
РИМ
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИМ (Roma), столица Италии, адм. центр обл. Лацио и пров. Рим, имеет статус «особой столичной коммуны». Нас. 2872,1 тыс. чел. (2014; в т. ч. 9,5% – иммигранты), с учётом пригородов св. 4,3 млн. чел. Расположен в центр. части Апеннинского п-ова, на холмистой равнине Римская Кампанья, на р. Тибр, в 24 км от побережья Тирренского моря. В пределах гор. черты находится гос-во Ватикан. Гл. транспортный узел страны. К востоку от Р. проходит «Автострада Солнца»; вокруг города сооружена Большая кольцевая автодорога (1962). Крупнейший ж.-д. узел Центр. Италии. Междунар. аэропорты: Фьюмичино (им. Леонардо да Винчи; 1961) и Чампино (им. Джованни Баттиста Пастине). Метрополитен (1955).
Историю Р. до 476 см. в ст. Рим Древний. После падения Зап. Рим. империи (476) Р., переживавший глубокий политич. и демографич. кризис, вошёл в состав королевства Одоакра, затем в Остготское королевство. С 536, во время войн Византии с остготами, неоднократно переходил из рук в руки, с 552 под властью Византии. Слабость имп. власти привела к усилению в городе влияния пап, власть которых над Р. окончательно оформилась благодаря т. н. пипинову дару 756 и образованию Папского гос-ва (см. Папская область). 25.12.800 в Р. состоялась коронация Карла I Великого. После разграбления в 846 араб. пиратами Р. по приказу папы Льва IV был окружён мощными укреплениями. В 1084 разграблен норманнами. В средние века арена конфликтов между разл. феод. родами (Савелли, Орсини, Колонна и др.), а также борьбы гвельфов и гибеллинов. В результате восстания 1143 провозглашена республика, коммунальные привилегии подтверждены Климентом III (1187–91) только в 1188 (гор. автономия была ликвидирована Иннокентием III). В период Авиньонского пленения пап (1309–77) пережил период политич. и экономич. упадка. Усиление позиций торгово-ремесленных слоёв привело к обострению их противостояния со знатью. В результате восстания пополанов под рук. Кола ди Риенцо в 1347 Р. провозглашён республикой. В декабре того же года Кола ди Риенцо был изгнан из Р. в ходе заговора представителей рим. знатных родов, которые фактически контролировали город до сер. 15 в. Власть рим. пап окончательно восстановлена при Сиксте IV (1471–84). В 15–16 вв. крупный центр культуры Возрождения. Разграбление Р. войсками Карла V (1527) подорвало экономич. мощь города и вызвало упадок ремесла и торговли. Под влиянием Французской революции 18 в. и итальянского похода Наполеона Бонапарта в 1798 в Р. вновь провозглашена республика (см. Римская республика). В 1799 взят неаполитанской армией, в 1805 захвачен французами. Светская власть пап была восстановлена после падения Наполеона I в 1814. В ходе Революции 1848 в Италии в Р. вспыхнуло восстание, закончившееся бегством Пия IX в Гаэту и провозглашением республики 9.2.1849. В июле франц. войска взяли Р. и восстановили папскую власть. В ходе Рисорджименто после эвакуации франц. войск, выступавших гарантом сохранения Папского гос-ва, Р. осаждён итал. армией и капитулировал 20.9.1870. 3.2.1871 стал столицей Итал. королевства. За папой Римским были сохранены Ватиканский и Латеранский дворцы, а также загородная резиденция в Кастель-Гандольфо и др. 28.10.1922 в Р. прошли массовые шествия в поддержку назначения Б. Муссолини премьер-министром («Поход на Рим» 1922). В соответствии с Латеранскими соглашениями 1929 на территории Р. учреждено гос-во Ватикан. После падения режима Муссолини в 1943–44 оккупирован герм. армией, подвергшей население города репрессиям (массовое убийство в Ардеатинских пещерах в марте 1944 и др.). Освобождён 4.6.1944 англо-амер. войсками. С 1946 столица Итал. Республики. Место подписания Римских договоров 1957.
Центр совр. города занимает обширная археологич. зона, ядром которой является Римский форум. В отличие от него, мн. императорские форумы строились по единому плану: сохранились фрагментарно форумы Цезаря с храмом Венеры Прародительницы (54 до н. э., последняя перестройка после пожара 283 н. э.), Августа с храмом Марса Мстителя (2 г. до н. э.), Веспасиана с храмом Мира (75 н. э.), Нервы, или Проходной форум, с храмом Минервы (97 н. э.), Траяна с храмом Божественного Траяна, базиликой Ульпия, Траяна колонной (107–113 н. э.) и примыкающим рынком Траяна (107–113 н. э., арх. Аполлодор из Дамаска).
