Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́ВЕРНЫЙ МОРСКО́Й ПУТЬ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 639-640

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Котляков

СЕ́ВЕРНЫЙ МОРСКО́Й ПУТЬ (СМП), Се­ве­ро-Вос­точ­ный про­ход (до нач. 20 в.), глав­ная рос. мор­ская ком­му­ни­ка­ция в Арк­ти­ке, про­хо­дя­щая вдоль сев. бе­регов Рос­сии по мо­рям Сев. Ле­до­ви­то­го ок. (Ба­рен­це­во, Кар­ское, Лап­те­вых, Вос­точ­но-Си­бир­ское, Чу­кот­ское) и час­тич­но Ти­хо­го ок. (Бе­рин­го­во м.), со­еди­няю­щая ев­ро­пей­ские и даль­не­во­сточ­ные пор­ты, а так­же устья су­до­ход­ных си­бир­ских рек в еди­ную транс­порт­ную сис­те­му. Ог­ра­ни­чен зап. вхо­да­ми в но­во­зе­мель­ские про­ли­вы и ме­ри­диа­ном, про­хо­дя­щим на се­вер от мы­са Же­ла­ния, и на вос­то­ке в Бе­рин­го­вом про­ли­ве па­рал­ле­лью 66° с. ш. и ме­ри­диа­ном 168°5837 з. д. Его дли­на от Кар­ских Во­рот до бух­ты Про­ви­де­ния ок. 5610 км, про­тя­жён­ность при­мы­каю­щих к не­му су­до­ход­ных реч­ных пу­тей ок. 37000 км. Аль­тер­на­ти­вой СМП слу­жат транс­порт­ные ар­те­рии, про­хо­дя­щие че­рез Су­эц­кий, Па­нам­ский ка­на­лы или оги­баю­щие мыс Доб­рой На­де­ж­ды. От С.-Пе­тер­бур­га до Вла­ди­во­сто­ка по СМП 14280 км, че­рез Су­эц­кий ка­нал 23200 км, во­круг мы­са Доб­рой На­де­ж­ды 29400 км.

Про­вод­ка транс­пор­тов че­рез ле­до­вые мас­си­вы воз­мож­на толь­ко с по­мо­щью ле­до­ко­лов. Для экс­плуа­та­ции СМП со­зда­ны спец. служ­бы: па­ро­ход­ст­ва, мор­ские, реч­ные и авиац. пор­ты, гид­ро­графич. и про­мыш­лен­но-транс­порт­ные пред­при­ятия, на­уч. ин-ты и сеть по­ляр­ных гид­ро­ме­тео­стан­ций. СМП об­слу­жи­ва­ет пор­ты Арк­ти­ки и круп­ных рек Си­би­ри, обес­пе­чи­ва­ет ввоз про­до­воль­ст­вия, то­п­ли­ва, обо­ру­до­ва­ния; вы­воз ле­са, по­лез­ных ис­ко­пае­мых. Зап. сек­тор Арк­ти­ки от Мур­ман­ска до Ду­дин­ки об­служи­ва­ет­ся ле­до­ко­ла­ми Мур­ман­ско­го, Вос­точ­ный – от Ду­дин­ки на вос­ток – Даль­не­во­сточ­но­го мор­ских па­ро­ходств.

