового пути Хелльвег (соединял Вестфалию с Рейнландом) с Рейном, к 12 в. стал значительным торговым центром; в 1173 пожалован правом проведения ярмарок. Входил в Ганзу. С нач. 13 в. экономич. развитие Д. замедлилось в связи с изменением русла Рейна (на 2 км к западу). Начиная с 1209 неоднократно передавался германским императором в залог удельным князьям, в 1290 отошёл к графству (с 1409 герцогству) Клеве. В 1445 выдержал осаду войска архиепископа Кёльнского. В 1555 в Д. была проведена Реформация. В 1614 (окончательно в 1666) вместе с герцогством Клеве перешёл под власть Бранденбурга, впоследствии Пруссии, в 1674 утратил статус имперского города. Со 2-й половины 17 в. разросшийся и достигший Рейна Д. стал крупным портом, начал активно участвовать в междунар. торговле (в 1674 восстановлена судоходная связь с Нидерландами) и ускоренно развиваться. В 1693 в Д. была учреждена первая мануфактура, в 1712 построена верфь. В 1820-х гг. в Д. и пригородах начала развиваться промышленность (в 1824 основан первый химич. завод, в 1829 – пароходная верфь). Особенно быстрый рост начался во 2-й половине 19 в.; гл. факторы экономич. подъёма – начало разработки (с 1867) высококачественного коксующегося каменного угля (особенно в сев. части Д.) и формирование крупного портового хозяйства. В кон. 19 – нач. 20 вв. в Д. и вокруг него появились каменноугольные шахты, крупные металлургич. заводы концернов «Thyssen» (в сев. пригородах Д. – Хамборне, Рурорте, Бекерверте, Мейдерихе), «Krupp» (в Рейнхаузене) и «Mannesmann» (на юге Д. – в Хуккингене, Гросенбауме). На этой базе в 20 в. сложилось мощное энергетическое хозяйство, выросли др. отрасли тяжёлой индустрии – цветная металлургия (прежде всего медеплавильное производство – «Duisburger Kupferhütte»), тяжёлое машиностроение, коксохимия, судостроение. В 1892 начала работу зерновая, в 1901 – корабельная биржа. В марте 1921 – сентябре 1925 оккупирован франко-бельг. войсками. В годы 2-й мировой войны промышленные предприятия города (Д. являлся одним из осн. центров бронетанковой промышленности Германии) играли важную роль в выпуске военной продукции. В результате налётов англо-амер. авиации в 1943–45 центр. часть города была полностью уничтожена, разрушено 44% зданий и пром. сооружений. В 1945–49 Д. входил в брит. зону оккупации Германии, часть предприятий, в т. ч. металлургич. заводы «August Thyssen-Hütte», «Niederrheinische Hütte» и др., по решению союзников были демонтированы. К началу 1950-х гг. город был восстановлен; экономика сохранила ориентацию на развитие отраслей, связанных с портовым хозяйством и металлургией. Кризис в угледобыче (с кон. 1950-х гг.; в адм. границах города прекращена в 1980-е гг.) и сталеплавильном производстве (с сер. 1970-х гг.) привёл к закрытию ряда крупных предприятий и росту безработицы. В 1960–70-е гг. Д. – один из главных очагов экологического неблагополучия; в кон. 20 – нач. 21 вв. проведены масштабные природоохранные мероприятия по радикальному улучшению качества городской среды. Д. занимает одно из первых мест в земле Северный Рейн-Вестфалия по концентрации иностр. рабочих и служащих (в 1970–2000-е гг. здесь сложилась одна из самых крупных в Зап. Европе тур. общин) и уровню безработицы (11,4% экономически активного населения, 2020).
Архитектура
Сохранились: фундаменты пфальца (10–12 вв.), городские стены (12–13 вв.), позднеготический собор Спасителя (14 в. – 1415), т. н. Трёхщипцовый дом (1536), церкви Св. Иосифа (1871–74), Кристускирхе (1908, арх. Ф. Ратцель), Либфрауэнкирхе (1913–15, восстановлена в 1945–51), здания Ратуши (1897–1902, арх. Ф. Ратцель), железнодорожного вокзала (1934). Центр иудаизма (1999, арх. Ц. Хекер). В 1990-е – нач. 2000-х гг. при реализации проекта «Eurogate Duisburg» была проведена масштабная реконструкция портовой зоны (архитекторы Н. Фостер, Ж. Херцог и П. Де Мёрон); в примыкающем к порту квартале Д. под жилые дома и офисы оборудованы некоторые бывшие склады зерна, силоса и мукомольные фабрики. Рядом с портом по проекту израильского арх. Д. Каравана создан «Сад воспоминаний» (музей под открытым небом старой портовой части Д.; сохранены остовы бывших складских сооружений).
