СТАНОВО́Е НАГО́РЬЕ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Хорошев

СТАНОВО́Е НАГО́РЬЕ, горная система в России, в Забайкальском крае, Бурятии и Иркутской обл. Относится к природному региону Забайкалье. Простирается к востоку от северной оконечности оз. Байкал до Станового хребта на 700 км; ширина ок. 200 км.

Рельеф

Сильнорасчленённые горные хребты (Верхнеангарский, Северо-Муйский и Южно-Муйский, Удокан, Каларский, Кодар) чередуются с межгорными котловинами байкальского типа (Муйско-Куандинская впадина, Верхнечарская и др.), лежащими на выс. 500–1000 м. Наибольшая высота Станового нагорья – 3072 м (в хребте Кодар). Бóльшая часть хребтов отличается высокогорным рельефом с крутыми склонами, скалистыми гребнями, остроконечными вершинами, цирками и трогами. Широко распространены короткие висячие долины, ориентированные перпендикулярно к широким главным долинам. На выс. до 2000 м встречаются плосковершинные хребты – поверхности выравнивания, разделённые широкими долинами. В западной части хребта Удокан расположено лавовое базальтовое плато неогенового периода, преобразованное ледниково-экзарационными процессами плейстоцена. Характерна высокая сейсмичность, бывают сейсмогравитационные оползни. Активны процессы физического выветривания и гравитационного обвально-осыпного сноса. Повсеместна многолетняя мерзлота, мощность которой может достигать 400500 м на склонах и 800900 м на вершинных поверхностях (выше 2000 м). Многочисленны криогенные формы рельефа: бугры пучения, термокарстовые котловины, курумы. Активно образование морозобойных трещин. В котловинах (например, в Муйско-Куандинской) распространены серии высоких песчаных террас, унаследованные от подпрудных приледниковых озёр плейстоцена, с эоловыми формами. Поверхность высоких древнеозёрных террас переработана эоловыми процессами с формированием дефляционных котловин и дюн выс. до 8–10 м. В Верхнечарской котловине в водно-ледниковых отложениях сформировался крупный массив развеиваемых песков, местами зарастающий лиственницей и кедровым стлаником. Современные климатические условия способствуют самозарастанию площадей, подвергшихся дефляции. Распространены водокаменные сели дождевого и снегового происхождения (хребты Кодар и Удокан). Развитие селей обусловлено тектонической и сейсмической активностью, мозаичностью геологического строения и раздробленностью коренных пород в зонах разломов. Для многих участков характерна лавинная опасность.

Климат

Климат суровый, резко континентальный. Среднегодовая температура в котловинах и долинах от –5 до –12 °С. Зима морозная, продолжительная, малоснежная; средняя температура января от –30 до –40 °C с минимумом до –62 °C. Лето сравнительно тёплое в котловинах, в высокогорье – прохладное и короткое; средняя температура июля не превышает 16 °C, максимальная – до 33 °C. Осадков в год: от 300 мм в котловинах, 600 мм у подножий и до 1200 мм в высокогорье. Более 60% осадков приходится на вторую половину лета. Для котловин характерны температурные инверсии в зимний период. Мощность снежного покрова в котловинах до 1520 см, в горах в результате снеговых надувов  до 1215 м. В восточную часть Станового нагорья во второй половине лета могут проникать дальневосточные муссоны, приносящие обильные осадки. На высоте более 2500 м осадки выпадают преимущественно в твёрдом виде. С кон. 20 в. наблюдается тренд повышения среднегодовых и летних температур при относительной стабильности количества осадков.

Оледенение

Ледники сосредоточены в основном на хребте Кодар (39 ледников, общая площадь 15 км2, длина до 2,2 км). Они расположены в глубоких узких трогах и карах на высотах ок. 2500 м на южных и 2100–2300 м на северных склонах местных водоразделов. По температуре льда все ледники Кодара относятся к очень холодным со среднегодовой температурой льда у подошвы от –6 до –7 °С. Максимальная мощность каровых ледников не превосходит 150 м. В пределах Верхнеангарского хребта встречаются малые формы оледенения в цирках на склонах северной и северо-восточной экспозиции – остатки последнего оледенения. Они имеют метелевое и лавинное питание, площадь 0,1–0,2 км2; нижняя граница на выс. 1800–1900 м. Снежники мощностью до 5–8 м широко распространены на выс. 1900–2600 м. Встречаются каменные глетчеры при высотах вершинной поверхности более 1600–1700 м и наличии крутых склонов с обилием скальных выступов. Климатическая снеговая линия проходит на выс. 3100–3200 м, но языки многих ледников расположены существенно ниже. Длительная тенденция к увеличению температуры воздуха и отсутствие роста осадков ведут к сокращению ледников или их стагнации с постепенным уменьшением мощности. Существенному сокращению площади препятствуют мерзлота и низкая температура льда.