На Палатинском холме раскрыты Дом Августа и примыкающий к нему Дом Ливии (ок. 30 до н. э.), дворец Тиберия (под садами Фарнезе), руины храмов Кибелы (191 до н. э.) и Аполлона (36–28 до н. э., сгорел в 363 н. э.), также дворцового комплекса времени имп. Домициана (арх. Рабирий). «Золотой дом» Нерона (Domus Aurea, 64–68 н. э., архитекторы Целер и Север, сохр. руины и подземные помещения) располагался на Оппиевом холме и состоял из мн. помещений, украшенных редкими породами камня, слоновой костью, золотом, фресками (живописец Фабул); на месте огромного искусств. озера, входившего в комплекс «Золотого дома», был сооружён Колизей. Храм Венеры и Ромы (самый большой храм языческого Р.) построен имп. Адрианом (121–141, сохранились фрагменты, реставрация 1930-х гг.). За пределами центр. археологич. зоны в Р. рассредоточены мн. др. античные памятники. Среди них триумфальные сооружения: арки Аргентариев (204 н. э., частично включена в ц. Сан-Джорджо-ин-Велабро, основана в 7 в., перестроена в 9–13 вв., затем в 15–17 вв.), Януса (4 в. н. э.) на Бычьем форуме (рынке), Константина (312–315 н. э., близ Колизея), колонна Марка Аврелия (176–193) на Пьяцца (площади) Колонна, Алтарь Мира (Ara Pacis, 13–9 до н. э.; см. илл. к ст. Архитектура малых форм), воздвигнутый в честь Августа (ныне музей, арх. Р. Мейер, 1995–2006). Наиболее значит. храмы: Феронии (нач. 3 в. до н. э.), Ютурны (3 в. до н. э.), Ларов моря и Фортуны (оба 2 в. до н. э.) на Ларго-ди-Торре-Арджентина; Геркулеса Победителя (ранее считался храмом Весты; предположительно арх. Гермодор Саламинский, ок. 120 до н. э.) и Портуна (ранее считался храмом Фортуны Вирилис, ок. 100–80 до н. э.) на Бычьем форуме; Пантеон; т. н. храм Минервы Медики (ок. 320 н. э.). Сохранились фрагменты гор. стен: Сервия Туллия из туфовых квадров (4 в. до н. э.), Аврелиана из кирпича (3 в. н. э., в 1561–64 построены ворота Порта-Пиа, арх. Микеланджело), мн. мосты – Фабриция (Понте-Фабричо; 62 до н. э.), Цестия (Понте-Честио; 1 в. до н. э.), Мульвия (Понте-Мульвио; кон. 2 в. до н. э.), Эмилиев (или Понте-Ротто, перестроен в эпоху Возрождения, сохр. только центр. часть), Элиев [ныне Святого Ангела (Понте-Сант-Анджело); посвящён в 134 н. э.]; акведуки – Девы (Аква-Вирго; 19 до н. э.), Клавдиев (38–50 н. э.) с Нероновыми арками, Портик Эмилиев (193 до н. э., реконструирован в 174 до н. э.). Из обществ. зданий сохранились театры Помпея (55 до н. э., первый каменный театр в Р., сохр. фундаменты), Марцелла (17 до н. э., сохр. 2 нижних яруса, послуживших субструкциями для дворца Савелли-Орсини, 16 в., арх. Б. Перуцци), Бальба (13 до н. э., сохр. фрагменты), Большой цирк у подножия Палатина (восходит к царскому периоду, многократно перестраивался, сохр. руины); термы Каракаллы (216 н. э.) и Диоклетиана (306 н. э., в центр. зале ц. Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, возможно, по проекту Микеланджело; ныне Национальный римский музей). Из мн. мемориальных сооружений сохр. гробницы Сципионов (3 в. до н. э.), комплекс гробниц на Виа-Челимонтана (2–1 вв. до н. э.), мавзолеи Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге (1 в. до н. э., перестроен в средние века), имп. Августа (28–23 до н. э., усыпальница рода Юлиев, сооружена по типу этрусского тумулуса), имп. Адриана (139 н. э., в средние века перестроен в Замок Святого Ангела), также архит. курьёзы – гробницы Еврисака (2-я пол. 1 в. до н. э.) в виде хлебной печи и Цестия (12 до н. э.) в виде пирамиды. О характере жилой архитектуры античного Р. позволяют судить остатки инсулы у подножия Капитолия (т. н. Римская инсула, 2 в. н. э.). Уникальными памятниками раннехристианского искусства являются рим. катакомбы.
