Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИМ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 489--496

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Е. Андронов (история), А. Л. Близнюков (архитектура, 15–18 вв.), А. Г. Вяземцева (архитектура, кон. 18–21 вв.), Т. А. Галкина (экономика); >>
Панорама города. Слева – собор Святого Петра (Ватикан). Фото A. Livio

РИМ (Roma), сто­ли­ца Ита­лии, адм. центр обл. Ла­цио и пров. Рим, име­ет ста­тус «осо­бой сто­лич­ной ком­му­ны». Нас. 2872,1 тыс. чел. (2014; в т. ч. 9,5% – им­ми­гран­ты), с учё­том при­го­ро­дов св. 4,3 млн. чел. Рас­по­ло­жен в центр. час­ти Апен­нин­ско­го п-ова, на хол­ми­стой рав­ни­не Рим­ская Кам­па­нья, на р. Тибр, в 24 км от по­бе­ре­жья Тир­рен­ско­го моря. В пре­де­лах гор. чер­ты на­хо­дит­ся гос-во Ва­ти­кан. Гл. транс­порт­ный узел стра­ны. К вос­то­ку от Р. про­хо­дит «Ав­то­стра­да Солн­ца»; во­круг го­ро­да со­ору­же­на Боль­шая коль­це­вая ав­то­до­ро­га (1962). Круп­ней­ший ж.-д. узел Центр. Ита­лии. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­ты: Фью­ми­чи­но (им. Ле­о­нар­до да Вин­чи; 1961) и Чам­пи­но (им. Джо­ван­ни Бат­ти­ста Пас­ти­не). Мет­ро­по­ли­тен (1955).

Ис­то­рию Р. до 476 см. в ст. Рим Древ­ний. По­сле па­де­ния Зап. Рим. им­пе­рии (476) Р., пе­ре­жи­вав­ший глу­бо­кий по­ли­тич. и де­мо­гра­фич. кри­зис, во­шёл в со­став ко­ро­лев­ст­ва Одоа­кра, за­тем в Ос­т­гот­ское ко­ро­лев­ст­во. С 536, во вре­мя войн Ви­зан­тии с ост­го­та­ми, не­од­но­крат­но пе­ре­хо­дил из рук в ру­ки, с 552 под вла­стью Ви­зан­тии. Сла­бость имп. вла­сти при­ве­ла к уси­ле­нию в го­ро­де влия­ния пап, власть ко­то­рых над Р. окон­ча­тель­но офор­ми­лась бла­го­да­ря т. н. пи­пи­но­ву да­ру 756 и об­ра­зо­ва­нию Пап­ско­го гос-ва (см. Пап­ская об­ласть). 25.12.800 в Р. со­стоя­лась ко­ро­на­ция Кар­ла I Ве­ли­ко­го. По­сле раз­граб­ле­ния в 846 араб. пи­ра­та­ми Р. по при­ка­зу па­пы Льва IV был ок­ру­жён мощ­ны­ми ук­ре­п­ле­ния­ми. В 1084 раз­граб­лен нор­ман­на­ми. В сред­ние ве­ка аре­на кон­флик­тов ме­ж­ду разл. феод. ро­да­ми (Са­вел­ли, Ор­си­ни, Ко­лон­на и др.), а так­же борь­бы гвель­фов и ги­бел­ли­нов. В ре­зуль­та­те вос­ста­ния 1143 про­воз­гла­ше­на рес­пуб­ли­ка, ком­му­наль­ные при­ви­ле­гии под­твер­ж­дены Кли­мен­том III (1187–91) толь­ко в 1188 (гор. ав­то­но­мия бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на Ин­но­кен­ти­ем III). В пе­ри­од Авинь­он­ско­го пле­не­ния пап (1309–77) пе­ре­жил пе­ри­од по­ли­тич. и эко­но­мич. упад­ка. Уси­ле­ние по­зи­ций тор­го­во-ре­мес­лен­ных сло­ёв при­ве­ло к обо­ст­ре­нию их про­ти­во­стоя­ния со зна­тью. В ре­зуль­та­те вос­ста­ния по­по­ла­нов под рук. Ко­ла ди Ри­ен­цо в 1347 Р. про­воз­гла­шён рес­пуб­ли­кой. В де­каб­ре то­го же го­да Ко­ла ди Ри­ен­цо был из­гнан из Р. в хо­де за­го­во­ра пред­ста­ви­те­лей рим. знат­ных ро­дов, ко­то­рые фак­ти­че­ски кон­тро­ли­ро­ва­ли го­род до сер. 15 в. Власть рим. пап окон­ча­тель­но вос­ста­нов­ле­на при Сик­сте IV (1471–84). В 15–16 вв. круп­ный центр куль­ту­ры Воз­ро­ж­де­ния. Раз­граб­ле­ние Р. вой­ска­ми Кар­ла V (1527) по­дор­ва­ло эко­но­мич. мощь го­ро­да и вы­зва­ло упа­док ре­мес­ла и тор­гов­ли. Под влия­ни­ем Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. и италь­ян­ско­го по­хо­да На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та в 1798 в Р. вновь про­воз­глаше­на рес­пуб­ли­ка (см. Рим­ская рес­пуб­ли­ка). В 1799 взят не­апо­ли­тан­ской ар­ми­ей, в 1805 за­хва­чен фран­цу­за­ми. Свет­ская власть пап бы­ла вос­ста­нов­ле­на по­сле па­де­ния На­по­ле­о­на I в 1814. В хо­де Ре­во­лю­ции 1848 в Ита­лии в Р. вспых­ну­ло вос­ста­ние, за­кон­чив­шее­ся бег­ст­вом Пия IX в Га­эту и про­воз­гла­ше­ни­ем рес­пуб­ли­ки 9.2.1849. В ию­ле франц. вой­ска взя­ли Р. и вос­ста­но­ви­ли пап­скую власть. В хо­де Ри­сорд­жи­мен­то по­сле эва­куа­ции франц. войск, вы­сту­пав­ших га­ран­том со­хра­не­ния Пап­ско­го гос-ва, Р. оса­ж­дён итал. ар­ми­ей и ка­пи­ту­ли­ро­вал 20.9.1870. 3.2.1871 стал сто­ли­цей Итал. ко­ро­лев­ст­ва. За па­пой Рим­ским бы­ли со­хра­не­ны Ва­ти­кан­ский и Ла­те­ран­ский двор­цы, а так­же за­го­род­ная ре­зи­ден­ция в Кас­тель-Ган­доль­фо и др. 28.10.1922 в Р. про­шли мас­со­вые ше­ст­вия в под­держ­ку на­зна­че­ния Б. Мус­со­ли­ни пре­мьер-ми­ни­ст­ром («По­ход на Рим» 1922). В соответствии с Ла­те­ран­скими со­гла­ше­ни­ями 1929 на тер­ри­то­рии Р. уч­ре­ж­де­но гос-во Ва­ти­кан. По­сле па­де­ния ре­жи­ма Мус­со­ли­ни в 1943–44 ок­ку­пи­ро­ван герм. ар­ми­ей, под­верг­шей на­се­ле­ние го­ро­да ре­прес­си­ям (мас­со­вое убий­ст­во в Ар­деа­тин­ских пе­ще­рах в мар­те 1944 и др.). Ос­во­бо­ж­дён 4.6.1944 анг­ло-амер. вой­ска­ми. С 1946 сто­ли­ца Итал. Рес­пуб­ли­ки. Ме­сто под­пи­са­ния Рим­ских до­го­во­ров 1957.

Колонна Траяна. Мрамор. 107–113. Архитектор Аполлодор из Дамаска.

Центр совр. го­ро­да за­ни­ма­ет об­шир­ная ар­хео­ло­гич. зо­на, ядром ко­то­рой яв­ля­ет­ся Рим­ский фо­рум. В от­ли­чие от не­го, мн. им­пе­ра­тор­ские фо­ру­мы строи­лись по еди­но­му пла­ну: со­хра­ни­лись фраг­мен­тар­но фо­ру­мы Це­за­ря с хра­мом Ве­не­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы (54 до н. э., по­след­няя пе­ре­строй­ка по­сле по­жа­ра 283 н. э.), Ав­гу­ста с хра­мом Мар­са Мсти­те­ля (2 г. до н. э.), Вес­па­сиа­на с хра­мом Ми­ра (75 н. э.), Нер­вы, или Про­ход­ной фо­рум, с хра­мом Ми­нер­вы (97 н. э.), Трая­на с хра­мом Бо­же­ст­вен­но­го Трая­на, ба­зи­ли­кой Уль­пия, Трая­на ко­лон­ной (107–113 н. э.) и при­мы­каю­щим рын­ком Трая­на (107–113 н. э., арх. Апол­ло­дор из Да­ма­ска).

