ОКТЯ́БРЬСК
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОКТЯ́БРЬСК, город в России, в зап. части Самарской обл., образует гор. округ. Нас. 26,5 тыс. чел. (2017). Расположен в юго-зап. части Самарской Луки, на правом берегу р. Волга (пристань), близ вост. окраины г. Сызрань. О. вытянут узкой полосой (примерно на 30 км) между берегом Волги и юж. склонами Приволжской возвышенности. В пределах гор. территории – неск. ж.-д. станций (в т. ч. Октябрьск, Правая Волга).
Город вырос из нескольких поселений, расположенных на берегу Волги. С 1684 известна слобода Городище (один из опорных пунктов на Сызранской засечной черте; с нач. 18 в. село называлось Вознесенское, Костычи, Старые Костычи), к западу от неё возникло с. Батраки (впервые упоминается в 1704; осн. занятие его жителей – обслуживание переправы через Волгу, гл. обр. перевозка скота). С развитием регулярного пароходного сообщения по Волге в нач. 1860-х гг. к западу от с. Батраки построена пристань (в осн. для обслуживания г. Сызрань), при которой возник пос. Батраки-Пристань (позднее объединился с с. Батраки). В нач. 1870-х гг. на базе местного сырья (месторождения битуминозных известняков) построены первые в России асфальтовые заводы (в т. ч. в 1871 в с. Печерское, в окрестностях с. Старые Костычи; в 1875 – в с. Батраки; к нач. 20 в. в районе работало 6 заводов). В 1877 открыто постоянное движение по ж.-д. линиям Сызрань – Батраки и Батраки – Кинель. В 1876 к востоку от с. Старые Костычи начато строительство ж.-д. моста через Волгу, возник посёлок строителей Правая Волга. Близ него в 1882 основан посёлок рабочих Печерского асфальтового завода (в 1925 переименован в Первомайский). В 1942 объединением рабочего пос. (с 1928) Батраки, посёлков Первомайский, Правая Волга и с. Старые Костычи создан Октябрьский р-н г. Сызрань. В 1956 территория района выделена в г. Октябрьск.
Одна из достопримечательностей – Сызранский (Александровский) ж.-д. мост через Волгу (1876–80, инженеры Н. А. Белелюбский, В. М. Березин; в 1950-х гг. достроен 2-й путь; реконструкция 2004), один из самых длинных в Европе на момент открытия (длина св. 1400 м). Сохранились водонапорная башня, депо, жилые дома служащих станции (все – кон. 19 в.), ж.-д. вокзал (нач. 20 в.). Краеведч. музей (1985; в быв. дерев. здании ж.-д. вокзала, 1890-е гг.).
Предприятия ж.-д. транспорта, по произ-ву стройматериалов. Важное значение для гор. экономики имеет перевалка грузов с железной дороги на речные суда и обратно.