После Миланского эдикта ведётся строительство христианских церквей: Сан-Джованни-ин-Латерано (см. в ст. Латеран), Санта-Мария-Маджоре (1-я четв. 4 в., перестроена в 432–440, мозаики 432–440, перестраивалась и декорировалась в 13 в.; хор 1673, арх. К. Райнальди; фасад 1743, арх. Ф. Фуга), Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Санти-Джованни-э-Паоло (ок. 400, перестроена в 1099–1118, 1154–58, интерьер 1725–34), Санта-Сабина (освящена после 432), а также центрич. мавзолеев (Констанции, позднее ц. Санта-Костанца, до 354, мозаики 4 в.) и мартириев (Санто-Стефано-Ротондо, 468–483, реконструирован в сер. 15 в., арх. Б. Росселлино). В период раннего Средневековья возводятся церкви Санти-Косма-э-Дамиано (526–530, мозаика в апсиде 527–530), Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (625–638, мозаики), Санта-Мария-Антиква (сер. 5 в., фрески 7–8 вв.), Санта-Мария-ин-Космедин (772–795, перестроена в 12 в. в романском стиле), Санта-Прасседе (кон. 8 в., мозаики 1-й пол. 9 в.), Санта-Мария-ин-Домника (основана в 5 в., новое здание и мозаики 818–822, перестроено в 16 в.). В романском стиле построены церкви Санта-Мария-ин-Трастевере (основана в 4 в., 1140, в апсиде мозаика 1140 и 2-й пол. 1290-х гг., мастер П. Каваллини, интерьер 17 в.), Санти-Куатро-Коронати (11–12 вв.; основана в 4 в.), Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (1216, на основании базилики 330, мозаики 578–590), Санта-Мария-ин-Арачели (основана в 6 в., ок. 1250, фрески Каваллини, Пинтуриккьо, перестроена в 17 в.), Сан-Клементе (верхняя церковь между 1099 и 1128, реконструирована в 18 в., арх. К. Фонтана, нижняя – 4 в., перестроена в 1084, под ней святилище Митры, часть улицы и рим. дома 2 в.; фрески 2–12 вв.). В стиле готики возведена ц. Санта-Мария-сопра-Минерва (с 1280, фасад 1453). Сохранившиеся образцы гражд. строительства – дома-башни Торре-делле-Милицие (13 в.), Торре-деи-Конти (1238).
К нач. 15 в. Р. пребывал в запустении в результате Авиньонского пленения пап и Великой схизмы. Архит. политика папы Мартина V и его преемника Евгения IV была направлена на реставрацию древних зданий, при нём были обновлены Латеранская базилика, базилика Св. Апостолов и мост Мульвия, проведены работы на Капитолийском холме. Ситуация изменилась при папе Николае V, который, руководствуясь идеями Л. Б. Альберти, стал воспринимать великолепие архитектуры как зримое воплощение величия Церкви. Разработанная при нём обширная градостроит. программа осталась неосуществлённой, однако содержавшиеся в ней идеи легли в основу градостроит. преобразований Папского гос-ва вплоть до кон. 18 в. Николай V перенёс резиденцию из Латеранского дворца в Ватикан, который стал гл. объектом папского патронажа в 15–17 вв. Все проведённые в 15 в. работы имели целью развитие р-на Борго восточнее Ватикана и улучшение условий движения между Ватиканом и центром города: возведён мост Понте-Систо (1473–79), получил своё оформление трезубец из 3 улиц, расходящихся от пл. Пьяцца дель-Пополо – в 15 в. расчищена Виа (улица) Фламиния (ныне Виа-дель-Корсо, выправлена в 17 в.), ведущая от площади в сторону центра и Ватикана, при папах Льве X и Клименте VII проложена Виа-Леонина (ныне Виа-ди-Рипетта), выправлена Виа-дель-Бабуино. При папе Александре VI проложена улица Виа-Алессандрина, соединившая Ватиканские дворцы и замок Св. Ангела, начата практика экспроприации земельных участков и прокладки прямых улиц по сложившейся гор. ткани. В противоположность Николаю V большинство его преемников стремились не столько к реализации целостных градостроит. ансамблей, сколько к возведению личных резиденций и улучшению инфраструктуры вокруг них: первый ренессансный дворец – Палаццо Сфорца-Чезарини (между 1458 и 1465, перестроен в 1713–30), дворцы Св. Марка (Палаццо Венеция, 1471, под влиянием идей Альберти; воспроизводит элементы Колизея), кардинала Риарио (Палаццо Канчеллерия, ок. 1485–1513).