Храмы Геркулеса Победителя (ранее считался храмом Весты, архитектор Гермодор Саламинский, ок. 120 до н. э.) и Портуна (ранее считался храмом Фортуны Вирилис, ок. 100–80 до н. э.) на Бычьем форум...
Термы Диоклетиана. 306 н. э. Ныне – Национальный римский музей. Фото Anthony Majanlanti

На Па­ла­тин­ском хол­ме рас­кры­ты Дом Ав­гу­ста и при­мы­каю­щий к не­му Дом Ли­вии (ок. 30 до н. э.), дво­рец Ти­бе­рия (под са­да­ми Фар­не­зе), руи­ны хра­мов Ки­бе­лы (191 до н. э.) и Апол­ло­на (36–28 до н. э., сго­рел в 363 н. э.), так­же двор­цо­во­го ком­плек­са вре­ме­ни имп. До­ми­циа­на (арх. Ра­би­рий). «Зо­ло­той дом» Не­ро­на (Domus Aurea, 64–68 н. э., ар­хи­тек­то­ры Це­лер и Се­вер, сохр. руи­ны и под­зем­ные по­ме­ще­ния) рас­по­ла­гал­ся на Оп­пие­вом хол­ме и со­сто­ял из мн. по­ме­ще­ний, ук­ра­шен­ных ред­ки­ми по­ро­да­ми кам­ня, сло­но­вой ко­стью, зо­ло­том, фре­ска­ми (жи­во­пи­сец Фа­бул); на мес­те ог­ром­но­го ис­кусств. озе­ра, вхо­див­ше­го в ком­плекс «Зо­ло­то­го до­ма», был со­ору­жён Ко­ли­зей. Храм Ве­не­ры и Ро­мы (са­мый боль­шой храм язы­че­ско­го Р.) по­стро­ен имп. Ад­риа­ном (121–141, со­хра­ни­лись фраг­мен­ты, рес­тав­ра­ция 1930-х гг.). За пре­де­ла­ми центр. ар­хео­ло­гич. зо­ны в Р. рас­сре­до­то­че­ны мн. др. ан­тич­ные па­мят­ни­ки. Сре­ди них три­ум­фаль­ные со­ору­же­ния: ар­ки Ар­ген­та­ри­ев (204 н. э., час­тич­но вклю­че­на в ц. Сан-Джорд­жо-ин-Ве­лаб­ро, ос­но­ва­на в 7 в., пе­ре­строе­на в 9–13 вв., за­тем в 15–17 вв.), Яну­са (4 в. н. э.) на Бычь­ем фо­ру­ме (рын­ке), Кон­стан­ти­на (312–315 н. э., близ Ко­ли­зея), ко­лон­на Мар­ка Ав­ре­лия (176–193) на Пьяц­ца (пло­щади) Ко­лон­на, Ал­тарь Ми­ра (Ara Pacis, 13–9 до н. э.; см. илл. к ст. Архитектура малых форм), воз­двиг­ну­тый в честь Ав­гу­ста (ны­не му­зей, арх. Р. Мей­ер, 1995–2006). Наи­бо­лее зна­чит. хра­мы: Фе­ро­нии (нач. 3 в. до н. э.), Ютур­ны (3 в. до н. э.), Ла­ров моря и Фор­туны (оба 2 в. до н. э.) на Лар­го-ди-Тор­ре-Ард­жен­ти­на; Гер­ку­ле­са По­бе­ди­те­ля (ра­нее счи­тал­ся хра­мом Вес­ты; пред­по­ло­жи­тель­но арх. Гер­мо­дор Са­ла­мин­ский, ок. 120 до н. э.) и Пор­ту­на (ра­нее счи­тал­ся хра­мом Фор­ту­ны Ви­ри­лис, ок. 100–80 до н. э.) на Бычь­ем фо­ру­ме; Пан­те­он; т. н. храм Ми­нер­вы Ме­ди­ки (ок. 320 н. э.). Со­хра­ни­лись фраг­мен­ты гор. стен: Сер­вия Тул­лия из ту­фо­вых квад­ров (4 в. до н. э.), Ав­ре­лиа­на из кир­пи­ча (3 в. н. э., в 1561–64 построены ворота Порта-Пиа, арх. Микеланджело), мн. мос­ты – Фаб­ри­ция (Понте-Фабричо; 62 до н. э.), Цес­тия (Понте-Честио; 1 в. до н. э.), Муль­вия (Понте-Мульвио; кон. 2 в. до н. э.), Эми­ли­ев (или Пон­те-Рот­то, пе­ре­стро­ен в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния, сохр. толь­ко центр. часть), Эли­ев [ны­не Святого Ангела (Понте-Сант-Анд­же­ло); по­свя­щён в 134 н. э.]; ак­ве­ду­ки – Де­вы (Аква-Вирго; 19 до н. э.), Клав­ди­ев (38–50 н. э.) с Не­ро­но­вы­ми ар­ка­ми, Пор­тик Эми­ли­ев (193 до н. э., реконструирован в 174 до н. э.). Из об­ществ. зда­ний со­хра­ни­лись те­ат­ры Пом­пея (55 до н. э., пер­вый ка­мен­ный те­атр в Р., сохр. фун­да­мен­ты), Мар­цел­ла (17 до н. э., сохр. 2 ниж­них яру­са, по­слу­жив­ших суб­струк­ция­ми для двор­ца Са­вел­ли-Ор­си­ни, 16 в., арх. Б. Пе­руц­ци), Баль­ба (13 до н. э., сохр. фраг­мен­ты), Боль­шой цирк у под­но­жия Па­лати­на (вос­хо­дит к цар­ско­му пе­рио­ду, мно­го­крат­но пе­ре­страи­вал­ся, сохр. руи­ны); тер­мы Ка­ра­кал­лы (216 н. э.) и Диок­ле­тиа­на (306 н. э., в центр. за­ле ц. Сан­та-Ма­рия-де­льи-Анд­же­ли-э-деи-Мартири, воз­мож­но, по про­ек­ту Ми­ке­ланд­же­ло; ны­не Национальный рим­ский му­зей). Из мн. ме­мо­ри­аль­ных со­ору­же­ний сохр. гроб­ни­цы Сци­пио­нов (3 в. до н. э.), ком­плекс гроб­ниц на Виа-Че­ли­мон­та­на (2–1 вв. до н. э.), мав­зо­леи Це­ци­лии Ме­тел­лы на Ап­пие­вой до­ро­ге (1 в. до н. э., пе­ре­стро­ен в сред­ние ве­ка), имп. Ав­гу­ста (28–23 до н. э., усы­паль­ни­ца ро­да Юли­ев, со­ору­же­на по ти­пу эт­рус­ско­го ту­му­лу­са), имп. Ад­риа­на (139 н. э., в сред­ние ве­ка пе­ре­стро­ен в За­мок Свя­то­го Ан­ге­ла), так­же ар­хит. курь­ё­зы – гроб­ни­цы Ев­ри­са­ка (2-я пол. 1 в. до н. э.) в ви­де хлеб­ной пе­чи и Цес­тия (12 до н. э.) в ви­де пи­ра­ми­ды. О ха­рак­те­ре жи­лой ар­хи­тек­ту­ры ан­тич­но­го Р. по­зво­ля­ют су­дить ос­тат­ки ин­су­лы у под­но­жия Ка­пи­то­лия (т. н. Рим­ская ин­су­ла, 2 в. н. э.). Уни­каль­ны­ми па­мят­ни­ка­ми ран­нехри­сти­ан­ско­го ис­кус­ст­ва яв­ля­ют­ся рим. ка­та­ком­бы.