Реки и озёра

Становое нагорье имеет густую речную сеть. Пересекается в субмеридиональном направлении р. Витим. В пределах нагорья находятся верхние течения рек Чара, Мама, Верхняя Ангара, Ципа, Калар; практически полностью – бассейны субширотных рек Муя, Куанда. В питании основное значение имеет снеготаяние, для рек хребта Кодар – также ледниковое питание. На малых и средних реках до 85% годового стока приходится на период летних дождей. Малые реки могут перемерзать до дна. Русловые наледи характерны для интервалов высот 800–1200 м; площадь наледи может достигать 3,1 км2, длина – 1,3 км, толщина – 8 м. Таяние наледей в летний период провоцирует интенсивную эрозию; на участках высокольдистых многолетнемёрзлых пород глубинная и боковая эрозия приводят к активизации термокарста и термоэрозии. Много озёр, особенно ледниково-моренных, в Верхнечарской и Муйско-Куандинской котловинах. Крупнейшие озёра – Орон, Ничатка, Большое Леприндо.

Почвы, растительный и животный мир

Высотная поясность представлена горно-таёжным, подгольцовым кустарниковым, тундровым и гольцовым поясами, местами с участием гляциально-нивальных ландшафтов. В пределах горно-таёжного пояса выделяются нижний подпояс лиственнично-сосновых и пихтово-кедрово-еловых лесов и верхний подпояс лиственничных лесов. Лиственничные зеленомошные леса с кедровым стлаником на криозёмах или подзолистых почвах занимают высоты до 11001400 м. Для почв характерны криотурбации. В северных районах представлены также пихтово-елово-кедровые леса. В пределах подгольцового пояса развиты нижний лиственнично-редколесный подпояс и верхний кедрово-стланиковый подпояс с ерником, ольховником, разреженным травяно-кустарничково-лишайниковым ярусом с участием брусники, водяники, толокнянки, багульника. Выше преобладают ерниково-кустарничково-лишайниковые тундры на торфяно-литозёмах или подбурах. Большие площади до вершин занимают гольцовые пустыни с эпилитными лишайниками.

На склонах котловин – сосновые и сосново-лиственничные леса. При близком залегании мерзлоты в долинах и котловинах на выс. 700900 м доминируют лиственничные сфагновые леса, сфагновые болота с лиственницей – мари, осоковые и злаково-разнотравные луга, леса из чозении, тополя с кедровым стлаником. Таяние мерзлоты, связанное с потеплением климата, может привести к увеличению обводнённости грунтов и усилению заболачивания днищ котловин. На Верхнеангарском и Южно-Муйском хребтах находится восточная граница ареалов многих степных видов юга Сибири и Монголии.

Характерные животные горной тайги – медведь, росомаха, волк, выдра, белка, заяц, соболь, колонок, ласка, северный олень, изюбрь, лось, кабарга, косуля, кедровка, кукша, клёст. В гольцовом, тундровом и подгольцовом поясах сохранились охраняемые виды животных – снежный баран, черношапочный сурок. К охраняемым видам птиц относятся чёрный аист, беркут, орлан-белохвост, сокол-сапсан, скопа, филин, журавль красавка.

Состояние и охрана окружающей среды

Основные занятия населения – разведка и добыча полезных ископаемых, обслуживание Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, промысловая охота и рыболовство, клеточное звероводство, оленеводство. Наиболее интенсивное хозяйственное освоение происходит в пределах Верхнечарской и Муйско-Куандинской котловин. Существенные изменения ландшафтов связаны с разведкой и добычей полезных ископаемых, а также со строительством транспортных путей. При нарушении почвенно-растительного покрова активизируются криогенные процессы – термоэрозия, термокарст, солифлюкция, пучение. Это негативно влияет на транспортную инфраструктуру. Для животного мира опасность представляет браконьерство, усиливающееся по мере развития транспортной сети.