При папе Юлии II в нач. 16 в. начался качественно новый этап в развитии архитектуры Р. Построены ансамбль Темпьетто во дворике мон. Сан-Пьетро-ин-Монторио (арх. Д. Браманте), проложены Виа-Джулия и Виа-делла-Лунгара, вдоль которых располагались мн. дворцы и виллы (среди них – вилла А. Киджи, или Фарнезина, 1508–12, арх. и живописец Б. Перуцци, в росписях принимал участие Рафаэль). При Льве X в 1514 по проекту А. да Сангалло Младшего началось строительство самого крупного из ренессансных дворцов Рима – Палаццо Фарнезе. После разграбления Р. войсками имп. Карла V работы возобновились только при папе Павле III: по проекту Микеланджело создана пл. Капитолия, в центре которой установлена античная конная статуя Марка Аврелия. Для папы Юлия III возводится загородная Вилла Джулия (1551–55, ныне Нац. этрусский музей «Вилла Джулия»; в черте города). Ц. Иль-Джезу (1568–84, архитекторы Дж. да Виньола, Дж. делла Порта) послужила прообразом иезуитских церквей в разл. странах. К 1575 проложены Виа-Мерулана, соединившая Латеран с базиликой Санта-Мария-Маджоре, и др. улицы. В кон. 16 в. продолжились реставрация акведуков (арх. Д. Фонтана), благодаря чему стало возможно заселение ранее заброшенных районов, прокладка широких и прямых улиц, соединяющих гл. паломнические базилики; построен Квиринальский дворец. Грандиозный купол ватиканского Святого Петра собора стал гл. архит. доминантой Р. При подготовке города к 1600 (юбилейный год) размещены др.-егип. обелиски в качестве ориентиров для паломников и визуальных центров архит. ансамблей.
Градостроит. и архит. работы эпохи барокко следовали принципам, намеченным в эпоху Возрождения. При папе Урбане VIII проложены мн. новые улицы, возведены церкви Санта-Бибиана (1624–1626, арх. Дж. Л. Бернини), Санта-Мария-делла-Кончеционе (1626–36, А. Казони), Санти-Лука-э-Мартина (начата в 1634, арх. Пьетро да Кортона), Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (1634–67, арх. Ф. Борромини), Палаццо ди-Колледжо-ди-Пропаганда-Фиде (1642–67, архитекторы Борромини, Бернини) и др. По проектам Бернини сооружены фонтан Тритона (1642–43) и фонтан Пчёл (1644) на пл. Пьяцца Барберини. В сер. 17 в. создан один из самых зрелищных ансамблей в европ. архитектуре барокко – Пьяцца Навона; форма площади повторяет очертания др.-рим. стадиона Домициана (ок. 86 н. э.); на ней был расширен фасад Палаццо Памфили (1645–1650, арх. Дж. Райнальди), в центре сооружён фонтан Четырёх рек (1648–51, скульптор Бернини и мастерская), реконструирована ц. Сант-Аньезе-ин-Агоне (архитекторы Дж. и К. Райнальди, Борромини). Папа Александр VII стремился превратить город в столицу искусств и вернуть ему привлекательность в глазах паломников и путешественников. Реконструируется пл. Пьяцца дель-Пополо (по проектам Бернини отреставрированы базилика Санта-Мария-дель-Пополо и гор. ворота Порта-дель-Пополо, по проекту К. Райнальди построены церкви-близнецы Санта-Мария-ин-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи; площадь завершена Дж. Валадье в 1816–24) – один из гл. въездов в Р., получивший яркий театрализованный вид. Градостроит. преобразование Р. было продолжено в 18 в.: сооружена лестница, впоследствии получившая назв. Испанской (1723–26, арх. Ф. Де Санктис) и соединившая пл. Испании (Пьяцца ди-Спанья) и ц. Сантиссима-Тринита-деи-Монти; создана пл. Пьяцца Сант-Иньяцио (1727–35, арх. Ф. Рагуццини) – редкий пример градостроительства в стиле рококо. В сер. 18 в. воздвигнут фонтан Треви в формах позднего барокко (1735, арх. Н. Сальви), начато строительство Виллы Альбани (1747–67, арх. К. Маркьонни) – одного из центр. памятников итал. классицизма.
Во время франц. оккупации в 1809–1814 начинается реконструкция города, сносятся дома вокруг античных памятников, закладывается «Археологич. тропа» – охранная зона от Рим. форума до Аппиевой дороги, парк на холме Пинчо (архитекторы Г. де Жизор, Л. М. Берто, завершён Дж. Валадье). Строятся отд. здания в стиле классицизма (Вилла Торлония, арх. Валадье, после 1832 Дж. Б. Каретти; пропилеи 1910). В сер. 19 в. возводятся: здание табачной фабрики в Трастевере (1860–63, арх. А. Сарти) с прилегающим рабочим кварталом (1863, арх. А. Бузири-Вичи), мосты через Тибр [Мост Промышленности (Понте-делль-Индустрия), 1864]; создаётся проект 1-го генерального плана Рима (1864, арх. Ф. С. Малатеста). После того как Р. становится столицей Итал. королевства, разрабатывается проект его новой реконструкции (арх. А. Вивиани, 1873). В 1870–90-е гг. в стиле историзма строятся жилые кварталы с регулярной планировкой: здания на пл. Виктора Эммануила II (для госслужащих), кварталы Лудовизи (для высших слоёв), Прати-ди-Кастелло (на правом берегу р. Тибр; для буржуазии) и пром. квартал Тестаччо, а также репрезентативные магистрали (ул. 20 Сентября со зданиями министерств), монументальные ансамбли [пл. Экседры (ныне пл. Республики, Пьяцца делла-Репубблика; 1887–98, арх. Г. Кох) с фонтаном Наяд (1888, 1912, скульптор М. Рутелли)], обществ. здания (Дворец юстиции, 1888–1910, арх. Г. Кальдерини; Банк Италии, 1887–1902, арх. Кох; выставочный дворец, 1877–83, арх. П. Пьячентини; больничный комплекс им. Умберто I, 1889–1903, арх. Дж. Подести, неоднократно достраивался) и монументы (объединителю Италии королю Виктору Эммануилу II – «Алтарь Отечества»; 1885–1911, достраивался до 1935, по проекту арх. Дж. Саккони). Возводятся ранее запрещённые к строительству церкви некатолич. конфессий: англиканская Сан-Паоло-энтро-ле-Мура в соответствии с худож. программой движения «Искусства и ремёсла» (1872–76, арх. Дж. Э. Стрит, мозаики на портале У. Дж. Блейк, 1909), вальденская в стиле неоготики (1883, арх. Б. Андольфи) и др., Большая синагога в стиле либерти (1899–1904, архитекторы О. Арманни, В. Коста). Начинается масштабная реконструкция историч. центра от пл. Венеции к строящемуся мосту Рисорджименто (1909–11, арх. Ф. Эннебик и др.), прокладывается проспект Виктора Эммануила II (1880-е гг.).