Пьяцца Навона. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (1652–53, 1657–66, архитекторы Дж. и К. Райнальди, фасад – 1653–55, архитектор Ф. Борромини) и фонтан Мавра (1575, автор Дж. делла П... Фото П. С. Павлинова

По­сле Ми­лан­ско­го эдик­та ве­дёт­ся стро­и­тель­ст­во хри­сти­ан­ских церквей: Сан-Джо­ван­ни-ин-Ла­те­ра­но (см. в ст. Ла­те­ран), Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре (1-я четв. 4 в., пе­ре­строе­на в 432–440, мо­заи­ки 432–440, пе­ре­страи­ва­лась и де­ко­ри­ро­ва­лась в 13 в.; хор 1673, арх. К. Рай­наль­ди; фа­сад 1743, арх. Ф. Фу­га), Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра, Сан­ти-Джо­ван­ни-э-Пао­ло (ок. 400, пе­ре­строе­на в 1099–1118, 1154–58, ин­терь­ер 1725–34), Сан­та-Са­би­на (ос­вя­ще­на по­сле 432), а так­же цен­трич. мав­зо­ле­ев (Кон­стан­ции, позд­нее ц. Сан­та-Кос­тан­ца, до 354, мо­заи­ки 4 в.) и мар­ти­ри­ев (Сан­то-Сте­фа­но-Ро­тон­до, 468–483, ре­кон­ст­руи­ро­ван в сер. 15 в., арх. Б. Рос­сел­ли­но). В пе­ри­од ран­не­го Сред­не­веко­вья воз­во­дят­ся церк­ви Сан­ти-Кос­ма-э-Да­миа­но (526–530, мо­заи­ка в ап­си­де 527–530), Сант-Ань­е­зе-фуо­ри-ле-Му­ра (625–638, мо­заи­ки), Сан­та-Ма­рия-Ан­тик­ва (сер. 5 в., фре­ски 7–8 вв.), Сан­та-Ма­рия-ин-Кос­ме­дин (772–795, пе­ре­строе­на в 12 в. в ро­ман­ском сти­ле), Сан­та-Прас­се­де (кон. 8 в., мо­заи­ки 1-й пол. 9 в.), Сан­та-Ма­рия-ин-Дом­ни­ка (ос­но­ва­на в 5 в., но­вое зда­ние и мо­заи­ки 818–822, пе­ре­строе­но в 16 в.). В ро­ман­ском сти­ле по­строе­ны церк­ви Сан­та-Ма­рия-ин-Тра­сте­ве­ре (ос­но­ва­на в 4 в., 1140, в ап­си­де мо­заи­ка 1140 и 2-й пол. 1290-х гг., мас­тер П. Ка­вал­ли­ни, ин­терь­ер 17 в.), Сан­ти-Ку­ат­ро-Ко­ро­на­ти (11–12 вв.; ос­но­ва­на в 4 в.), Сан-Ло­рен­цо-фуо­ри-ле-Му­ра (1216, на ос­но­ва­нии ба­зи­ли­ки 330, мо­заи­ки 578–590), Сан­та-Ма­рия-ин-Ара­че­ли (ос­но­ва­на в 6 в., ок. 1250, фре­ски Ка­вал­ли­ни, Пин­ту­рик­кьо, пе­ре­строе­на в 17 в.), Сан-Кле­мен­те (верх­няя цер­ковь ме­ж­ду 1099 и 1128, ре­кон­ст­руи­рова­на в 18 в., арх. К. Фон­та­на, ниж­няя – 4 в., пе­ре­строе­на в 1084, под ней свя­ти­ли­ще Мит­ры, часть улицы и рим. дома 2 в.; фре­ски 2–12 вв.). В сти­ле го­ти­ки воз­ве­де­на ц. Сан­та-Ма­рия-со­пра-Ми­нер­ва (с 1280, фа­сад 1453). Со­хра­нив­шие­ся об­раз­цы гражд. строи­тель­ст­ва – до­ма-баш­ни Тор­ре-дел­ле-Ми­ли­цие (13 в.), Тор­ре-деи-Кон­ти (1238).

К нач. 15 в. Р. пре­бы­вал в за­пус­те­нии в ре­зуль­та­те Авинь­он­ско­го пле­не­ния пап и Ве­ли­кой схиз­мы. Ар­хит. по­ли­ти­ка па­пы Мар­ти­на V и его пре­ем­ни­ка Ев­ге­ния IV бы­ла на­прав­ле­на на рес­тав­ра­цию древ­них зда­ний, при нём бы­ли об­нов­ле­ны Ла­те­ран­ская ба­зи­ли­ка, ба­зи­ли­ка Св. Апо­сто­лов и мост Муль­вия, про­ве­де­ны ра­бо­ты на Ка­пи­то­лий­ском хол­ме. Си­туа­ция из­ме­ни­лась при па­пе Ни­ко­лае V, ко­то­рый, ру­ко­во­дству­ясь идея­ми Л. Б. Аль­бер­ти, стал вос­при­ни­мать ве­ли­ко­ле­пие ар­хи­тек­ту­ры как зри­мое во­пло­ще­ние ве­ли­чия Церк­ви. Раз­ра­бо­тан­ная при нём об­шир­ная гра­до­стро­ит. про­грам­ма ос­та­лась не­осу­ще­ст­в­лён­ной, од­на­ко со­дер­жав­шие­ся в ней идеи лег­ли в ос­но­ву гра­до­стро­ит. пре­об­ра­зо­ва­ний Пап­ско­го гос-ва вплоть до кон. 18 в. Ни­ко­лай V пе­ре­нёс ре­зи­ден­цию из Ла­те­ран­ско­го двор­ца в Ва­ти­кан, ко­то­рый стал гл. объ­ек­том пап­ско­го па­тро­на­жа в 15–17 вв. Все про­ве­дён­ные в 15 в. ра­бо­ты име­ли це­лью раз­ви­тие р-на Бор­го во­сточнее Ва­ти­ка­на и улуч­ше­ние ус­ло­вий дви­же­ния ме­ж­ду Ва­ти­ка­ном и цен­тром го­ро­да: воз­ве­дён мост Пон­те-Сис­то (1473–79), по­лу­чил своё оформ­ле­ние тре­зу­бец из 3 улиц, рас­хо­дя­щих­ся от пл. Пьяц­ца дель-По­по­ло – в 15 в. рас­чи­ще­на Виа (ули­ца) Фла­ми­ния (ны­не Виа-дель-Кор­со, вы­прав­ле­на в 17 в.), ве­ду­щая от площади в сто­ро­ну цен­тра и Ва­ти­ка­на, при па­пах Льве X и Кли­мен­те VII про­ло­же­на Виа-Ле­о­ни­на (ны­не Виа-ди-Ри­пет­та), вы­прав­ле­на Виа-дель-Ба­буи­но. При па­пе Алек­сан­д­ре VI про­ло­же­на ули­ца Виа-Алес­сан­д­ри­на, со­еди­нив­шая Ва­ти­кан­ские двор­цы и за­мок Св. Ан­ге­ла, на­ча­та прак­ти­ка экс­про­приа­ции зе­мель­ных уча­ст­ков и про­клад­ки пря­мых улиц по сло­жив­шей­ся гор. тка­ни. В про­ти­во­по­лож­ность Ни­ко­лаю V боль­шин­ст­во его пре­ем­ни­ков стре­ми­лись не столь­ко к реа­ли­за­ции це­ло­ст­ных гра­до­стро­ит. ан­самб­лей, сколь­ко к воз­ве­де­нию лич­ных ре­зи­ден­ций и улуч­ше­нию ин­фра­струк­ту­ры во­круг них: пер­вый ре­нес­санс­ный дво­рец – Па­лац­цо Сфор­ца-Че­за­ри­ни (ме­ж­ду 1458 и 1465, пе­ре­строен в 1713–30), двор­цы Св. Мар­ка (Па­лац­цо Ве­не­ция, 1471, под влиянием идей Аль­бер­ти; вос­про­из­во­дит эле­мен­ты Ко­ли­зея), кар­ди­на­ла Риа­рио (Па­лац­цо Кан­чел­ле­рия, ок. 1485–1513).

Площадь Испании. Испанская лестница (1723–26, арх. Ф. Де Санктис); церковь Сантиссима-Тринита-деи-Монти (1502–85, архитекторы Дж. делла Порта, К. Мадерно), на первом плане – фонтан «Лодочка» (1627–29,... Фото А. И. Нагаева