В пределах Станового нагорья созданы государственный Витимский заповедник, заказник Муйский, памятники природы Ледники Кодара, Вулкан Аку, Вулкан Сыни, Вулкан Чепе и Минеральный Источник Золотой Каскад, Голец Кропоткина, Урочище Чарские Пески, Чарский Горячий Ключ.

Туризм имеет ограниченное развитие, в основном вдоль Байкало-Амурской магистрали. К объектам познавательного экологического туризма относятся развеиваемые песчаные массивы Верхнечарской котловины. Для альпинизма используются склоны Каларского хребта. Практикуется экстремальный водный, пеший, лыжный туризм (хребты Кодар, Удокан, Южно-Муйский). Есть перспективы лечебно-оздоровительного туризма на основе горячих минеральных источников Верхнечарской и других котловин.

История исследования

Первые описания природы и ресурсов Станового нагорья провели: долины Витима – казачий атаман М. Перфильев (1638), Верхнеангарской и Муйско-Куандинской котловин, Южно-Муйского хребта – российский топограф И. В. Орлов (1855), хребтов Каларский и Удокан – российский топограф А. Ф. Усольцев (18571858), Делюн-Уранского, Северо-Муйского и Южно-Муйского хребтов – П. А. Кропоткин. В 20 в. большой вклад в научное описание природы Станового нагорья внесли В. А. Обручев, российские геологи Н. А. Флоренсов и В. П. Солоненко, ботаники Л. И. Малышев и Д. В. Лопатин, В. С. Преображенский.

Медведев Д. Г. Условия обитания редких и исчезающих млекопитающих гор Байкальской Сибири на примере хищных и горных копытных // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – 2007. – № 2(54). – с. 97–106.
Лукашов А. А. Феномен формирования структурно-эрозионных селей в Байкальской рифтовой зоне // Селевые потоки: катастрофы, риск, прогноз, защита. – Пятигорск : Институт «Севкавгипроводхоз», 2008. – С. 49–52.
Еникеев Ф. И. Плейстоценовые оледенения восточного Забайкалья и юго-востока Средней Сибири // Геоморфология. – 2009. – № 2. – С. 33–49.
Лапердин В. К. Геодинамика опасных процессов в зонах природно-техногенных комплексов Восточной Сибири / В. К. Лапердин, Р. А. Качура. – Иркутск : Институт земной коры СО РАН, 2010.
Плюснин В. М. Динамика нивально-гляциальных систем юга Восточной Сибири / Плюснин В. М., Китов А. Д. // Лед и Снег. – 2010. – № 2 (110). – С. 5–11.
Еникеев Ф. И. Ледники хребта Кодар (Северное Забайкалье) / Еникеев Ф. И., Старышко В. Е. // География и природные ресурсы. – 2014. – № 1. – С. 107–117.
Гуринов А. Л. Опасные геоморфологические процессы в зоне хозяйственного освоения Станового нагорья / Гуринов А. Л., Токарева Е. А. // Инженерные изыскания в строительстве : материалы XI Общероссийской конференции изыскательских организаций. – Москва : Академическая наука, 2015. – С. 173–177.
Иванов Е. Н. Динамика снежно-ледовых геосистем гор юга Восточной Сибири. – Иркутск : Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2015.
Лапердин В. К. Сейсмогеодинамический фактор формирования селей на южных склонах хребта Кодар / В. К. Лапердин, В. А. Саньков, А. А. Добрынина // Геодинамика и тектонофизика. – 2017. – Т. 8, № 4. – С. 933–947.
Бочарников М. В. Региональные черты в географии флористического разнообразия Станового нагорья // Проблемы ботаники Южной Сибири и Монголии. – Барнаул, 2018. – № 17. – С. 21–25.
Снытко В. А. Байкало-Джугджурская физико-географическая область / Снытко В. А., Коновалова Т. И. // Современные проблемы ландшафтоведения и геоэкологии. – Минск, 2018. – С. 63-66.
Ананичева М. Д. Исследования Верхнеангарской группы ледников / М. Д. Ананичева, Г. Ю. Пакин, А. Л. Энтин // Лёд и Снег. – 2019. – Т. 59, № 3. – С. 423–432.
Будаев Р. Ц. Голоценовый эоловый морфолитогенез в рифтовых долинах северо-восточной «ветви» байкальской рифтовой зоны / Будаев Р. Ц., Коломиец В. Л // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 1 (79). Ч.1. – С. 102–105.

Вернуться к началу