В нач. 20 в. закладываются новые районы (по принципу города-сада) Сан-Саба (1906–23, архит. бюро «Istituto delle Case Popolari»), Аньене и Гарбателла (генеральные планы с 1920, под рук. Г. Джованнони) с живописной планировкой и малоэтажной застройкой в стиле рим. регионализма. К Всемирной выставке 1911 (гл. арх. М. Пьячентини) возводится ансамбль Валле-Джулия с Нац. галереей совр. иск-ва (1908–11, арх. Ч. Баццани) в стиле эклектики, а также квартал Мильвио (ныне Делла-Виттория, арх. Й. Штюббен). Стиль либерти представлен мало, в осн. в частном («Совиный домик» на Вилле Торлония, 1916–19, арх. В. Фазоло) и пром. [пивоваренный завод «Перони», 1908–12, арх. Г. Джованнони, ныне филиал Музея совр. иск-ва (MACRO; МАКРО), 2000–10, арх. О. Дек и др.] строительстве. Близок стилю либерти квартал Коппеде (1915–27, арх. Дж. Коппеде). Застройка Р. выходит за пределы гор. стен. Возводятся кварталы Портуэнсе, Монтеверде, Номентано и др., продолжается реконструкция историч. центра (сев. фасад и зал заседаний Палаты депутатов – Палаццо Монтечиторио, 1903–27, арх. Э. Базиле; торговая галерея Колонна, 1922, арх. Д. Карбоне, декор У. Стаккини). Градостроит. работы становятся одной из гл. составляющих пропагандистской программы Б. Муссолини и его режима. Выдвигается идея создания «археологич. мегаполиса», где руины античного Р. соседствовали бы с новыми обществ. постройками (Виа-дель-Имперо, ныне Виа-деи-Фори-Империали, 1932, архитекторы А. Муньос, К. Риччи; ансамбль Пьяцца Аугусто-Императоре, 1934–38, архитекторы В. Баллио Морпурго, Муньос; Виа-делла-Кончилиационе, 1936–50, архитекторы Пьячентини, А. Спаккарелли). Возводятся жилые комплексы для гос. и парт. аппарата: квартал вокруг Пьяцца Вербано (1925, арх. Д. Барбьери), жилой комплекс на ул. 21 Апреля (1931–37, арх. М. Де Ренци), также доходные и жилые дома – на набережной Марцио в стиле рационализма (1932, арх. Ч. Валле), застройка проспекта Виллы Массимо (1934–36, архитекторы М. Ридольфи, В. Франкл), частные виллы в стилях неоклассицизма (Виллино Каппеллини, 1930, арх. Де Ренци) и рационализма; также масштабные комплексы обществ. зданий – университетский городок (здание ректората в стиле неоклассицизма, арх. Пьячентини, здания в стиле рационализма, архитекторы Дж. Пагано, П. Аскьери, Дж. Понти, все 1932–35), спортивный комплекс («Форум Муссолини», ныне «Форум Италии», арх. Э. дель Деббио, 1928–1938; отд. постройки в стиле рационализма, арх. Л. Моретти, 1933–36), почтамты в стиле рационализма на холме Авентин (1932–33, архитекторы А. Либера, Де Ренци), на пл. Болоньи (1933–1935, арх. М. Ридольфи) и др. Начинается монументальная реконструкция ж.-д. вокзала Термини (1938–43, арх. А. Мадзони, неоклассицистич. проект изменён в модернистском ключе в 1948–50, арх. Э. Монтуори). К несостоявшейся Всемирной выставке 1942 на автодороге Рим – Остия строится квартал Е’42 [EUR (ЭУР); градостроит. проект под рук. Пьячентини] с обществ. зданиями в стиле неоклассицизма (Дворец итал. цивилизации, архитекторы Дж. Гуэррини, Э. Ла Падула, М. Романо; Дворец конгрессов, арх. Либера, оба завершены в 1950-е гг.), дополненный в 1960-е гг. зданиями штаб-квартир крупных итал. компаний (ENI, 1960–62, архитекторы М. Бачигалуппо, У. Ратти, Л. Финци, Э. Нова) и коммерч. банков (BNL, 1961–1965, архитекторы Моретти, В. Баллио-Морпурго, и др.) в стиле модернизма, а также жилыми кварталами.