Совр. СМП – итог мно­го­ве­ко­во­го ос­вое­ния сев. ок­ра­ин Рос­сии, его ис­то­рия на­чи­на­ет­ся с пер­вых пла­ва­ний по­мо­ров в 11–13 вв., идея прак­тич. ис­поль­зо­ва­ния СМП вы­ска­за­на рус. ди­пло­ма­том Д. Ге­ра­си­мо­вым в 1525. Ос­вое­ние арк­тич. мор. по­бе­ре­жья ве­лось си­бир­ски­ми ка­за­ка­ми и «про­мыш­лен­ны­ми людь­ми». Пла­ва­ние ле­том 1648 из устья Ко­лы­мы к р. Ана­дырь Се­мё­на Деж­нё­ва с то­ва­ри­ща­ми до­ка­за­ло раз­дель­ность Ев­ра­зии и Аме­ри­ки и на­ли­чие мор. про­хо­да из Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го ок. в Ти­хий ок. Вид­ное ме­сто в этом изу­че­нии за­ня­ли две Кам­чат­ские экс­пе­ди­ции под на­чаль­ст­вом В. Бе­рин­га, вы­со­ко­ши­рот­ная экс­пе­ди­ция во гла­ве с В. Я. Чи­ча­го­вым, Се­ве­ро-Вос­точ­ная – И. Бил­линг­са – Г. А. Са­ры­че­ва, Усть-Ян­ская и Ко­лым­ская экс­пе­ди­ции под рук. П. Ф. Ан­жу и Ф. П. Вран­ге­ля, но­во­зе­мель­ские экс­пе­ди­ции Ф. П. Лит­ке, П. К. Пах­ту­со­ва и А. К. Ци­воль­ко. Ре­зуль­та­ты их иссле­до­ва­ний пред­ре­ши­ли во­прос о воз­мож­но­сти су­до­ход­ст­ва по СМП. С 1877 на­ча­лись эпи­зо­дич. Кар­ские экс­пе­ди­ции с це­лью вы­во­за че­рез Кар­ское м. на ми­ро­вой ры­нок си­бир­ской с.-х. про­дук­ции и по­лез­ных ис­ко­пае­мых. До 1919 из-за от­сут­ст­вия в сев. мо­рях долж­но­го на­ви­гац. обо­ру­до­ва­ния, пор­тов, ле­до­ко­лов из 122 экс­пе­ди­ций толь­ко 75 про­шли ус­пеш­но. В 1878–79 швед. экс­пе­ди­ция Н. А. Э. Нор­ден­шель­да со­вер­ши­ла пер­вое сквоз­ное пла­ва­ние по СМП с зи­мов­кой у по­бе­ре­жья Чу­кот­ско­го п-ова. Сре­ди на­уч. экс­пе­ди­ций это­го пе­рио­да вы­де­ля­ют­ся: рос­сий­ские – под ко­манд. С. О. Ма­ка­ро­ва, Э. В. Тол­ля, Г. Л. Бру­си­ло­ва и В. А. Ру­са­но­ва, Г. Я. Се­до­ва, Б. А. Виль­киц­ко­го; ино­стран­ные – аме­ри­кан­ская Дж. Де-Лон­га, нор­веж­ские – во гла­ве с Ф. Нан­се­ном и во гла­ве с Р. Амунд­се­ном. По­яв­ле­ние па­ро­во­го фло­та, изо­бре­те­ние ра­дио, по­строй­ка ле­до­ко­лов по­слу­жи­ли бо­лее вы­со­ко­му уро­в­ню ис­сле­до­ва­ний СМП. Во вре­мя Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917–22 адм. А. В. Кол­чак 23.4.1919 впер­вые рас­по­ря­дил­ся о соз­да­нии К-та СМП, ко­то­рый по­сле по­ра­же­ния Вост. фрон­та Рус. ар­мии в Си­би­ри в пол­ном со­ста­ве был вве­дён в со­став уч­ре­ж­де­ний Сиб­рев­ко­ма. С 1921 ус­пеш­но осу­ще­ст­в­ля­ют­ся Кар­ские экс­пе­ди­ции, а с 1923 – Ко­лым­ские рей­сы, под­го­то­вив­шие поч­ву для от­кры­тия мо­ре­пла­ва­ния по всей трас­се СМП. В 1932 экс­пе­ди­ция на ле­до­коль­ном па­ро­хо­де «Алек­сандр Си­би­ря­ков» во гла­ве с О. Ю. Шмид­том впер­вые про­шла из Ар­хан­гель­ска до Бе­рин­го­ва прол. без зи­мов­ки, до­ка­зав воз­мож­ность экс­плуа­та­ции СМП. В 1932 соз­да­но Глав­ное управ­ле­ние СМП (Глав­сев­мор­путь), ко­то­ро­му по­ру­ча­лось про­ло­жить окон­ча­тель­но СМП от Бе­ло­го м. до Бе­рин­го­ва прол. и обес­пе­чить безо­пас­ность пла­ва­ния. В 1930–40-е гг. по­строе­ны арк­тич. пор­ты Игар­ка, Дик­сон, Пе­век, Про­ви­де­ния и др. Пла­ва­ния на «Че­лю­ски­не» (1933–34) и «Лит­ке» (1934) ещё раз под­твер­ди­ли го­тов­ность СМП к со­вер­ше­нию по не­му гру­зо­вых рей­сов. Для ос­вое­ния СМП име­ли зна­че­ние: экс­пе­ди­ции – гид­ро­гра­фи­че­ская по изу­че­нию об­ста­нов­ки трас­сы и для со­став­ле­ния на­ви­гац. карт и ло­ций, вы­со­ко­ши­рот­ная на «Сад­ко» (1935), дрейф «Ге­ор­гия Се­до­ва» (1937–40), пер­вая на­уч. стан­ция «Се­вер­ный по­люс» (1937–38) во гла­ве с И. Д. Па­па­ни­ным, тран­сарк­тич. по­лё­ты из Мо­ск­вы в США (1937), ле­до­вые пат­ру­ли (с 1938), возд. экс­пе­ди­ция на по­люс от­но­си­тель­ной не­дос­туп­но­сти (1941), по­сле­во­ен­ные экс­пе­ди­ции – на ле­до­ко­ле «Се­вер­ный по­люс» в сев.-вост. мо­ря (1946), на «Лит­ке» в Кар­ское м. (1948), на том же суд­не (1955) и ди­зель-элек­тро­хо­де «Обь» (1956) в Грен­ланд­ское мо­ре. С 1948 про­во­дят­ся вы­со­ко­ши­рот­ные возд. экс­пе­ди­ции под назв. «Се­вер». Вы­са­жен­ные на дрей­фую­щие льды стан­ции бы­ли ба­за­ми дол­го­врем. на­уч. на­блю­де­ний. С 1950 по 2013 во льдах Арк­ти­ки ра­бо­та­ли дрей­фую­щие на­уч. стан­ции «Се­вер­ный по­люс» («СП»), все­го их бы­ло 40; в 2015 на­ча­ла ра­бо­ту дрей­фую­щая на­уч. стан­ция «Се­вер­ный по­люс–2015».