При па­пе Юлии II в нач. 16 в. на­чал­ся ка­че­ст­вен­но но­вый этап в раз­ви­тии ар­хи­тек­ту­ры Р. По­строе­ны ан­самбль Тем­пь­ет­то во дво­ри­ке мон. Сан-Пьет­ро-ин-Мон­то­рио (арх. Д. Бра­ман­те), про­ло­же­ны Виа-Джу­лия и Виа-дел­ла-Лун­га­ра, вдоль ко­то­рых рас­по­ла­га­лись мн. двор­цы и вил­лы (сре­ди них – вил­ла А. Кид­жи, или Фар­не­зи­на, 1508–12, арх. и жи­во­пи­сец Б. Пе­руц­ци, в рос­пи­сях при­ни­мал уча­стие Ра­фа­эль). При Льве X в 1514 по про­ек­ту А. да Сан­гал­ло Млад­ше­го на­ча­лось строи­тель­ст­во са­мо­го круп­но­го из ре­нес­санс­ных двор­цов Ри­ма – Па­лац­цо Фар­не­зе. По­сле раз­граб­ле­ния Р. вой­ска­ми имп. Кар­ла V ра­бо­ты во­зоб­но­ви­лись толь­ко при па­пе Пав­ле III: по про­ек­ту Ми­ке­ланд­же­ло соз­да­на пл. Ка­пи­то­лия, в цен­тре ко­то­рой ус­та­нов­ле­на ан­тич­ная кон­ная ста­туя Мар­ка Ав­ре­лия. Для па­пы Юлия III воз­во­дит­ся за­го­род­ная Вил­ла Джу­лия (1551–55, ны­не Нац. этрусский музей «Вилла Джулия»; в чер­те го­ро­да). Ц. Иль-Дже­зу (1568–84, ар­хи­тек­то­ры Дж. да Винь­о­ла, Дж. дел­ла Пор­та) по­слу­жи­ла про­об­ра­зом ие­зу­ит­ских церк­вей в разл. стра­нах. К 1575 про­ло­же­ны Виа-Ме­ру­ла­на, со­еди­нив­шая Ла­те­ран с ба­зи­ли­кой Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре, и др. улицы. В кон. 16 в. про­дол­жи­лись рес­тав­ра­ция ак­ве­ду­ков (арх. Д. Фон­та­на), бла­го­да­ря че­му ста­ло воз­мож­но за­се­ле­ние ра­нее за­бро­шен­ных рай­онов, про­клад­ка ши­ро­ких и пря­мых улиц, со­еди­няю­щих гл. па­лом­ни­че­ские ба­зи­ли­ки; по­стро­ен Кви­ри­наль­ский дво­рец. Грандиозный ку­пол ва­ти­кан­ско­го Свя­то­го Пет­ра со­бо­ра стал гл. ар­хит. до­ми­нан­той Р. При под­го­тов­ке го­ро­да к 1600 (юби­лей­ный год) раз­ме­ще­ны др.-егип. обе­ли­ски в ка­че­ст­ве ори­ен­ти­ров для па­лом­ни­ков и ви­зу­аль­ных цен­тров ар­хит. ан­самб­лей.

Монумент королю Виктору Эммануилу II («Алтарь Отечества»). 1885–1911 (достраивался до 1935). Архитектурный проект Дж. Саккони, скульпторы Э. Кьярадия, Э. Галлори, А. Дзанелли, Дж. Монтеверде и др. Фото П. С. Павлинова

Гра­до­стро­ит. и ар­хит. ра­бо­ты эпо­хи ба­рок­ко сле­до­ва­ли прин­ци­пам, на­ме­чен­ным в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. При па­пе Ур­ба­не VIII про­ло­же­ны мн. но­вые ули­цы, воз­ве­де­ны церк­ви Сан­та-Би­биа­на (1624–1626, арх. Дж. Л. Бер­ни­ни), Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Кон­че­цио­не (1626–36, А. Ка­зо­ни), Сан­ти-Лу­ка-э-Мар­ти­на (на­ча­та в 1634, арх. Пьет­ро да Кор­то­на), Сан-Кар­ло-ал­ле-Ку­ат­ро-Фон­та­не (1634–67, арх. Ф. Бор­ро­ми­ни), Палаццо ди-Колледжо-ди-Пропаганда-Фиде (1642–67, ар­хи­тек­то­ры Бор­ро­ми­ни, Бер­ни­ни) и др. По про­ек­там Бер­ни­ни со­ору­же­ны фон­тан Три­то­на (1642–43) и фон­тан Пчёл (1644) на пл. Пьяц­ца Бар­бе­ри­ни. В сер. 17 в. соз­дан один из са­мых зре­лищ­ных ан­самб­лей в ев­роп. ар­хи­тек­ту­ре ба­рок­ко – Пьяц­ца На­во­на; фор­ма площади по­вто­ря­ет очер­та­ния др.-рим. ста­дио­на До­ми­циа­на (ок. 86 н. э.); на ней был рас­ши­рен фа­сад Па­лац­цо Пам­фи­ли (1645–1650, арх. Дж. Рай­наль­ди), в цен­тре со­ору­жён фон­тан Че­ты­рёх рек (1648–51, скульп­тор Бер­ни­ни и мас­тер­ская), ре­кон­ст­руи­ро­ва­на ц. Сант-Ань­е­зе-ин-Аго­не (ар­хи­тек­то­ры Дж. и К. Рай­наль­ди, Бор­ро­ми­ни). Па­па Алек­сандр VII стре­мил­ся пре­вра­тить го­род в сто­ли­цу ис­кусств и вер­нуть ему при­вле­ка­тель­ность в гла­зах па­лом­ни­ков и пу­те­ше­ст­вен­ни­ков. Ре­кон­ст­руи­ру­ет­ся пл. Пьяц­ца дель-По­по­ло (по про­ек­там Бер­ни­ни от­рес­тав­ри­ро­ва­ны ба­зи­ли­ка Сан­та-Ма­рия-дель-По­по­ло и гор. во­ро­та Пор­та-дель-По­по­ло, по про­ек­ту К. Рай­наль­ди построены церк­ви-близ­не­цы Сан­та-Ма­рия-ин-Мон­те­сан­то и Сан­та-Ма­рия-деи-Ми­ра­ко­ли; пло­щадь за­вер­ше­на Дж. Ва­ла­дье в 1816–24) – один из гл. въез­дов в Р., по­лу­чив­ший яр­кий те­ат­ра­ли­зо­ван­ный вид. Гра­до­стро­ит. пре­об­ра­зо­ва­ние Р. бы­ло про­дол­же­но в 18 в.: со­ору­же­на ле­ст­ни­ца, впо­след­ст­вии по­лу­чив­шая назв. Ис­пан­ской (1723–26, арх. Ф. Де Санк­тис) и со­еди­нив­шая пл. Испании (Пьяцца ди-Спанья) и ц. Сан­тис­си­ма-Три­ни­та-деи-Мон­ти; соз­да­на пл. Пьяц­ца Сант-Инь­я­цио (1727–35, арх. Ф. Ра­гуц­ци­ни) – ред­кий при­мер гра­до­строи­тель­ст­ва в сти­ле ро­ко­ко. В сер. 18 в. воз­двиг­нут фон­тан Тре­ви в фор­мах позд­не­го ба­рок­ко (1735, арх. Н. Саль­ви), на­ча­то строи­тель­ст­во Вил­лы Аль­ба­ни (1747–67, арх. К. Мар­кь­он­ни) – од­но­го из центр. па­мят­ни­ков итал. клас­си­циз­ма.

Фото Alessio Damato Галерея и музей Боргезе (в здании Виллы Боргезе, 1608–17, архитекторы Ф. Понцио и Дж. Вазанцио; здание частично реконструировано в 1782–1802, архитекторы А. и М. Аспруччи).