В 1950–60-е гг. преобладает модернизм, широко использующий возможности железобетона («Дом-Подсолнух», 1947–50, арх. Л. Моретти; кинотеатр «Айроне», 1953–56, арх. А. Либера; гараж и рынок на Виа-Манья-Греча, 1956–1957, арх. Р. Моранди; и др.), разрабатываются идеи органической архитектуры (дом на Виа-Пизанелли, 1950–52, архитекторы Б. Дзеви, С. Радикончини), возводятся постройки, предвосхищающие постмодернизм (штаб-квартира Христианско-демократич. партии, 1955–58, арх. С. Муратори; дом Бальди, 1959–62, арх. П. Портогези). К Олимпийским играм 1960 строятся Палаццо делло-Спорт (1960, инж. П. Л. Нерви, арх. М. Пьячентини), Палаццетто делло-Спорт (1958–60, инж. Нерви, арх. А. Вителлоцци), стадион «Фламинио» (1957–59, ок. 25 тыс. мест; инж. Нерви), Олимпийская деревня (1958–60, архитекторы В. Кафьеро, Либера, Моретти, В. Монако, А. Луччикенти), универмаг «Ла Ринашенте» (1957–61, архитекторы Ф. Альбини, Ф. Хельг), здание аэропорта Фьюмичино (1957–60, архитекторы Луччикенти, Монако, Моранди, А. Дзавиттери) и др. В 1960-е – нач. 1980-х гг. в соответствии с идеями модернизма возводятся крупные кварталы социального жилья с отдельно стоящими многоэтажными корпусами и встроенной инфраструктурой: жилой комплекс, построенный по принципам «жилой единицы» Ле Корбюзье в Спиначето (1964–65, арх. Л. Барбера и др.), кварталы Казилино-23 (1964–65, арх. Л. Куарони и др.), Корвиале (1972–1982, арх. М. Фьорентино), Лаурентино (1971–84, арх. П. Баруччи и др.) и Винье-Нуове (1971–79, архитекторы В., Ф. и Л. Пассарелли и др.), также крупные обществ. комплексы: Нац. б-ка им. Виктора Эммануила II (1959–70, арх. М. Кастеллацци и др.), образоват. центр Banco di Roma (1977–80, арх. М. Коронелли и др.), представительство компании «Esso Italiana» (1978–80, архитекторы Х. Лафуенте, Дж. Ребеккини).
Со 2-й пол. 20 в. ведутся эксперименты в области пространственных решений церковных зданий: церкви Ностра-Синьора-ди-Бонария (1967–82, арх. Ф. Берардуччи и др.), Сан-Валентино в Олимпийской деревне (1983–86, арх. Берардуччи), Сан-Пио-да-Пьетрельчина (2005–10, архит. бюро «Ancelmi & Associati»), Сан-Корбиниано в Инфернетто (2005–11, арх. У. Рива и др.), Дио-Падре-Мизерикордиозо в Тор-Тре-Тесте (1996–2003, арх. Р. Мейер). В 1980 – 2000-х гг. строится новый комплекс Ун-та «Тор Вергата» (учебные корпуса, 1984–87, архитекторы А. Ламбертуччи, М. Ребеккини, Дж. Роза, В. Де Фео, арх. бюро «Valle»; студенческие общежития «Тор Вергата», 2007–10, арх. Т. Томино), Исламский культурный центр и мечеть (1984–95, арх. П. Портогези и др.). С 1990-х гг. много внимания уделяется реквалификации пром. архитектуры кон. 19–20 вв.: быв. дом занятости слепых (1931, арх. П. Аскьери, памятник архитектуры рационализма) после реконструкции занял юридич. ф-т негосударств. Ун-та LUISS (1990–93, архит. бюро «Passarelli»), пром. здания вдоль ул. Остиенсе – юридич. ф-т Ун-та «Рим-3» (1990-е гг., архитекторы А. Пассери, Дж. Паскуали), в быв. здании электростанции «Montemartini» разместилась часть коллекции Капитолийских музеев, в здании в стиле брутализма (1970-е гг., арх. А. Кьярамалья, реконструкция 2008–12, архит. бюро «Ricci & Spaini») – офис компании «Ghella», в быв. здании бойни в Тестаччо (1888–91, арх. Дж. Эрзох) – Музей совр. иск-ва (MACRO; 2010, арх. М. Кармасси и др.). В историч. центре возведены здание Б-ки «Херциана» (при Ин-те истории искусств им. М. Планка, Германия; 1995, 2001–12, арх. Х. Наварро Бальдевег и др.), остеклённая кровля здания быв. Воен. объединения (2013, арх. М. Фуксас, ныне торговые помещения). Построены многофункциональный комплекс «Auditorium Parco della Musica» (1994–2002, арх. Р. Пиано и др.; здесь разместились: крупнейший в Р. концертный зал, ряд др. муз. учреждений, театр-студия, 2002) и здание Нац. музея искусств 21 в. (MAXXI; 2010, арх. З. Хадид), новый ж.-д. вокзал Тибуртина для высокоскоростных поездов (2013, архит. бюро ABDR), Конгресс-центр «Нувола» (начат в 2008, арх. Фуксас и др.) и др.; на месте Гл. рынков – комплекс «Город молодых» (2010, архит. бюро ОМА). В процессе строительства: «Город спорта» (начат в 2007, арх. С. Калатрава) и новый адм. центр «Капитолий-2» в р-не Остиенсе (начат в 2012, бюро ABDR). Историч. центр Р. включён в список Всемирного наследия.
