Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУ́НДРОВЫЕ ЗО́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 501

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тишков
Полярный Урал. Республика Коми. Фото Д. В. Соловьёва

ТУ́НДРОВЫЕ ЗО́НЫ, гео­гра­фич. зо­ны, в ес­те­ст­вен­ных ланд­шаф­тах ко­то­рых пре­об­ла­да­ют кус­тар­ни­ко­вая, кус­тар­нич­ко­вая и тра­вя­ни­стая рас­ти­тель­ность. Рас­про­стра­не­ны в арк­тич. и суб­арк­тич. поя­сах, гл. обр. в Сев. по­лу­ша­рии. В Юж. по­лу­ша­рии встре­ча­ют­ся пре­им. не­боль­ши­ми уча­ст­ка­ми на суб­ан­тарк­тич. ост­ро­вах. В Сев. Аме­ри­ке и Ев­ра­зии Т. з. рас­по­ло­же­ны ме­ж­ду зо­на­ми по­ляр­ных пус­тынь на се­ве­ре и ле­со­тун­д­ры на юге. Про­тя­ги­ва­ют­ся су­хо­пут­ной по­ло­сой до 300–500 км вдоль по­бе­ре­жья мо­рей Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го ок., а так­же на его ост­ро­вах и ар­хи­пе­ла­гах. Гор­ные ана­ло­ги Т. з. пред­став­ле­ны в го­рах Коль­ско­го п-ова, Ура­ла, Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка в бо­лее юж. ши­ро­тах.

Кли­мат Т. з. экс­тре­маль­но хо­лод­ный. Зи­ма про­дол­жа­ет­ся 8–9 мес. В этот пе­ри­од от­ме­ча­ет­ся от­ри­ца­тель­ный ра­диа­ци­он­ный ба­ланс, осо­бен­но в ус­ло­ви­ях по­ляр­ной но­чи (обыч­но 2,0–2,5 мес). В тун­д­рах Ев­роп. Рос­сии ср. темп-ры ян­ва­ря от –5 до –30 °C, на се­ве­ро-вос­то­ке Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка от –30 до –40 °C. Снеж­ный по­кров за­ле­га­ет с ок­тяб­ря по июнь, его мощ­ность в Ев­роп. час­ти до 50–70 см, в Вост. Си­би­ри и Ка­на­де 30–40 см, час­ты ме­те­ли и бу­ра­ны. Ле­то ко­рот­кое, с про­дол­жи­тель­ным круг­ло­су­точ­ным сия­ни­ем Солн­ца (по­ляр­ным днём). По­ло­жи­тель­ные темп-ры (ср. темп-ры ию­ля и ав­гу­ста дос­ти­га­ют 5–10 °C) от­ме­ча­ют­ся в те­че­ние 2–3 мес, од­на­ко от­ри­ца­тель­ные темп-ры (за­мо­роз­ки) и снег, осо­бен­но в арк­тич. тун­д­рах, воз­мож­ны в лю­бой день ле­та. Про­должи­тель­ность ве­ге­тац. пе­рио­да 50–100 сут. Ле­том ха­рак­тер­на вы­со­кая от­но­сит. влаж­ность воз­ду­ха, обыч­ны ту­ма­ны и мо­ро­ся­щие до­ж­ди. Осад­ков вы­па­да­ет не­мно­го (150–350 мм в год на рав­ни­нах, до 500 мм в го­рах), их ко­ли­че­ст­во поч­ти по­все­ме­ст­но пре­вос­хо­дит ис­па­ряе­мость, что спо­соб­ст­ву­ет за­бо­ла­чи­ва­нию, фор­ми­ро­ва­нию пе­ре­ув­лаж­нён­ных почв и их ог­лее­нию. Поч­вы Т. з. (пре­им. крио­со­ли) фор­ми­ру­ют­ся в осн. на мно­го­лет­не­мёрз­лых грун­тах, ма­ло­мощ­ные, гру­бо­гу­мус­ные, с при­зна­ка­ми ог­лее­ния и мерз­лот­ных яв­ле­ний. С кон. 20 в. поч­ти повсе­ме­ст­но кли­мат Т. з. ста­но­вит­ся те­п­лее. Напр., тем­пы рос­та по­те­п­ле­ния Сев. Ев­ра­зии со­став­ля­ют в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия и на бли­жай­шую пер­спек­ти­ву в пре­де­лах 0,40 °C за 10 лет. Они от­не­се­ны к ре­гио­нам Зем­ли, наи­бо­лее уяз­ви­мым в от­но­ше­нии из­ме­не­ний кли­ма­та. Глу­бо­кие из­ме­не­ния в арк­тич. эко­си­сте­мах под влия­ни­ем кли­ма­та вы­яв­ле­ны для всей цир­кум­по­ляр­ной Арк­ти­ки, как в се­ве­ро­аме­ри­кан­ском, так и ев­ра­зий­ском сек­то­ре.