Во вре­мя франц. ок­ку­па­ции в 1809–1814 на­чи­на­ет­ся ре­кон­ст­рук­ция го­ро­да, сно­сят­ся до­ма во­круг ан­тич­ных па­мят­ни­ков, за­кла­ды­ва­ет­ся «Ар­хео­ло­гич. тро­па» – ох­ран­ная зо­на от Рим. фо­ру­ма до Ап­пие­вой до­ро­ги, парк на хол­ме Пин­чо (ар­хи­тек­то­ры Г. де Жи­зор, Л. М. Бер­то, за­вер­шён Дж. Ва­ла­дье). Стро­ят­ся отд. зда­ния в сти­ле клас­си­циз­ма (Вил­ла Тор­ло­ния, арх. Ва­ла­дье, по­сле 1832 Дж. Б. Ка­рет­ти; про­пи­леи 1910). В сер. 19 в. воз­во­дят­ся: зда­ние та­бач­ной фаб­рики в Тра­сте­ве­ре (1860–63, арх. А. Сар­ти) с при­ле­гаю­щим ра­бо­чим квар­та­лом (1863, арх. А. Бу­зи­ри-Ви­чи), мос­ты че­рез Тибр [Мост Про­мыш­лен­но­сти (Пон­те-делль-Ин­ду­ст­рия), 1864]; соз­да­ёт­ся про­ект 1-го ге­не­раль­но­го пла­на Ри­ма (1864, арх. Ф. С. Ма­ла­те­ста). По­сле то­го как Р. ста­но­вит­ся сто­ли­цей Итал. ко­ро­лев­ст­ва, раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся про­ект его но­вой ре­кон­ст­рук­ции (арх. А. Ви­виа­ни, 1873). В 1870–90-е гг. в сти­ле ис­то­риз­ма стро­ят­ся жи­лые квар­та­лы с ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой: зда­ния на пл. Вик­то­ра Эм­ма­нуи­ла II (для гос­слу­жа­щих), квар­та­лы Лу­до­ви­зи (для выс­ших сло­ёв), Пра­ти-ди-Кас­тел­ло (на пра­вом бе­ре­гу р. Тибр; для бур­жуа­зии) и пром. квар­тал Тес­тач­чо, а так­же ре­пре­зен­та­тив­ные ма­ги­ст­ра­ли (ул. 20 Сен­тяб­ря со зда­ния­ми ми­ни­стерств), мо­ну­мен­таль­ные ан­самб­ли [пл. Эк­сед­ры (ны­не пл. Рес­пуб­ли­ки, Пьяцца делла-Репубблика; 1887–98, арх. Г. Кох) с фон­та­ном На­яд (1888, 1912, скульп­тор М. Ру­тел­ли)], об­ществ. зда­ния (Дво­рец юс­ти­ции, 1888–1910, арх. Г. Каль­де­ри­ни; Банк Ита­лии, 1887–1902, арх. Кох; вы­ста­воч­ный дво­рец, 1877–83, арх. П. Пья­чен­ти­ни; боль­нич­ный ком­плекс им. Ум­бер­то I, 1889–1903, арх. Дж. По­дес­ти, не­од­но­крат­но до­ст­раи­вал­ся) и мо­ну­мен­ты (объ­еди­ни­те­лю Ита­лии ко­ро­лю Вик­то­ру Эм­ма­нуи­лу II – «Ал­тарь Оте­че­ст­ва»; 1885–1911, достраивался до 1935, по про­ек­ту арх. Дж. Сак­кони). Воз­во­дят­ся ра­нее за­пре­щён­ные к строи­тель­ст­ву церк­ви не­ка­то­лич. кон­фес­сий: анг­ли­кан­ская Сан-Пао­ло-эн­тро-ле-Му­ра в со­от­вет­ст­вии с ху­дож. про­грам­мой дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла» (1872–76, арх. Дж. Э. Стрит, мо­заи­ки на пор­та­ле У. Дж. Блейк, 1909), валь­ден­ская в сти­ле нео­го­ти­ки (1883, арх. Б. Ан­доль­фи) и др., Большая си­на­го­га в сти­ле ли­бер­ти (1899–1904, ар­хи­тек­то­ры О. Ар­ман­ни, В. Кос­та). На­чи­на­ет­ся мас­штаб­ная ре­кон­ст­рук­ция ис­то­рич. цен­тра от пл. Ве­не­ции к строя­ще­му­ся мос­ту Ри­сорд­жи­мен­то (1909–11, арх. Ф. Эн­не­бик и др.), про­кла­ды­ва­ет­ся про­спект Вик­то­ра Эм­ма­нуи­ла II (1880-е гг.).

Вид района ЭУР. Фото А. Г. Вяземцевой

В нач. 20 в. за­кла­ды­ва­ют­ся но­вые рай­оны (по прин­ци­пу го­ро­да-са­да) Сан-Са­ба (1906–23, ар­хит. бю­ро «Istituto delle Case Popolari»), Ань­е­не и Гар­ба­тел­ла (ге­не­раль­ные пла­ны с 1920, под рук. Г. Джо­ван­но­ни) с жи­во­пис­ной пла­ни­ров­кой и ма­ло­этаж­ной за­строй­кой в сти­ле рим. ре­гио­на­лиз­ма. К Все­мир­ной вы­став­ке 1911 (гл. арх. М. Пья­чен­ти­ни) воз­во­дит­ся ан­самбль Вал­ле-Джу­лия с Нац. га­ле­ре­ей совр. иск-ва (1908–11, арх. Ч. Бац­ца­ни) в сти­ле эк­лек­ти­ки, а так­же квар­тал Миль­вио (ны­не Дел­ла-Вит­то­рия, арх. Й. Штюб­бен). Стиль ли­бер­ти пред­став­лен ма­ло, в осн. в ча­ст­ном («Со­ви­ный до­мик» на Вил­ле Тор­ло­ния, 1916–19, арх. В. Фа­зо­ло) и пром. [пи­во­ва­рен­ный за­вод «Пе­ро­ни», 1908–12, арх. Г. Джо­ван­но­ни, ны­не фи­ли­ал Му­зея совр. иск-ва (MACRO; МАКРО), 2000–10, арх. О. Дек и др.] строи­тель­ст­ве. Бли­зок сти­лю ли­бер­ти квар­тал Коп­пе­де (1915–27, арх. Дж. Коп­пе­де). За­строй­ка Р. вы­хо­дит за пре­де­лы гор. стен. Воз­во­дят­ся квар­та­лы Пор­ту­эн­се, Мон­те­вер­де, Но­мен­та­но и др., про­дол­жа­ет­ся ре­кон­ст­рук­ция ис­то­рич. цен­тра (сев. фа­сад и зал за­се­да­ний Палаты депутатов – Па­лац­цо Мон­те­чи­то­рио, 1903–27, арх. Э. Ба­зи­ле; тор­го­вая га­ле­рея Ко­лон­на, 1922, арх. Д. Кар­бо­не, де­кор У. Стак­ки­ни). Гра­до­стро­ит. ра­бо­ты ста­но­вят­ся од­ной из гл. со­став­ляю­щих про­па­ган­ди­ст­ской про­грам­мы Б. Мус­со­ли­ни и его ре­жи­ма. Вы­дви­га­ет­ся идея соз­да­ния «ар­хео­ло­гич. ме­га­по­ли­са», где руи­ны ан­тич­но­го Р. со­сед­ст­во­ва­ли бы с но­вы­ми об­ществ. по­строй­ка­ми (Виа-дель-Им­пе­ро, ны­не Виа-деи-Фо­ри-Им­пе­риа­ли, 1932, ар­хи­тек­то­ры А. Мунь­ос, К. Рич­чи; ан­самбль Пьяц­ца Ау­гу­сто-Им­пе­ра­то­ре, 1934–38, ар­хи­тек­то­ры В. Бал­лио Мор­пур­го, Мунь­ос; Виа-дел­ла-Кон­чи­лиа­цио­не, 1936–50, ар­хи­тек­то­ры Пья­чен­ти­ни, А. Спак­ка­рел­ли). Воз­во­дят­ся жи­лые ком­плек­сы для гос. и парт. ап­па­ра­та: квар­тал во­круг Пьяц­ца Вер­ба­но (1925, арх. Д. Бар­бь­е­ри), жи­лой ком­плекс на ул. 21 Ап­ре­ля (1931–37, арх. М. Де Рен­ци), так­же до­ход­ные и жи­лые до­ма – на на­бе­реж­ной Мар­цио в сти­ле ра­цио­на­лиз­ма (1932, арх. Ч. Вал­ле), за­строй­ка про­спек­та Вил­лы Мас­си­мо (1934–36, ар­хи­тек­то­ры М. Ри­доль­фи, В. Франкл), ча­ст­ные вил­лы в сти­лях не­оклас­си­циз­ма (Вил­ли­но Кап­пел­ли­ни, 1930, арх. Де Рен­ци) и ра­цио­на­лиз­ма; так­же мас­штаб­ные ком­плек­сы об­ществ. зда­ний – уни­вер­си­тет­ский го­ро­док (зда­ние рек­то­ра­та в сти­ле не­о­клас­си­циз­ма, арх. Пья­чен­ти­ни, зда­ния в сти­ле ра­цио­на­лиз­ма, ар­хи­тек­то­ры Дж. Па­га­но, П. Ас­кь­е­ри, Дж. Пон­ти, все 1932–35), спор­тив­ный ком­плекс («Фо­рум Мус­со­ли­ни», ны­не «Фо­рум Ита­лии», арх. Э. дель Деб­био, 1928–1938; отд. по­строй­ки в сти­ле ра­цио­на­лиз­ма, арх. Л. Мо­рет­ти, 1933–36), поч­там­ты в сти­ле ра­цио­на­лиз­ма на хол­ме Авен­тин (1932–33, ар­хи­тек­то­ры А. Ли­бе­ра, Де Рен­ци), на пл. Бо­ло­ньи (1933–1935, арх. М. Ри­доль­фи) и др. На­чи­на­ет­ся мо­ну­мен­таль­ная ре­кон­ст­рук­ция ж.-д. во­кза­ла Тер­ми­ни (1938–43, арх. А. Мад­зо­ни, не­оклас­си­ци­стич. про­ект из­ме­нён в мо­дер­ни­ст­ском клю­че в 1948–50, арх. Э. Мон­туо­ри). К не­со­сто­яв­шей­ся Все­мир­ной вы­став­ке 1942 на ав­то­до­ро­ге Рим – Ос­тия стро­ит­ся квартал Е’42 [EUR (ЭУР); гра­до­стро­ит. про­ект под рук. Пья­чен­ти­ни] с об­ществ. зда­ния­ми в сти­ле не­оклас­си­циз­ма (Дво­рец итал. ци­ви­ли­за­ции, ар­хи­тек­то­ры Дж. Гу­эр­ри­ни, Э. Ла Па­ду­ла, М. Ро­ма­но; Дво­рец кон­грес­сов, арх. Ли­бе­ра, оба за­верше­ны в 1950-е гг.), до­пол­нен­ный в 1960-е гг. зда­ния­ми штаб-квар­тир круп­ных итал. ком­па­ний (ENI, 1960–62, ар­хи­тек­то­ры М. Ба­чи­га­луп­по, У. Рат­ти, Л. Фин­ци, Э. Но­ва) и ком­мерч. бан­ков (BNL, 1961–1965, ар­хи­тек­то­ры Мо­рет­ти, В. Бал­лио-Мор­пур­го, и др.) в сти­ле мо­дер­низ­ма, а так­же жи­лы­ми квар­та­ла­ми.

