Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРИЕ́СТ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 395-396

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Галкина

ТРИЕ́СТ (Trieste), го­род на край­нем се­ве­ро-вос­то­ке Ита­лии, адм. центр обл. Фри­у­ли-Ве­не­ция-Джу­лия и пров. Три­ест. Нас. 205,3 тыс. чел. (2015; ок. 20% – сло­вен­цы). Рас­по­ло­жен на уз­кой по­ло­се ме­ж­ду Ад­риа­ти­че­ским м. и Сло­ве­ни­ей, на вост. по­бе­ре­жье Трие­ст­ско­го зал., в 145 км к вос­то­ку от Ве­не­ции. Боль­шой ка­нал (сер. 18 в., арх. М. Пи­ро­на) свя­зы­ва­ет ис­то­рич. центр го­ро­да с мо­рем. Узел ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог (панъ­ев­ро­пей­ский транс­порт­ный ко­ри­дор Ве­не­ция – Люб­ля­на – Бу­да­пешт – Ки­ев). Мор. порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Рон­ки-деи-Лед­жо­на­ри (им. Пьет­ро Са­вор­нь­ян ди Браз­за; в 33 км к се­веро-за­па­ду от Т.). Трам­вай-фу­ни­ку­лёр (1902).

Ос­но­ван как рим. ко­ло­ния Тер­ге­сте (Ter­geste). С 493 входил в Остготское королевство, Ви­зан­тию, Лан­го­бар­д­ское королевство, Фран­кское государство. В 10 в. стал цен­тром епи­скоп­ст­ва. В нач. 13 в. под вла­стью Ве­не­ции, с 1382 – австр. Габс­бур­гов. Сво­бод­ный порт в 1719–1891 (ли­шён ста­ту­та из-за рос­та ан­ти­габс­бург­ских на­строе­ний по­сле вос­ста­ния 1848). В 1797 и 1805 за­нят франц. вой­ска­ми, в 1809–13 в со­ста­ве Ил­ли­рий­ских про­вин­ций Фран­ции. По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны во­шёл в со­став Ита­лии по Сен-Жер­мен­ско­му мир­но­му до­го­во­ру 1919 (под­твер­жде­но ита­ло-югосл. Ра­палль­ским до­го­во­ром 1920). Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны, в 1943–45, ок­ку­пи­ро­ван Гер­ма­ни­ей (ос­во­бо­ж­дён югосл. На­род­но-ос­во­бо­дит. ар­ми­ей). В февр. 1947 вы­де­лен в «Сво­бод­ную тер­ри­то­рию Т.», ли­к­ви­ди­ро­ван­ную по ита­ло-югосл. со­гла­ше­нию 1954; Т. и при­ле­гаю­щая к не­му на за­па­де тер­ри­то­рия ото­шли к Ита­лии (тер­ри­то­рии к вос­то­ку от Т. – к Юго­сла­вии). В 1975 Юго­сла­вия и Ита­лия под­пи­са­ли До­го­вор о гос. гра­ни­це в рай­оне Трие­ста.

Фото П.С. Павлинова Триест. Большой канал.

В Т. со­хра­ни­лись руи­ны др.-рим. со­ору­же­ний: т. н. Ар­ка Ри­чар­да (1 в. до н. э.), те­атр (1 в. до н. э. или 1–2 вв. н. э.), ак­ве­дук (1 в.). На хол­ме Сан-Джу­сто – ос­тат­ки др.-рим. фо­ру­ма, ба­зи­ли­ки Фо­рен­се (2 в. н. э.); со­бор Сан-Джу­сто в сти­ле го­ти­ки (1302–20, кам­па­ни­ла – 1343), за­мок Сан-Джу­сто в ре­нес­санс­ных фор­мах (1468–1630). В ду­хе ба­рок­ко ц. Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре (за­ло­же­на в 1627, пе­ре­строе­на в 18 в., арх. А. Поц­цо). Мн. по­строй­ки в сти­ле клас­си­циз­ма: ц. Сан-Ни­ко­ло-деи-Гре­чи (1787; фа­сад – 1818–21, арх. М. Перч), Па­лац­цо Кар­чот­ти (1799–1806, арх. Перч), зда­ния «Те­ат­ро Гран­де» (ны­не опер­ный те­атр «Джу­зеп­пе Вер­ди», 1798–1801, ар­хи­тек­то­ры Перч, Дж. А. Сель­ва), Ста­рой бир­жи (1806, арх. А. Мол­ла­ри). В ис­то­рич. сти­лях по­строе­ны за­мок Ми­ра­ма­ре (1856–60, инж. К. Юн­кер; в не­онор­манн­ском сти­ле), серб. пра­во­слав­ная ц. Св. Трои­цы и Св. Спи­ри­до­на (1869, арх. К. Ма­ча­ки­ни; в не­ови­зан­тий­ском сти­ле), си­на­го­га (1912).