В свя­зи с по­те­п­ле­ни­ем и рас­ши­ре­ни­ем пло­ща­дей ан­тро­по­ген­ной транс­фор­ма­ции в по­след­ние го­ды на­блю­да­ет­ся т. н. по­зе­ле­не­ние тун­д­ры (на кос­мич. сним­ках), ко­то­рое оп­ре­де­ля­ет­ся со­кра­ще­ни­ем пло­ща­дей ли­шай­ни­ко­во­го по­кро­ва, рос­том пло­ща­дей кус­тар­ни­ков, за­ме­ще­ни­ем тундр лу­га­ми (с осо­ка­ми и зла­ка­ми), а на юж. пре­де­лах – на­сту­п­ле­ни­ем ле­са. От­ме­ча­ет­ся так­же бо­лее глу­бо­кое про­таи­ва­ние мерз­ло­ты, рост за­бо­ло­чен­но­сти и про­дол­жи­тель­но­сти ве­ге­тац. пе­рио­да.

В рель­е­фе Т. з. пре­об­ла­да­ют рав­нин­ные тер­ри­то­рии при­мор­ских низ­мен­но­стей. Го­ры (хре­бет Пай-Хой, По­ляр­ный Урал, Быр­ран­га, Вер­хо­ян­ский и Чер­ско­го хреб­ты, Чу­кот­ское и Ко­ряк­ское на­го­рья, го­ры о. Баф­фи­но­ва Зем­ля и др.) – обыч­но сред­не­вы­сот­ные изо­ли­ро­ван­ные со сле­да­ми древ­не­го оле­де­не­ния. В фор­ми­ро­ва­нии рель­е­фа зна­чит. роль иг­ра­ли лед­ни­ки, мно­го­крат­ные транс­грес­сии по­ляр­ных мо­рей, а так­же совр. мерз­лот­ные про­цес­сы, обу­слов­ли­ваю­щие мо­за­ич­ность мик­ро­рель­е­фа. Зна­чит. пло­ща­ди за­ни­ма­ют дель­ты рек, впа­даю­щих в Се­вер­ный Ле­до­ви­тый ок. (Пе­чо­ра, Ле­на, Ин­ди­гир­ка, Ко­лы­ма, Мак­кен­зи и др.), а так­же бе­ре­го­вые мар­ши с за­со­лён­ны­ми лу­га­ми. Мощ­ность мно­го­лет­не­мёрз­лых грун­тов на се­ве­ре Вост. Си­би­ри дос­ти­га­ет 600 м, на се­ве­ре Аля­ски – 30–400 м, на се­ве­ро-вос­то­ке Ев­ро­пы – 20–60 м. Об­ласть их рас­про­стра­не­ния в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия со­кра­ща­ет­ся.

Кли­ма­тич. ус­ло­вия и от­но­си­тель­ная мо­ло­дость ланд­шаф­тов, фор­ми­рую­щих­ся на ос­во­бо­див­ших­ся из-под за­ли­ва­ния мо­рем и при от­сту­па­нии лед­ни­ков тер­ри­то­ри­ях обу­слов­ли­ва­ют бед­ность со­ста­ва фло­ры и фау­ны. В со­ста­ве фло­ры Т. з. в Сев. по­лу­ша­рии на­счи­ты­ва­ет­ся все­го 2000–2500 ви­дов со­су­ди­стых рас­те­ний, ок. 2000 ви­дов ли­шай­ни­ков и не ме­нее 1000 ви­дов мо­хо­об­раз­ных. В арк­тич. тун­д­рах рас­тит. по­кров час­то не сомк­нут, не пре­вы­ша­ет 10–15 см. Ха­рак­тер­ны сте­лю­щие­ся фор­мы рас­те­ний с рас­по­ло­же­ни­ем стеб­лей и кор­ней в са­мых верх­них (луч­ше про­гре­вае­мых) го­ри­зон­тах поч­вы (ив­ки, дриа­ды, во­дя­ни­ка) и жиз­нен­ная фор­ма по­душ­ки (кам­не­лом­ки, не­ко­то­рые ви­ды гвоз­дич­ных). За­пас фи­то­мас­сы тун­д­ро­вой рас­ти­тель­но­сти со­став­ля­ет от 5,0–10,0 (арк­тич. тун­д­ры) до 10–40 (суб­арк­ти­че­ские, в т. ч. кус­тар­ни­ко­вые, тун­д­ры) т/га, а её про­дук­ция ко­леб­лет­ся в пре­де­лах 1,0–3,0 – 2,0–4,0 т/га в год со­от­вет­ст­вен­но. Наи­бо­лее про­дук­тив­ны в пре­де­лах Т. з. – до­ли­ны рек с дре­ни­ро­ван­ны­ми поч­ва­ми и раз­ви­той лу­го­вой, кус­тар­ни­ко­вой, а мес­та­ми и дре­вес­ной рас­ти­тель­но­стью (про­дук­ция – до 5,0 т/га в год). Жи­вот­ный мир хо­ро­шо при­спо­соб­лен к су­ро­вым ус­ло­ви­ям кли­ма­та и бед­ной рас­ти­тель­но­сти тундр. Здесь пред­став­ле­но ок. 60 ви­дов на­зем­ных мле­ко­пи­таю­щих, наи­бо­лее из­вест­ны ма­те­ри­ко­вые и ост­ров­ные под­ви­ды ди­ко­го се­вер­но­го оле­ня, ов­це­бык (ре­ин­тро­ду­ци­ро­ван в тун­д­рах Сев. Ев­ра­зии), неск. ви­дов лем­мин­гов, пе­сец, волк, за­яц. Ле­том мно­го­чис­лен­ны во­до­пла­ваю­щие и око­ло­вод­ные пти­цы (гу­си, ка­зар­ки, ут­ки, ле­бе­ди, ку­лики), бе­лая и тун­д­ря­ная ку­ро­пат­ки, хищ­ные – кре­чет, сап­сан, по­ляр­ная со­ва, по­мор­ни­ки. Все­го в тун­д­рах Сев. по­лу­ша­рия из­вест­но до 250 ви­дов птиц. Во­до­ёмы Т. з. Сев. Аме­ри­ки и Ев­ра­зии бо­га­ты ры­бой. Здесь оби­та­ют бо­лее 100 ви­дов пре­сно­вод­ных рыб, сре­ди ко­то­рых по раз­но­об­ра­зию и про­мы­сло­вым за­па­сам вы­де­ля­ют­ся ло­со­сё­вые и си­го­вые.