В 1950–60-е гг. пре­об­ла­да­ет мо­дер­низм, ши­ро­ко ис­поль­зую­щий воз­мож­но­сти же­ле­зо­бе­то­на («Дом-Под­сол­нух», 1947–50, арх. Л. Мо­рет­ти; ки­но­те­атр «Ай­ро­не», 1953–56, арх. А. Ли­бе­ра; га­раж и ры­нок на Виа-Ма­нья-Гре­ча, 1956–1957, арх. Р. Мо­ран­ди; и др.), раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся идеи ор­га­ни­че­ской ар­хи­тек­ту­ры (дом на Виа-Пи­за­нел­ли, 1950–52, ар­хи­тек­то­ры Б. Дзе­ви, С. Ра­ди­кон­чи­ни), воз­во­дят­ся по­строй­ки, пред­вос­хи­щаю­щие по­стмо­дер­низм (штаб-квар­ти­ра Хри­сти­ан­ско-де­мо­кра­тич. пар­тии, 1955–58, арх. С. Му­ра­то­ри; дом Баль­ди, 1959–62, арх. П. Пор­то­ге­зи). К Олим­пий­ским иг­рам 1960 стро­ят­ся Па­лац­цо дел­ло-Спорт (1960, инж. П. Л. Нер­ви, арх. М. Пья­чен­ти­ни), Па­лац­цет­то дел­ло-Спорт (1958–60, инж. Нерви, арх. А. Вителлоцци), ста­ди­он «Фла­ми­нио» (1957–59, ок. 25 тыс. мест; инж. Нер­ви), Олим­пий­ская де­рев­ня (1958–60, ар­хи­тек­то­ры В. Кафь­е­ро, Ли­бе­ра, Мо­рет­ти, В. Мо­на­ко, А. Луч­чи­кен­ти), уни­вер­маг «Ла Ри­на­шен­те» (1957–61, ар­хи­тек­то­ры Ф. Аль­би­ни, Ф. Хельг), зда­ние аэ­ро­пор­та Фью­ми­чи­но (1957–60, ар­хи­тек­то­ры Луч­чи­кен­ти, Мо­на­ко, Мо­ран­ди, А. Дза­вит­те­ри) и др. В 1960-е – нач. 1980-х гг. в со­от­вет­ст­вии с идея­ми мо­дер­низ­ма воз­во­дят­ся круп­ные квар­та­лы со­ци­аль­но­го жи­лья с от­дель­но стоя­щи­ми мно­го­этаж­ны­ми кор­пу­са­ми и встро­ен­ной ин­фра­струк­ту­рой: жи­лой ком­плекс, по­стро­ен­ный по прин­ци­пам «жи­лой еди­ни­цы» Ле Кор­бю­зье в Спи­на­че­то (1964–65, арх. Л. Бар­бе­ра и др.), квар­та­лы Ка­зи­ли­но-23 (1964–65, арх. Л. Куа­ро­ни и др.), Кор­виа­ле (1972–1982, арх. М. Фьо­рен­ти­но), Лау­рен­ти­но (1971–84, арх. П. Ба­руч­чи и др.) и Ви­нье-Нуо­ве (1971–79, ар­хи­тек­то­ры В., Ф. и Л. Пас­са­рел­ли и др.), так­же круп­ные об­ществ. ком­плек­сы: Нац. б-ка им. Вик­то­ра Эм­ма­нуи­ла II (1959–70, арх. М. Кас­тел­лац­ци и др.), об­ра­зо­ват. центр Banco di Roma (1977–80, арх. М. Ко­ро­нел­ли и др.), пред­ста­ви­тель­ст­во ком­па­нии «Esso Italiana» (1978–80, ар­хи­тек­то­ры Х. Ла­фу­ен­те, Дж. Ре­бек­ки­ни).

Со 2-й пол. 20 в. ве­дут­ся экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти про­стран­ст­вен­ных ре­ше­ний цер­ков­ных зда­ний: церк­ви Но­ст­ра-Синь­о­ра-ди-Бо­на­рия (1967–82, арх. Ф. Бе­рар­дуч­чи и др.), Сан-Ва­лен­ти­но в Олим­пий­ской де­рев­не (1983–86, арх. Бе­рар­дуч­чи), Сан-Пио-да-Пьет­рель­чи­на (2005–10, ар­хит. бю­ро «Ancelmi & As­sociati»), Сан-Кор­би­ниа­но в Ин­фер­нет­то (2005–11, арх. У. Ри­ва и др.), Дио-Пад­ре-Ми­зе­ри­кор­дио­зо в Тор-Тре-Тес­те (1996–2003, арх. Р. Мей­ер). В 1980 – 2000-х гг. стро­ит­ся но­вый ком­плекс Ун-та «Тор Вер­га­та» (учеб­ные кор­пу­са, 1984–87, ар­хи­тек­то­ры А. Лам­бер­туч­чи, М. Ре­бек­ки­ни, Дж. Ро­за, В. Де Фео, арх. бю­ро «Valle»; сту­ден­че­ские об­ще­жи­тия «Тор Вергата», 2007–10, арх. Т. То­ми­но), Ис­лам­ский куль­тур­ный центр и ме­четь (1984–95, арх. П. Пор­то­ге­зи и др.). С 1990-х гг. мно­го вни­ма­ния уде­ля­ет­ся ре­к­ва­ли­фи­ка­ции пром. ар­хи­тек­ту­ры кон. 19–20 вв.: быв. дом за­ня­то­сти сле­пых (1931, арх. П. Ас­кь­е­ри, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры ра­цио­на­лиз­ма) по­сле ре­кон­ст­рук­ции за­нял юри­дич. ф-т не­го­су­дарств. Ун-та LUISS (1990–93, ар­хит. бю­ро «Passarelli»), пром. зда­ния вдоль ул. Ос­ти­ен­се – юри­дич. ф-т Ун-та «Рим-3» (1990-е гг., ар­хи­тек­то­ры А. Пас­се­ри, Дж. Пас­куа­ли), в быв. зда­нии элек­тро­стан­ции «Montemartini» раз­мес­тил­ась часть коллекции Ка­пи­то­лий­ских му­зе­ев, в зда­нии в сти­ле бру­та­лиз­ма (1970-е гг., арх. А. Кья­ра­ма­лья, ре­кон­ст­рук­ция 2008–12, ар­хит. бю­ро «Ricci & Spaini») – офис ком­па­нии «Ghella», в быв. зда­нии бой­ни в Тес­тач­чо (1888–91, арх. Дж. Эр­зох) – Му­зей совр. иск-ва (MACRO; 2010, арх. М. Кар­мас­си и др.). В ис­то­рич. цен­тре воз­ве­де­ны зда­ние Б-ки «Хе­р­циа­на» (при Ин-те ис­то­рии искусств им. М. План­ка, Гер­ма­ния; 1995, 2001–12, арх. Х. На­вар­ро Баль­де­вег и др.), остеклённая кровля зда­ния быв. Во­ен. объ­е­ди­не­ния (2013, арх. М. Фук­сас, ны­не тор­го­вые по­ме­ще­ния). Построены мно­го­функ­цио­наль­ный ком­плекс «Audi­torium Par­co della Musica» (1994–2002, арх. Р. Пиа­но и др.; здесь раз­мес­ти­лись: круп­ней­ший в Р. кон­церт­ный зал, ряд др. муз. уч­ре­ж­де­ний, те­атр-студия, 2002) и зда­ние Нац. музея искусств 21 в. (MAXXI; 2010, арх. З. Ха­дид), но­вый ж.-д. во­к­зал Ти­бур­ти­на для вы­со­ко­ско­ро­ст­ных по­ез­дов (2013, ар­хит. бю­ро ABDR), Кон­гресс-центр «Нувола» (на­чат в 2008, арх. Фук­сас и др.) и др.; на мес­те Гл. рын­ков – ком­плекс «Го­род мо­ло­дых» (2010, ар­хит. бю­ро ОМА). В про­цес­се строи­тель­ст­ва: «Го­род спор­та» (на­чат в 2007, арх. С. Ка­ла­тра­ва) и но­вый адм. центр «Ка­пи­то­лий-2» в р-не Ос­ти­ен­се (на­чат в 2012, бю­ро ABDR). Ис­то­рич. центр Р. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Р. – главный в Ита­лии и один из круп­ней­ших в ми­ре на­уч. и об­ра­зо­ват. центров. Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – На­цио­наль­ная ака­де­мия деи Лин­чеи, Нац. АН [т. н. Ака­де­мия Со­ро­ка́ (чле­нов), 1782], Королевская исп. ака­де­мия (1873), Римская мед. ака­де­мия (1875), Нац. ис­сле­до­ва­тель­ский со­вет (1923; ко­ор­ди­ни­ру­ет дея­тель­ность св. 100 н.-и. ин-тов). На­уч. ра­бо­та ве­дёт­ся так­же в ис­сле­до­ва­тель­ских цен­трах ун-тов и ака­де­мий. В г. Фра­ска­ти (в 20 км к юго-вос­то­ку от Р.) ба­зи­ру­ют­ся Нац. ин-т ядер­ной фи­зи­ки (1951), Центр сле­же­ния за по­тен­ци­аль­но опас­ны­ми для пла­не­ты ас­те­рои­да­ми (2013); в 30 км к се­ве­ро-вос­то­ку – ис­сле­до­ва­тель­ский ком­плекс «Мон­те­либ­рет­ти» (1970-е гг.). Р. – один из ве­ду­щих в ми­ре цен­тров ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти ар­хео­ло­гии, рес­тав­ра­ции, ис­то­рии и тео­рии иск-ва. В го­ро­де ок. 50 ву­зов, ве­ду­щие сре­ди гос. ун-тов: Рим­ский уни­вер­си­тет «Са­пи­ен­ца», Нац. ака­де­мия Сан-Лу­ка (14 в.), Франц. ака­де­мия (1666), «Тор Вер­га­та» («Рим-2»; 1982), «Рим-3» (1992) и «Фо­ро Ита­ли­ко» (1998). Ака­де­мия изящ­ных искусств Р. (1873), Нац. ака­де­мия дра­ма­тич. иск-ва им. С. Д’Амико (1935), Нац. ака­де­мия тан­ца (1948) и др. Б-ки: Вал­ли­чел­лиа­на (1581), Ан­ге­ли­ка (1605), Ка­са­на­тен­се (1700), Нац. центр. б-ка Р. (1875) и др. Гор. ар­хив (1871), Центр. ар­хив (1875).

