Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УСТЬ-КАТА́В

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 129-130

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




УСТЬ-КАТА́В, го­род в Рос­сии, в Че­ля­бин­ской обл., центр Усть-Ка­тав­ско­го гор. ок­ру­га. Нас. 22,6 тыс. чел. (2016). Рас­по­ло­жен на зап. скло­не Юж. Ура­ла, при впа­де­нии р. Ка­тав в р. Юрю­зань. Ж.-д. стан­ция. Близ го­ро­да про­хо­дит фе­де­раль­ная ав­то­трас­са «Урал».

Ос­но­ван в 1757 как по­сё­лок при пиль­ной мель­ни­це бр. И. Б. и Я. Б. Твер­ды­ше­вых и И. С. Мяс­ни­ко­ва, в 1762 пу­щен же­ле­зо­де­лат. за­вод, по­сё­лок на­зван Усть-Ка­тав­ский За­вод. По­сё­лок и за­вод со­жже­ны в ию­не 1774 от­ря­дом Ю. Аз­на­ли­на в хо­де Пу­га­чё­ва вос­ста­ния 1773–75. Здесь не­од­но­крат­но про­хо­ди­ли вы­сту­п­ле­ния ра­бо­чих (1797, 1828–29, 1861). Во­ло­ст­ной центр Уфим­ско­го у. Орен­бург­ской губ. (1861–65), Зла­то­ус­тов­ско­го у. Уфим­ской губ. (1865–1922), Башк. АССР (июнь – авг. 1922), Че­ля­бин­ской губ. (1922–23). В 1890 от­кры­то дви­же­ние по про­шед­шей близ по­сёл­ка ж.-д. ли­нии Уфа – Зла­то­уст (с ней вет­кой со­еди­не­ны по­сё­лок и за­вод). С янв. 1899 арен­да­то­ром за­во­да ста­ло бельг. «Юж­но-Ураль­ское ано­ним­ное ме­тал­лур­ги­че­ское об­ще­ст­во», пре­об­ра­зо­вав­шее его в ва­го­но­строи­тель­ный (ны­не гра­до­об­разую­щее пред­при­ятие). В 1899–1900 на пра­вом бе­ре­гу р. Юрю­зань на­ча­лось строи­тель­ст­во по­сёл­ка для ак­цио­не­ров-ино­стран­цев (пос. «Ко­ло­ния», ны­не в чер­те У.-К.).

Сов. власть ус­та­нов­ле­на 28.10(10.11). 1917. С 6.7.1918 под кон­тро­лем бе­лых войск. В ре­зуль­та­те бо­ёв 4–6.7.1919 за­нят час­тя­ми РККА. Вхо­дил в со­став Ка­тав­ско­го р-на Зла­то­ус­тов­ско­го окр. Ураль­ской обл. (1924–30), Ураль­ской обл. (1930–34), Че­ля­бин­ской обл. (1934–1963). С 1928 ра­бо­чий по­сё­лок. В Вел. Отеч. вой­ну, в 1941, сю­да эва­куи­ро­ван ряд пром. пред­при­ятий. С 1942 го­род Усть-Ка­тав­ский За­вод, с 1943 совр. на­зва­ние. В 1965–79 в со­ста­ве Ка­тав-Ива­нов­ско­го р-на Че­ля­бин­ской обл. С 2004 центр гор. ок­ру­га.

Со­хра­ни­лись: ц. Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (1799–1820, в 1940 пе­ре­обо­ру­до­ва­на под ма­га­зин; от­строе­на за­но­во в 1990-е гг.), дом куп­цов Пат­ри­ных (кон. 19 в.), Фран­цуз­ский (1913–14) и Брян­ский (1943–44) мос­ты че­рез Юрю­зань, Дво­рец куль­ту­ры ва­го­но­строи­те­лей им. Т. Я. Бе­ло­ко­не­ва в сти­ле сов. не­оклас­си­циз­ма (1950–1952). Ис­то­ри­ко-крае­ведч. му­зей (ос­но­ван в 1965, совр. назв. и ста­тус с 1994).

Гра­до­об­ра­зую­щее пред­при­ятие – ва­го­но­строит. за­вод им. С. М. Ки­ро­ва (фи­ли­ал Гос. кос­мич. на­уч­но-про­из­водств. цен­тра им. М. В. Хру­ни­че­ва) – рос. ли­дер по про­из-ву трам­вай­ных ва­го­нов; про­дук­ция для нужд ОПК, обо­ру­до­ва­ние для то­п­лив­но-энер­ге­тич. ком­плек­са. Де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щая, пи­ще­вая пром-сть.

Лит.: Опи­са­ние Усть-Ка­тав­ско­го же­ле­зо­де­ла­тель­но­го за­во­да кня­зя Бе­ло­сель­ско­го-Бе­ло­зер­ско­го. СПб., 1896; Ко­ле­дин Н. Д. Усть-Ка­тав. Чет­верть ты­ся­че­ле­тия. Че­ля­бинск, 2008.

Вернуться к началу