В Т. з. ос­ваи­ва­ют­ся ме­сто­ро­ж­де­ния неф­ти, га­за, цвет­ных ме­тал­лов и др. по­лез­ных ис­ко­пае­мых. Пром. ос­вое­ние Т. з. при­ве­ло к то­му, что их при­ро­да транс­фор­ми­ро­ва­на, чис­лен­ность отд. ви­дов мле­ко­пи­таю­щих и птиц со­кра­ща­ет­ся, па­да­ет про­дук­тив­ность па­ст­бищ до­маш­не­го се­вер­но­го оле­ня. Вос­ста­нов­ле­ние ан­тро­по­ген­но на­ру­шен­ных тундр про­ис­хо­дит очень мед­лен­но, а в не­ко­то­рых слу­ча­ях из-за раз­ви­тия крио­ген­ных про­цес­сов оно не­воз­мож­но. Т. з. Сев. по­лу­ша­рия на­се­ля­ют ко­рен­ные ма­ло­числ. на­ро­ды Се­ве­ра, ос­нов­ные их за­ня­тия – оле­не­вод­ст­во, ры­бо­лов­ст­во, охо­та на пуш­но­го и мор­ско­го зве­ря.

При­ро­да рав­нин­ных тундр со­хра­ня­ет­ся мно­ги­ми при­арк­ти­че­ски­ми стра­на­ми. Сум­мар­но ох­ра­няе­мые тер­ри­то­рии за­ни­ма­ют до 30–40% пл. ре­гио­на (на Аля­ске, в Грен­лан­дии, в ре­гио­нах Ев­разии). В гра­ни­цах Т. з. пред­став­ле­ны наи­бо­лее круп­ные за­по­вед­ни­ки и нац. пар­ки (в Рос­сии – нац. парк Рус­ская Арк­ти­ка, за­по­вед­ни­ки Боль­шой Арк­ти­че­ский, Тай­мыр­ский, Усть-Лен­ский, Ост­ров Вран­ге­ля).

Лит.: Чер­нов Ю. И. Струк­ту­ра жи­вот­но­го на­се­ле­ния Суб­арк­ти­ки. М., 1978; Мат­вее­ва Н. В. Зо­наль­ность в рас­ти­тель­ном по­кро­ве Арк­ти­ки. СПб., 1998; Хал­ла­на­ро Э.-Л., Пюл­вя­няй­нен М., Гав­ри­ло М. При­ро­да Се­вер­ной Ев­ро­пы. Жизнь в ме­няю­щем­ся ми­ре. Ко­пен­га­ген, 2002; Тиш­ков А. А. Био­сфер­ные функ­ции при­род­ных эко­си­стем Рос­сии. М., 2005; Arctic biodiversity assessment: Status and trends in Arctic biodiversity. Akureyri, 2013; Bhatt U. S. a. o. Recent declines in warming and vegetation greening trends over pan-Arctic tundra // Remote Sensing, 2013. Vol. 5. № 9.

Вернуться к началу