В го­ро­де 270 му­зе­ев, в т. ч. в ис­то­рич. цен­тре – 103 (из них 33 – нац.). Сре­ди му­зе­ев – Ка­пи­то­лий­ские (1471; вклю­ча­ют Пи­на­ко­те­ку, 1748), Им­пе­ра­тор­ских фо­ру­мов, Центр. му­зей и ар­хив «Ри­сорд­жи­мен­то» (1911), Нац. му­зей Сред­не­ве­ко­вья (1967), совр. иск-ва MACRO (2002), галерея Дориа-Памфили, галерея Паллавичини, гале­рея Бор­ге­зе, Нац. га­ле­рея совр. иск-ва (1883). До­ма-му­зеи: Дж. Кит­са и П. Б. Шел­ли (с б-кой), Дж.Де Ки­рико и др. В ок­ре­ст­но­стях Р. – неск. все­мир­но из­вест­ных му­зе­ев и ис­то­ри­ко-куль­тур­ных дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей: в г. Палестрина (в 34 км к юго-вос­то­ку; ан­тич­ные руи­ны и ар­хео­ло­гич. му­зей), в г. Ти­во­ли (в 27 км к вос­то­ку; ар­хео­ло­гич. зо­на Вил­лы Ад­риа­на, 2 в. н. э.; дво­рец и са­ды Вил­лы Д’Эсте, 16 в.), му­зей­но-ар­хео­ло­гич. зо­на «Ос­тия Ан­ти­ка» (в 21 км к юго-западу).

В 1264 ор­га­ни­зо­ва­но те­ат­раль­ное «брат­ст­во» Гон­фа­ло­не для по­ста­нов­ки мис­те­рий в Ко­ли­зее. В 1513 пред­ста­ви­те­ли се­мьи Ме­ди­чи по­строи­ли пер­вый де­рев. те­атр. Дра­ма­тич. те­ат­ры: «Квирино» (1871), «Элисео» (1938), «Театро ди Рома» (1948; ныне в ассоциацию входят также «Ард­жен­ти­на» и «Индия»), «Гло­бус» им. С. То­ти (2003; по об­раз­цу те­ат­ра «Гло­бус» в Лон­до­не, в ре­пер­туа­ре – пье­сы У. Шек­спи­ра) и др. Ки­но­студия «Чи­не­чит­та» (1937; круп­ней­шая в Ев­ро­пе). Ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли: цир­ко­во­го иск-ва (с 2000), ки­но­фес­ти­валь (с 2006).

Нац. ака­де­мия «Сан­та-Че­чи­лия». Гос. конс. «Сан­та-Че­чи­лия» (1870; назв. и ста­тус с 1923). Римский опер­ный те­атр (Римская опера; 1880; сцены: «Театро Костанци», «Театро Национале»; при нём Ба­лет­ная шко­ла, 1928). Концерты и др. муз. мероприятия проходят на летней открытой сцене «Каракалла». Рим­ская фи­лар­мо­нич. ака­де­мия (1821; вклю­ча­ет кон­церт­ную ор­га­ни­за­цию, центр элек­трон­ной му­зы­ки, хо­ро­вые клас­сы). Уни­вер­си­тет­ское кон­церт­ное об-во (1946; ор­га­ни­зу­ет кон­цер­ты ка­мер­ной му­зы­ки и др.). Н.-и. центр «Итал. ин-т ис­то­рии му­зы­ки» (1938). Кон­грес­сы, празд­нич­ные, спор­тив­ные и пр. ме­ро­прия­тия про­во­дят­ся в зда­ни­ях «Ора­то­ри­o деи Фи­лип­пи­ни» (1632–62) и «Гран Те­ат­ро» (2002). Бо­та­нич. сад (ве­дёт ис­то­рию с кон. 13 в.; совр. ста­тус с 1883). Зоо­парк (1911). Ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рия (1938).

В Р. со­стоя­лись Олим­пий­ские иг­ры (1960), фи­на­лы чем­пио­на­тов ми­ра (1934, 1990) и Ев­ро­пы (1968, 1980) по фут­бо­лу, по пла­ва­нию (1994, 2009). Тра­ди­ци­он­но про­во­дят­ся Рим­ский ма­ра­фон (еже­год­но, вес­ной), муж­ские и жен­ские тен­нис­ные тур­ни­ры – От­кры­тый чем­пио­нат Ита­лии (совр. ста­тус с 1969). Ве­ду­щие фут­боль­ные клу­бы: «Ро­ма» (1927) – 3-крат­ный чем­пи­он стра­ны и 9-крат­ный об­ла­да­тель Куб­ка Ита­лии, фи­на­лист Куб­ка ев­роп. чем­пио­нов (1984) и Куб­ка УЕФА (1991); «Ла­цио» (1900) – 2-крат­ный чем­пи­он Ита­лии и 6-крат­ный об­ла­да­тель Куб­ка Ита­лии, по­бе­ди­тель Куб­ка об­ла­да­те­лей куб­ков (1998/99); при­ни­ма­ют со­пер­ни­ков на Олим­пий­ском ста­дио­не (от­крыт в 1937, св. 73 тыс. мест; в со­ста­ве спор­тив­но­го ком­плек­са «Фо­рум Ита­лии»).