Р. – главный в Италии и один из крупнейших в мире науч. и образоват. центров. Среди науч. учреждений – Национальная академия деи Линчеи, Нац. АН [т. н. Академия Сорока́ (членов), 1782], Королевская исп. академия (1873), Римская мед. академия (1875), Нац. исследовательский совет (1923; координирует деятельность св. 100 н.-и. ин-тов). Науч. работа ведётся также в исследовательских центрах ун-тов и академий. В г. Фраскати (в 20 км к юго-востоку от Р.) базируются Нац. ин-т ядерной физики (1951), Центр слежения за потенциально опасными для планеты астероидами (2013); в 30 км к северо-востоку – исследовательский комплекс «Монтелибретти» (1970-е гг.). Р. – один из ведущих в мире центров исследований в области археологии, реставрации, истории и теории иск-ва. В городе ок. 50 вузов, ведущие среди гос. ун-тов: Римский университет «Сапиенца», Нац. академия Сан-Лука (14 в.), Франц. академия (1666), «Тор Вергата» («Рим-2»; 1982), «Рим-3» (1992) и «Форо Италико» (1998). Академия изящных искусств Р. (1873), Нац. академия драматич. иск-ва им. С. Д’Амико (1935), Нац. академия танца (1948) и др. Б-ки: Валличеллиана (1581), Ангелика (1605), Касанатенсе (1700), Нац. центр. б-ка Р. (1875) и др. Гор. архив (1871), Центр. архив (1875).
В городе 270 музеев, в т. ч. в историч. центре – 103 (из них 33 – нац.). Среди музеев – Капитолийские (1471; включают Пинакотеку, 1748), Императорских форумов, Центр. музей и архив «Рисорджименто» (1911), Нац. музей Средневековья (1967), совр. иск-ва MACRO (2002), галерея Дориа-Памфили, галерея Паллавичини, галерея Боргезе, Нац. галерея совр. иск-ва (1883). Дома-музеи: Дж. Китса и П. Б. Шелли (с б-кой), Дж.Де Кирико и др. В окрестностях Р. – неск. всемирно известных музеев и историко-культурных достопримечательностей: в г. Палестрина (в 34 км к юго-востоку; античные руины и археологич. музей), в г. Тиволи (в 27 км к востоку; археологич. зона Виллы Адриана, 2 в. н. э.; дворец и сады Виллы Д’Эсте, 16 в.), музейно-археологич. зона «Остия Антика» (в 21 км к юго-западу).
В 1264 организовано театральное «братство» Гонфалоне для постановки мистерий в Колизее. В 1513 представители семьи Медичи построили первый дерев. театр. Драматич. театры: «Квирино» (1871), «Элисео» (1938), «Театро ди Рома» (1948; ныне в ассоциацию входят также «Арджентина» и «Индия»), «Глобус» им. С. Тоти (2003; по образцу театра «Глобус» в Лондоне, в репертуаре – пьесы У. Шекспира) и др. Киностудия «Чинечитта» (1937; крупнейшая в Европе). Междунар. фестивали: циркового иск-ва (с 2000), кинофестиваль (с 2006).
Нац. академия «Санта-Чечилия». Гос. конс. «Санта-Чечилия» (1870; назв. и статус с 1923). Римский оперный театр (Римская опера; 1880; сцены: «Театро Костанци», «Театро Национале»; при нём Балетная школа, 1928). Концерты и др. муз. мероприятия проходят на летней открытой сцене «Каракалла». Римская филармонич. академия (1821; включает концертную организацию, центр электронной музыки, хоровые классы). Университетское концертное об-во (1946; организует концерты камерной музыки и др.). Н.-и. центр «Итал. ин-т истории музыки» (1938). Конгрессы, праздничные, спортивные и пр. мероприятия проводятся в зданиях «Ораториo деи Филиппини» (1632–62) и «Гран Театро» (2002). Ботанич. сад (ведёт историю с кон. 13 в.; совр. статус с 1883). Зоопарк (1911). Астрономич. обсерватория (1938).