В 21 в. из круп­но­го пром. цен­тра пре­вра­тил­ся в н.-и. центр ме­ж­ду­нар. зна­че­ния. Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Ме­ж­ду­нар. цен­тры: тео­ре­тич. фи­зи­ки (1964; на его ба­зе – Все­мир­ная ака­де­мия на­ук, ве­дёт ис­то­рию с 1983, совр. ста­тус с 2012), ген­ной ин­же­не­рии и био­тех­ноло­гий (1987), по нау­ке и нау­ко­ём­ким тех­но­ло­ги­ям ЮНИДО (1988); Нац. ин-т океа­но­гра­фии и экс­пе­рим. гео­фи­зи­ки (ве­дёт ис­то­рию с 18 в.). На­уч. парк AREA (1982; ла­зер­ные ис­сле­до­ва­ния в на­уч. и пром. це­лях; в его струк­ту­ре – Ме­ж­ду­нар. ис­сле­до­ва­тель­ский ла­зер­ный центр). Ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рия Нац. ин-та ас­т­ро­фи­зи­ки (ве­дёт ис­то­рию с 1753). Ву­зы: Ун-т Т. (гос.; ве­дёт ис­то­рию с 1877; ста­тус ун-та с 1924); Мо­ре­ход­ный ин-т (ве­дёт ис­то­рию с 1754); Ме­ж­ду­нар. выс­шая шко­ла пе­ре­до­вых ис­сле­до­ва­ний (1978). Ун-т ко­фе (1999; в Т. с 2002). Гор. биб­лио­те­ки, в т. ч. им. А. Хор­ти­са (1793). Сре­ди му­зе­ев – Га­ле­рея совр. иск-ва «Ре­воль­тел­ла» (1872), ху­дож. «Сар­то­рио» (1949); гор. му­зеи: ис­то­рии и иск-ва (1843), ес­теств. ис­то­рии (1846; с 1903 вклю­ча­ет Гор. бо­та­нич. сад, 1842), мо­ря (1904), те­ат­раль­ный им. К. Шмид­ля (1924), ис­то­рии Ро­ди­ны (1925), «За­мок и Ар­се­нал» (1932), Ри­зие­ра-ди-Сан-Саб­ба (быв. конц­ла­герь; 1965), во­ен.-ис­то­рич. им. Д. де Эн­ри­кеса (1997), вост. иск-ва (2001); Нац. му­зей Ан­тарк­ти­ды (1996) и др. Ме­мо­ри­ал «Фой­ба ди Ба­со­виц­ца» (италь­ян­цам, по­гиб­шим в 1943–45; 1992). Те­ат­ры: опер­ный «Джу­зеп­пе Вер­ди» (1801), муль­ти­жан­ро­вые «По­ли­теа­ма Рос­сет­ти» (1954; зда­ние 1878) и «Ми­е­ла» (1990). Еже­год­ные ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли: на­уч­но-фан­та­стич. филь­мов (1963–1982 и с 2000), ки­но­фес­ти­валь (с 1989). Мор. ак­ва­ри­ум (1933).

Сре­ди круп­ней­ших спор­тив­ных арен – фут­боль­ный ста­ди­он «Не­рео Рок­ко» (1992; ок. 32,5 тыс. мест) и кры­тая аре­на «Па­ла-Трие­сте» (1999; ок. 7 тыс. мест). Про­во­дят­ся па­рус­ная ре­га­та «Бар­ко­ла­на» (с 1969; од­на из круп­ней­ших в ми­ре по чис­лу уча­ст­ни­ков) и ме­ж­ду­нар. спор­тив­ный празд­ник «Ба­ви­зе­ла» (вклю­ча­ет ма­ра­фон, три­ат­лон и др.).