Сре­ди вы­даю­щих­ся пла­ва­ний по СМП по­сле 1935 – про­вод­ка во­ен. ко­раб­лей Балт. фло­та на Даль­ний Вос­ток (1936). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны СМП – важ­ней­шая транс­порт­ная ма­ги­ст­раль Арк­ти­ки, по не­му осу­ще­ст­в­лял­ся про­ход бое­вых ко­раб­лей Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та в Ба­рен­це­во мо­ре. За 4 во­ен. го­да су­да­ми Глав­сев­мор­пу­ти вы­пол­нен боль­шой объ­ём во­ин­ских и нар.-хо­зяйств. пе­ре­во­зок. Че­рез арк­тич. пор­ты Нарь­ян-Мар, Игар­ка, Ду­дин­ка, Дик­сон, Тик­си флот снаб­жал­ся ка­мен­ным уг­лём (Пе­чор­ского и др. арк­тич. бас­сей­нов), во­ен. пром-сть – ни­ке­лем, ме­дью, ле­сом. Пе­ре­воз­ки вы­пол­ня­лись при про­ти­во­дей­ст­вии авиа­ции, под­вод­ных и над­вод­ных ко­раб­лей про­тив­ни­ка, в ми­ни­ро­ван­ных при­бреж­ных во­дах. Арк­тич. ком­му­ни­ка­ции за­щи­щал Сев. флот, су­до­ход­ст­во обес­пе­чи­ва­лось сис­те­мой мор. кон­во­ев. По СМП про­шли сот­ни су­дов, из них ок. 170 – в кон­во­ях. Бы­ло пе­ре­ве­зе­но св. 4 млн. т разл. гру­зов. С по­мо­щью ле­до­ко­лов не­ред­ко реч­ные су­да пе­ре­во­ди­ли из ев­роп. пор­тов на ре­ки Си­би­ри (с 1948), ры­бо­ло­вец­кие су­да – на Даль­ний Вос­ток (с 1951) и др. Всту­п­ле­ние в строй но­вых мощ­ных су­дов ле­до­во­го клас­са, усо­вер­шен­ст­во­ва­ние обо­ру­до­ва­ния арк­тич. пор­тов, соз­да­ние се­ти по­ляр­ных стан­ций и об­сер­ва­то­рий слу­жи­ли пре­вра­ще­нию СМП в ма­ги­ст­раль мас­со­вой пе­ре­воз­ки хо­зяйств. гру­зов.