В Р. состоялись Олимпийские игры (1960), финалы чемпионатов мира (1934, 1990) и Европы (1968, 1980) по футболу, по плаванию (1994, 2009). Традиционно проводятся Римский марафон (ежегодно, весной), мужские и женские теннисные турниры – Открытый чемпионат Италии (совр. статус с 1969). Ведущие футбольные клубы: «Рома» (1927) – 3-кратный чемпион страны и 9-кратный обладатель Кубка Италии, финалист Кубка европ. чемпионов (1984) и Кубка УЕФА (1991); «Лацио» (1900) – 2-кратный чемпион Италии и 6-кратный обладатель Кубка Италии, победитель Кубка обладателей кубков (1998/99); принимают соперников на Олимпийском стадионе (открыт в 1937, св. 73 тыс. мест; в составе спортивного комплекса «Форум Италии»).
Основа гор. экономики – сфера услуг, в т. ч. адм., финансовые, транспортно-логистич., телекоммуникац. услуги, торговля, СМИ, н.-и. деятельность, образование, культура и туристич. бизнес. В Р. размещаются штаб-квартиры нескольких междунар. организаций [Продовольственная и с.-х. организация ООН (FAO), Междунар. фонд с.-х. развития (IFAD), Всемирная продовольств. программа (WFP), Междунар. центр по изучению, охране и реставрации культурной собственности (ICCROM)], крупнейших итал. компаний (ENI – нефтяная и газовая пром-сть, «Enel» – энергетика, «Telecom Italia» – телекоммуникации, «Radiotelevisione Italiana» – телерадиокомпания) и издательств, редакции ведущих итал. газет и журналов, представительства мн. зарубежных организаций по вопросам изучения истории и культуры, иностр. пром., инновац., торговых компаний и денежно-кредитных учреждений.
Гл. ж.-д. вокзал Р. – Термини обслуживает св. 150 млн. пассажиров в год, междунар. аэропорт Фьюмичино – 36,7 млн. пассажиров (2012; крупнейший в Италии), междунар. аэропорт Чампино – 4,5 млн. пассажиров. В городе размещается один из четырёх нац. центров управления возд. движением. Р. обслуживает мор. портовый комплекс Рима и Лацио; в его составе – порты Фьюмичино (в 26 км к юго-западу; 6,1 млн. т грузов), Чивитавеккья (в 61 км к северо-западу; 5,7 млн. т грузов, 2,5 млн. пассажиров, 2011, – один из крупнейших круизных портов страны) и Гаэта (в 118 км к юго-востоку; 0,6 млн. т грузов). НИОКР гл. обр. в областях информац. и телекоммуникац. технологий, авиакосмич. и воен. пром-сти. Р. – один из ведущих центров итал. моды (наряду с Миланом, Флоренцией и Турином); здесь базируются всемирно известные компании «Laura Biagiotti» (моделирование одежды) и «Bulgari» (разработка ювелирных изделий, часов, духов, аксессуаров из кожи, а также сеть отелей). В туристич. бизнесе формируется 12% ВРП (2011). Ежегодно город посещают св. 11 млн. туристов (по этому показателю Р. уступает в Европе только Лондону и Парижу). Создана спец. туристич. зона «Polo Turistico Integrato di Roma-Valmontone» (в её составе – один из крупнейших в стране парков развлечений «Rainbow Magicland», 2011). Тематический парк «Cinecittà World» (2014). Р., как и Ватикан, – один из гл. мировых центров религ. паломничества.
Индустриальное произ-во играет второстепенную роль. Преобладают мелкие и средние предприятия (размещаются в т. н. полюсах развития – в вост. и юго-зап. частях). Произ-во комплектующих ракетной техники (завод компании «Avio», в структуре амер. «General Electric»), электронных компонентов, электротехнич. изделий и с.-х. машин. Химич. (продукция бытовой химии, парфюмерно-косметич. и фармацевтич. препараты), лёгкая (ткани, одежда, обувь и др. изделия из кожи), пищевкусовая, строит. материалов (цемент, стекло и др.) и полиграфич. пром-сть. НПЗ (мощность 4,5 млн. т сырой нефти в год; в совм. владении компаний «Erg» и франц. «Total»). Сохраняется традиц. ремесленное произ-во (ювелирные и худож. изделия из стекла, фарфора, белой керамики, кожи и др., гобелены, плетёная мебель, муз. инструменты). Ок. 40% пл. коммуны занимают земли с.-х. назначения (развито овощеводство, садоводство, виноградарство и др.). Район Фраскати – известный центр виноделия.