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг; её ве­ду­щие сек­то­ра: адм., фи­нан­со­вые и транс­порт­но-ло­ги­стич. ус­лу­ги, тор­гов­ля и н.-и. дея­тель­ность. В Т. ба­зи­ру­ют­ся штаб-квар­ти­ры ком­па­ний: су­до­строит. «Fincantieri» (один из ми­ро­вых ли­де­ров в про­из-ве кру­из­ных и во­ен. су­дов), мо­ре­ход­ной «Italia Marittima» (од­на из ста­рей­ших в ми­ре), стра­хо­вой «Assicurazioni Generali» (од­на из круп­ней­ших в Ита­лии и Ев­ро­пе) и др., ря­да ком­мерч. бан­ков (в т. ч. сло­вен. Zadruž na kraška banka), ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ции «Центр.-Ев­роп. ини­циа­ти­ва» (со­дей­ст­ву­ет раз­ви­тию стран Центр. Ев­ро­пы). Про­во­дят­ся ме­ж­ду­нар. вы­став­ки: пе­ре­до­вых на­уч.-тех­нич. ис­сле­до­ва­ний (1 раз в 2 го­да), фар­ма­цев­ти­че­ская «Expo­pharm» и ди­зай­на «100% Design» (обе – еже­год­но; все – в Вы­ста­воч­ном ком­плек­се «Fiera Trieste»).

Мор. порт Т. – один из круп­ней­ших в Ита­лии (гру­зо­обо­рот 56 млн. т, 2013; 506 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ, 2014); аван­порт для ря­да стран Центр. Ев­ро­пы, об­слу­жи­ва­ет их свя­зи с ази­ат. стра­на­ми, и в пер­вую оче­редь с Тур­ци­ей (па­ром­ное со­об­ще­ние со Стам­бу­лом и Мер­си­ном). Пас­са­жир­ский тер­ми­нал при­ни­ма­ет кру­из­ные лай­не­ры (100 тыс. пас­са­жи­ров в год). Круп­ней­ший в Ита­лии (ок. 40% внутр. по­треб­но­стей) и в Сре­ди­зем­но­мо­рье порт по пе­ре­груз­ке ко­фе.

Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти: чёр­ная ме­тал­лур­гия, ма­ши­но­строе­ние и неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая. Ме­тал­лур­гич. за­во­ды ком­па­ний «Arvedi» (ок. 370 тыс. т чу­гу­на в год; един­ст­вен­ный про­из­во­ди­тель в стра­не) и «Jindal Saw Italia» (тру­бо­про­кат). Сре­ди круп­ней­ших пред­при­ятий ма­ши­но­строе­ния – за­во­ды ком­па­ний: фин. «Wärtsilä» (вы­пуск су­до­вых дви­га­те­лей, элек­тро­ге­не­ра­то­ров, тур­бин, греб­ных вин­тов и др.; один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе), «C. R. Impianti» (па­ро­вые кот­лы, га­зо­вое обо­ру­до­ва­ние и др.), 4 су­до­ре­монт­ных до­ка и су­до­строит. верфь «San Rocco» (мор. ях­ты). НПЗ ком­па­нии «Eni» (мощ­ность 5,2 млн. т сы­рой неф­ти в год). Так­же вы­пуск хи­мич. во­ло­кон, стро­ит. ма­те­риа­лов, сан­тех­нич. из­де­лий и из­де­лий из ху­дож. стек­ла, ме­бе­ли, обо­ев, ма­ка­рон­ных из­де­лий и олив­ко­во­го мас­ла; пе­ре­ра­бот­ка ко­фе (Т. – «ко­фей­ная сто­ли­ца» Ита­лии; груп­па пред­при­ятий по ком­плекс­ной пе­ре­ра­бот­ке ко­фе) и джу­та.

Лит.: Ruaro Loseri L. Guida di Trieste. Trieste, 1985.

Вернуться к началу