В 1991 СМП от­крыт для ме­ж­ду­нар. су­до­ход­ст­ва. В 21 в. Рос­сия про­дол­жает ос­вое­ние и ис­поль­зо­ва­ние СМП, рас­ши­ре­нию ко­то­ро­го спо­соб­ст­ву­ет гло­баль­ное по­те­п­ле­ние кли­ма­та и со­кра­щение льдов в Арк­ти­ке. Од­на­ко по срав­не­нию с 1980-ми гг. объ­ём пе­ре­во­зок сни­зил­ся при­мер­но в 5–6 раз. В 2011 по это­му пу­ти про­шли 34 ком­мерч. суд­на (для срав­не­ния – че­рез Су­эц­кий ка­нал в год про­хо­дит 18000 су­дов). В 2013 тран­зит­ные пе­ре­воз­ки по СМП со­ста­ви­ли ок. 1,3 млн. т, до 2019 пред­по­ла­га­ет­ся уве­ли­че­ние гру­зо­по­то­ка до 50 млн. т/год. Судь­ба СМП в зна­чит. сте­пе­ни за­ви­сит от раз­ра­бот­ки раз­ве­дан­ных в его зо­не ми­нер. ре­сур­сов.

В 2012 при­нят Фе­де­раль­ный за­кон «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­дат. ак­ты РФ в час­ти гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­го­во­го мо­ре­пла­ва­ния в ак­ва­то­рии Се­вер­но­го мор­ско­го пу­ти», ко­то­рым пре­ду­смот­рен ряд мер по раз­ви­тию СМП, в т. ч. соз­да­ние ад­ми­ни­ст­ра­ции в фор­ме фе­де­раль­но­го гос. ка­зён­но­го уч­ре­ж­де­ния (ФГКУ), под­ве­дом­ст­вен­но­го Рос­мор­реч­фло­ту (ос­но­ва­но по рас­по­ря­же­нию Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 15.3.2013). Су­ще­ст­ву­ет ме­ж­ду­нар. про­ект «Се­вер­ный мор­ской ко­ри­дор» по соз­да­нию на ба­зе СМП еди­ной транс­порт­ной сис­те­мы пор­тов и ин­фра­струк­ту­ры в сев. час­ти Ев­ро­пы.

Лит.: Ви­зе В. Ю. Мо­ря Со­вет­ской Арк­ти­ки. 3-е изд. М.; Л., 1948; Ис­то­рия от­кры­тия и ос­вое­ния Се­вер­но­го мор­ско­го пу­ти. М.; Л., 1956–1959. Т. 1, 3; Бе­лов М. И. Путь че­рез Ле­до­ви­тый оке­ан. М., 1963; Ари­кай­нен А. И. Су­до­ход­ст­во во льдах Арк­ти­ки. М., 1990; Або­но­си­мов В. И. Ис­кус­ст­во ле­до­во­го пла­ва­ния. Вла­ди­во­сток, 2002.

Вернуться к началу