Центры науки и культуры
Д. – значит. центр культуры, науки и образования. Университет Дуйсбурга – Эссена (основан в 1655 как ун-т Д., просуществовал до 1818, вновь открыт в 1972, с 2003 совр. назв.; НИОКР преим. в области микроэлектроники). Ведущие НИИ Д. – институты микроэлектронных схем Общества Фраунгофера, речного судостроения, сварки. Технологич. парк в Нойдорфе (фирмы, специализирующиеся на НИОКР и экспериментальном производстве в области микроэлектроники). Городская библиотека (1901). Крупнейшие музеи Д. – Музей В. Лембрука (1905; представлены его произведения, а также коллекция скульптуры 20 в.), Нижнерейнский музей (экспозиция по истории, археологии и краеведению Нижнерейнского региона, истории картографии); среди других – Музей истории и культуры Д. (1902), нем. речного судоходства (1979, в Рурорте), современного искусства из собрания Гроте (1999, в быв. мельнице Кюпперсмюле), Горный музей. Многофункциональный выставочно-концертный комплекс «Меркаторхалле» (2500 мест). В гор. районе Марксло (неофиц. назв. «маленький Стамбул») в 2006 открыт крупнейший в Германии Исламский культурный центр (пл. 2500 м2) с одной из самых больших в стране мечетей. Театры: Оперный театр (отделение «Немецкой оперы на Рейне»), детский, «Фабрика», «Резиденцтеатр» (в здании 1912) и др. С 1976 ежегодно проходит фестиваль «Дуйсбургская неделя кино». Отделение высшей школы музыки и изобразительного искусства «Фолькванг» (1972). Филармонический оркестр (1877; совр. назв. с 2001).
В пределах города располагаются обширные зелёные массивы, в т. ч. Старый гор. парк, парк им. И. Канта, ландшафтный парк «Норд», рекреационный парк в Хамборне. В массиве Дуйсбургский Лес на юго-востоке города (на границе с Мюльхаймом) находится самый большой в Руре зоопарк (св. 1 млн. посетителей в год) с дельфинарием, питомником для разведения китов, аквариумом, Китайским садом.
Спорт
На территории спортивного парка «Дуйсбург» (ранее – «Ведау»), занимающего почти 200 га, расположены ледовый дворец («Ёмидзу-Арена»; открыт в 1971; 3,8 тыс. мест), футбольный и легкоатлетический стадион («Шауинсланд-Райзен-Арена»; 2004; 31,5 тыс. мест), а также Спортивная академия – одна из крупнейших в Европе. На озёрах парка ежегодно проводится Дуйсбургская регата. Здесь также прошли чемпионаты мира (1983) и Европы (1957 и 1965) по академической гребле. Футбольный клуб «Дуйсбург» (полное название «Майдерихер Шпильферайн 02 Дуйсбург»; основан в 1902) дебютировал в первой Бундеслиге в её стартовом сезоне 1963/64 (всего участник 28 сезонов), серебряный призёр чемпионата ФРГ 1964. Женская команда «Дуйсбург» (под названием «ФКР 2001 Дуйсбург») становилась чемпионом Германии в 2000, многократным серебряным призёром (с 1995 по 2010), обладателем Кубков Германии (1998, 2009–10) и УЕФА (2009). В 1989 в Д. состоялась XV летняя Универсиада, в 2005 – VII Всемирные игры, в 1979, 1987, 1995, 2007, 2013 –чемпионаты мира по гребле на байдарках и каноэ. С 1981 ежегодно организуется Рейнско-Рурский марафон. В Д. находится штаб-квартира Немецкой федерации гребли на байдарках и каноэ.