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг, в т. ч. адм., фи­нан­со­вые, транс­порт­но-ло­ги­стич., те­ле­ком­му­ни­кац. ус­лу­ги, торговля, СМИ, н.-и. дея­тель­ность, об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра и ту­ри­стич. биз­нес. В Р. раз­ме­ща­ют­ся штаб-квар­ти­ры не­сколь­ких ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций [Про­до­воль­ст­вен­ная и с.-х. ор­га­ни­за­ция ООН (FAO), Ме­ж­ду­нар. фонд с.-х. раз­ви­тия (IFAD), Все­мир­ная про­до­вольств. про­грам­ма (WFP), Ме­ж­ду­нар. центр по изу­че­нию, ох­ра­не и рес­тав­ра­ции куль­тур­ной соб­ст­вен­но­сти (ICCROM)], круп­ней­ших итал. компаний (ENI – неф­тя­ная и га­зо­вая пром-сть, «Enel» – энер­ге­ти­ка, «Telecom Italia» – те­ле­ком­му­ни­ка­ции, «Radiotelevisione Italiana» – те­ле­ра­дио­ком­па­ния) и из­да­тельств, ре­дак­ции ве­ду­щих итал. га­зет и жур­на­лов, пред­ста­ви­тель­ст­ва мн. за­ру­беж­ных ор­га­ни­за­ций по во­про­сам изу­че­ния ис­то­рии и куль­ту­ры, иностр. пром., ин­но­вац., тор­го­вых ком­па­ний и де­неж­но-кре­дит­ных уч­ре­ж­де­ний.

Гл. ж.-д. во­кзал Р. – Тер­ми­ни об­слу­жи­ва­ет св. 150 млн. пас­са­жи­ров в год, ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Фью­ми­чи­но – 36,7 млн. пас­са­жи­ров (2012; круп­ней­ший в Ита­лии), ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Чам­пино – 4,5 млн. пас­са­жи­ров. В го­ро­де разме­ща­ет­ся один из четырёх нац. цен­тров управ­ле­ния возд. дви­же­ни­ем. Р. обслуживает мор. портовый комплекс Рима и Лацио; в его составе – порты Фью­ми­чи­но (в 26 км к юго-за­па­ду; 6,1 млн. т гру­зов), Чи­ви­та­век­кья (в 61 км к се­ве­ро-за­па­ду; 5,7 млн. т гру­зов, 2,5 млн. пас­са­жи­ров, 2011, – один из круп­ней­ших кру­из­ных пор­тов стра­ны) и Гаэта (в 118 км к юго-востоку; 0,6 млн. т грузов). НИОКР гл. обр. в об­лас­тях ин­фор­мац. и те­ле­ком­му­ни­кац. тех­но­ло­гий, авиа­кос­мич. и во­ен. пром-сти. Р. – один из ве­ду­щих цен­тров итал. мо­ды (на­ря­ду с Ми­ла­ном, Фло­рен­ци­ей и Ту­ри­ном); здесь ба­зи­руют­ся все­мир­но из­вест­ные ком­па­нии «Lau­ra Biagiotti» (мо­де­ли­ро­ва­ние оде­ж­ды) и «Bulgari» (раз­ра­бот­ка юве­лир­ных из­де­лий, ча­сов, ду­хов, ак­сес­суа­ров из ко­жи, а так­же сеть оте­лей). В ту­ри­стич. биз­не­се фор­ми­ру­ет­ся 12% ВРП (2011). Еже­год­но го­род по­се­ща­ют св. 11 млн. ту­ри­стов (по это­му по­ка­за­те­лю Р. ус­ту­па­ет в Ев­ро­пе толь­ко Лон­до­ну и Па­ри­жу). Соз­да­на спец. ту­ри­стич. зо­на «Polo Turis­tico Integrato di Roma-Valmon­to­ne» (в её со­ста­ве – один из круп­ней­ших в стра­не пар­ков раз­вле­че­ний «Rainbow Magic­land», 2011). Те­ма­тический парк «Cine­città World» (2014). Р., как и Ва­ти­кан, – один из гл. ми­ро­вых цен­тров ре­лиг. па­лом­ни­че­ст­ва.

Ин­ду­ст­ри­аль­ное про­из-во иг­ра­ет вто­ро­сте­пен­ную роль. Пре­об­ла­да­ют мел­кие и сред­ние пред­при­ятия (раз­ме­ща­ют­ся в т. н. по­лю­сах раз­ви­тия – в вост. и юго-зап. частях). Про­из-во ком­плек­тую­щих ра­кет­ной тех­ни­ки (за­вод ком­па­нии «Avio», в струк­ту­ре амер. «General Electric»), элек­трон­ных ком­по­нен­тов, элек­тро­тех­нич. из­де­лий и с.-х. ма­шин. Хи­мич. (про­дук­ция бы­то­вой хи­мии, пар­фю­мер­но-кос­ме­тич. и фар­ма­цев­тич. пре­па­ра­ты), лёг­кая (тка­ни, оде­ж­да, обувь и др. из­де­лия из кожи), пи­ще­вкусо­вая, стро­ит. ма­те­риа­лов (це­мент, стек­ло и др.) и по­ли­гра­фич. пром-сть. НПЗ (мощ­ность 4,5 млн. т сы­рой неф­ти в год; в совм. владении компаний «Erg» и франц. «Total»). Со­хра­ня­ет­ся тра­диц. ре­мес­лен­ное про­из-во (юве­лир­ные и ху­дож. из­де­лия из стек­ла, фар­фо­ра, бе­лой ке­ра­ми­ки, ко­жи и др., го­бе­ле­ны, пле­тёная ме­бель, муз. ин­ст­ру­мен­ты). Ок. 40% пл. ком­муны за­ни­ма­ют зем­ли с.-х. на­зна­че­ния (раз­ви­то ово­ще­вод­ст­во, са­до­вод­ст­во, ви­но­гра­дар­ст­во и др.). Район Фра­ска­ти – из­вест­ный центр ви­но­де­лия.

Лит.: Бу­ас­сье Р. Ар­хео­ло­ги­че­ские про­гул­ки по Ри­му. М., 1915; Nash E. Pictorial dictionary of Ancient Rome. 2nd ed. N. Y., 1968. Vol. 1–2; Accasto G., Fraticelli V., Nicco­li­ni R. L’ar­chi­tettura di Roma capitale, 1870–1970. Ro­ma, 1971; Llewellyn P. Rome in the dark ages. L., 1971; Storia d’Italia. Torino, 1972–1976. Vol. 1–6; Fried R. C. Planning the eternal city. New Haven, 1973; Fraticelli V. Roma, 1914–1929: La cittа̀ e gli architetti tra la guerra e il fascismo. Roma, 1982; Coarelli F. Roma sepolta. Roma, 1984; idem. Roma. Mil., 2008; Architettura e urbanistica. [Cat.]. Ve­ne­zia, 1984; Benevolo G. Roma: Studio per la si­ste­mazione dell’area archeologica centrale. Ro­ma, 1985; Schiffmann R. Roma felix: Aspekte der städtebaulichen Gestaltung Roms unter Papst Sixtus V. Bern; N. Y., 1985; Gross H. Rome in the age of enlightenment. Camb., 1990; Hubert E. Espace urbain et habitat а̀ Rome du Xe siècle а̀ la fin du XIIIe siècle. Rome, 1990; Roma nel Duecento / Coord. A. M. Romanini. Torino, 1991; Richardson L. jr. A new topographical dictionary of ancient Ro­me. Balt., 1992; Insolera I. Roma moderna: un secolo di storia urbanistica. Torino, 1993; Lexi­con topographicum urbis Romae / A cura di E. M. Steinby. Roma, 1993–2000. Vol. 1–6; Mar­ta R. L’architettura del Rinascimento a Roma, 1417–1503: Tecniche e tipologie. Roma, 1995; Caracciolo A. Roma capitale: Dal Risor­gimento alla crisi dello stato liberale. 5 ed. Roma, 1999; Gatto L. Storia di Roma nel Me­dio­evo. Roma, 1999; Кра­ут­хай­мер Р. Три хри­сти­ан­ские сто­ли­цы. То­по­гра­фия и по­ли­ти­ка. М.; СПб., 2000; Di Benedetto G., Ren­di­na C. Storia di Roma moderna e contempo­ra­nea. Ro­ma, 2001; Frommel C. L. Architettura alla corte papale nel Rinascimento. Mil., 2003; Archaeo­logical guide to Rome / Ed. A. La Regina. Mil., 2004; Рим: [Ис­то­рия, ар­хи­тек­ту­ра, ис­кус­ст­во: Кни­га-аль­бом]. М., 2005; La Roma di L. B. Alberti: umanisti, architetti e artisti alla scoperta dell’antico nella città del Quattro­cento. Mil., 2005; Та­руа­шви­ли Л. И. Рим в 313 го­ду: Ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ский пу­те­во­ди­тель по сто­ли­це древ­ней им­пе­рии. М., 2010.

Вернуться к началу