САН-БЕРНА́РДУ-ДУ-КА́МПУ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САН-БЕРНА́РДУ-ДУ-КА́МПУ (São Bernardo do Campo), город на Юго-Востоке Бразилии, юго-восточный пригород Сан-Паулу, входит в состав его метрополитенского ареала.
Транспортно-географическое положение
Расположен в верхней части северного склона горной системы Серра-ду-Мар (вершины залесены), на Атлантическом плато. Значительную часть территории (к югу от исторического центра города) занимает водохранилище им. Биллингса (крупнейшее в районе Сан-Паулу, площадь водной поверхности 127 км²; плотина сооружена на реке Журубатуба, левый приток Тиете).
Через Сан-Бернарду-ду-Кампу проходят главные автомобильные магистрали, соединяющие Сан-Паулу с побережьем Атлантического океана: «Аншиета» («Anchieta»; 1930; первая междугородняя асфальтированная дорога страны, используется для транспортировки грузов из морского порта Сантус) и «Дорога иммигрантов» («Rodovia dos Imigrantes»; 1976 – северный участок; 2002 – южный). Ближайшие аэропорты: международные Сан-Паулу/Гуарульюс – им. губернатора Андре Франку Монтору («São Paulo/Guarulhos – Governador André Franco Montoro»; 1985; 39,0 млн. пассажиров, 2015) и Виракопус/Кампинас («Viracopos/Campinas»; VCP; 1960; 10,3 млн. пассажиров) и внутренний Конгоньяс/Сан-Паулу («Congonhas/São Paulo»; до 1985 основной аэропорт Сан-Паулу; 19,3 млн. пассажиров, второй по пассажирообороту в стране).
Население
Население 822,2 тыс. чел. (2016, оценка; 765,5 тыс. чел. в 2010, перепись).
История
Основан в 1553 португальским конкистадором Жуан Рамалью. В первые годы существования – один из центров плантационного хозяйства бенедиктинцев. С 1812 приходской центр, в 1890 получил статус города. С сер. 19 в. здесь осело значительно число европейских мигрантов, прежде всего итальянцев, с нач. 20 в. – японцев. С 1950-х гг. развивался как крупный промышленный центр, получил неофициальное название «автомобильная столица Бразилии».
Наука и образование
Среди ведущих научно-образовательных учреждений Сан-Бернарду-ду-Кампу – Федеральный университет ABC (UFABC; государственный; 2005; до 2005 кампус Университета Санту-Андре; разработка нанотехнологий; участвует в крупнейшем научном международном проекте «Большой адронный коллайдер»); негосударственные вузы: методистский университет Сан-Паулу (UMESP; основан как колледж в 1938, с 1970 институт, с 1997 статус университета; коммуникации, теология и др.), университетский центр образовательного фонда (FEI) им. священника Сабои ди Медейруса («Padre Sabóia de Medeiros»; 1941; инженерное дело и др.); кампус (технологический факультет) негосударственного университета «Бандейранти ди Сан-Паулу» («Bandeirante de São Paulo»; UNIBAN; 1993; головной кампус в Сан-Паулу); несколько технологических колледжей.
Сеть библиотек, в т. ч. Городская им. Мануэля Бандейры (1958).
Музеи
Музеи: художественный (1980-е гг.), пинакотека Сан-Бернарду-ду-Кампу (современное искусство; в её составе 4 выставочных зала, зрительный зал, арт-библиотека и сад скульптур), искусств «Metropolitano», труда и рабочих (МТТ) и др.
Театры
Концертные площадки: «Лауру Гомис» («Teatro Lauro Gomes»), «Мартинс Рена» («Teatro Martins Pena»), «Элис Режина» («Teatro Elis Regina») и др.
Спорт
Наиболее популярный вид спорта – футбол. Несколько футбольных стадионов, в т. ч. им. 1 Мая [«Municipal Primeiro de Maio»; 1968, реконструкция 2010–11; 15,2 тыс. мест; тренировочное поле футбольного клуба «Сан-Бернарду» («São Bernardo»); 2004]; «Баэтан» [«Baetão» (1973; 6,3 тыс. мест; домашний для футбольного клуба «Палестра» («Palestra»); 1935]. Спортивный клуб «Сан-Бернарду» («São Bernardo»; 1928), выступает в Атлетическом центре «Сан-Бернарду» (1,5 тыс. мест).
Экономика
ВРП на душу населения 21 тыс. долл. (2012). Основа экономики – промышленное производство. Ведущие отрасли – машиностроение и химическая промышленность. Один из крупнейших в стране центров автомобилестроения. Среди основных предприятий отрасли – заводы компаний: германских «Volkswagen» (филиал «Volkswagen do Brasil»; 1959; заводы «Anchieta» и «Nova Anchieta»; производство легковых автомобилей марок «Gol», «Voyage», «Jetta» и «Saveiro Cross» и пикапов марок «Saveiro»; всего к 2014 произведено св. 13 млн. автомобилей) и «Daimler» (филиал «Mercedes-Benz do Brasil»; 1956; грузовые автомобили и различные автокомпоненты – двигатели, коробки передач, колёсные оси и др., автобусные шасси; с 2016 начато производство легковых автомобилей С-класса; 20 тыс. легковых автомобилей в год), американской «Ford Motor Company» [филиал «Ford do Brasil»; 1967; легковые (в т. ч. марки «Ford Fiesta», 95 тыс. шт., 2014) и грузовые (легкие, средние, тяжёлые и очень тяжёлые грузовики, а также пикапы «F-350» и «F-4000») автомобили,; штаб-квартиры всех трёх – в Сан-Бернарду-ду-Кампу], японской «Toyota Motor Corporation» (филиал «Toyota do Brasil»; 1958; легковые автомобили марок «Corolla» и «Land Cruiser Bandeirantes»), шведской «Scania» (филиал «Scania Brasil»; 1962; грузовые автомобили и автобусы; ежегодно св. 21 тыс. шт.). Действуют многочисленные предприятия по выпуску автокомпонентов, в т. ч. германской компании «Thyssen krupp Automotive».
Развито производство различного промышленного оборудования, в т. ч. подъёмно-транспортного (лифты; завод французской компании «OTIS Elevator Company»), металлообрабатывающего («GROB»), пневматического («SMC Corporation»); систем транспортировки материалов (германской «JMB Zeppelin»), компонентов космической техники (шведской «Omnisys»), измерительных и калибровочных инструментов. Химическая промышленность представлена производством красок (германской компании BASF, американской «Valspar» и бразильской «Acrilex»), полиамидных смол (BASF), здесь базируются штаб-квартира и производственные площадки главной национальной фармацевтической компании «EMS Indústria Farmacêutica» и одна из крупнейших в мире косметических фабрик американской компании «Colgate-Palmolive» (выпуск зубной пасты и др.). Производство стеклянных флаконов для парфюмерно-косметических препаратов, упаковочных материалов и продуктов питания.
Архитектура
Раздел – в стадии актуализации.