Хозяйство
Большая часть работающих занята в сфере услуг; гл. роль в её развитии играет сектор транспорта, связи и логистики. Д. – центр логистики мирового значения, один из крупнейших в Европе; в 1990–2000-е гг. крупные инвестиции в его развитие были вложены ведущими мировыми транспортными и логистич. компаниями (амер.-герм. DHL, япон. NYK, швейц. «Kühne + Nagel International», брит. «Wincanton», нидерл. «Vos Logistics»). Осн. часть логистич. служб и портового хозяйства Д. находится в ведении «Duisburger Hafen» и его дочерних компаний, которые предоставляют полный пакет услуг в области транспортной и логистической инфраструктуры. Значит. центр банковско-финансовых, страховых, информационно-коммуникационных, деловых услуг (штаб-квартиры крупных герм. компаний «Thyssenkrupp», «Hüttenwerke Krupp Mannesmann», представительства «Siemens», «E.ON», RAG, «Salzgitter» [«Salzgitter Klöckner-Werke»], DHL), общеевропейская штаб-квартира транснациональной электронной и электротехнич. корпорации «Mitsubishi Hitachi Power Systems Europe», правления «König-Brauerei» и ряда др. фирм. Компания «Klöckner & Co» (правление в Д.) – одна из ведущих герм. фирм в сфере оптовой и междунар. торговли чёрными металлами и металлоизделиями. На рубеже 20–21 вв. Д. стал крупным центром проведения международных конференций, промышленных выставок, съездов и собраний общественных, политических, спортивных организаций, научно-технических и производственно-отраслевых объединений Германии и стран ЕС (необходимая инфраструктура существенно расширилась при реализации проекта «Eurogate Duisburg»).
Д. – один из важнейших индустриальных центров страны. Дуйсбургский промышленный узел – крупнейший район чёрной металлургии (ок. 17 млн. т стали в год; ок. 40% нац. производства, 2019), где сконцентрированы предприятия ведущей герм. металлургич. корпорации «Thyssenkrupp» (подразделение «Thyssenkrupp Steel Europe»), компании «Hüttenwerke Krupp Mannesmann» (ранее входила в состав концерна «Mannesmann») и ТНК «ArecelorMittal». В кон. 20 – нач. 21 вв. ряд предприятий отрасли были закрыты (в т. ч. в 1993 демонтирован один из крупнейших комбинатов полного цикла «Hütten- und Bergwerke Rheinhausen»); в 2020 действуют три металлургич. комбината полного цикла и специализир. предприятия по производству листового проката, трубопроката, проволоки, передельные заводы (цепочка металлургич. заводов Д. вытянута вдоль Рейна на 15 км). Цветная металлургия представлена гл. обр. выпуском черновой и рафинированной меди; в незначит. объёмах выплавляются цинк и кобальт, а также олово и кадмий (Вангейм), полуфабрикаты из цинка и цинково-свинцовые сплавы (Хамборн). Традиционно развито тяжёлое машиностроение, особенно производство крупногабаритного прокатного оборудования («Thyssenkrupp MillServices & Systems»). Крупное производство стальных конструкций (заводы «Thyssenkrupp Steel Europe» и «ArecelorMittal»), подъёмно-транспортного оборудования (фирма «Clark Europe»), средств подвижного железнодорожного состава. Д. остаётся гл. центром речного судостроения Германии. В последней четв. 20 в. неск. верфей были закрыты; сохранившиеся предприятия («Neue Ruhrorter Schiffswerft», «Meidericher Schiffswerft», «Heinrich Harbisch Schiffswerft», «Fritz Lünnemann Maschinenfabrik und Schiffswerft» и др.), наряду со строительством речных судов и судоремонтом, всё более специализируются на выпуске смежной машиностроит. продукции. В кон. 20 – нач. 21 вв. получили развитие радиоэлектронная промышленность и приборостроение (завод «Mitsubishi Hitachi Power Systems Europe» – программное обеспечение для систем хранения данных и др.; предприятия «Shimadzu Deutschland» – хроматографы, спектрофотометры, электронные весы, оптико-эмиссионные и плазменно-эмиссионные спектрометры, электронные микроскопы). Электротехнич. предприятия Д. выпускают кабели, аккумуляторы, тяжёлое электрооборудование и микроэлектронику. Химическая промышленность Д. (нефтехимия, основная неорганич. химия, углехимия) выросла на базе каменного угля, использования нефтепродуктов и отходных газов цветной металлургии. Пивоваренная промышленность специализируется на производстве двух сортов пива – «König Pilsener» («KöPi») и «Beck»; др. традиционные для Д. отрасли пищевкусовой промышленности – табачная и мукомольная. Имеются предприятия мебельной, полиграфич., швейной промышленности. Добыча каменного угля полностью прекращена в 2010-х гг. В пределах Дуйсбургского пром. узла расположен значительный индустриальный центр – г. Динслакен, в районе которого сосредоточены предприятия нефтеперерабатывающей и нефтехимич. промышленности, завод по производству алюминия (в г. Фёрде).